Главная » 2018 » Август » 29 » Конспект урока русского языка в 3 класса по теме "Часть речи - имя существительное".
07:06
Конспект урока русского языка в 3 класса по теме "Часть речи - имя существительное".
МБОУ «СОШ № 77» города Кемерово
План-конспект урока
Предмет, класс. Русский язык. 3 класс. Тема «Часть речи – имя существительное» Программа «Школа России» Учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2009. Тип урока: урок изучения нового материала.
Выполнила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Кащаева Елена Анатольевна
2018 г.
Цель урока: Систематизация имеющихся знаний об имени существительном. Задачи: 1. Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи. 2. Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся. 3. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение) Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы. Структура урока. I. Орг. момент. – 1 мин. II. Мотивационная установка, планирование работы – 1 мин. III. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. – 7 мин. IV. Введение в тему урока. – 3 мин. V. Изучение новой темы. – 15 мин. 1. Фронтальная работа с использованием демонстрационных слайдов. VI. Закрепление полученных знаний. – 12 мин. 1. Работа в группах (первичное закрепление). 2. Самостоятельная (дифференцированная) работа по учебнику. VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин. VIII. Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.
Ход урока: 1. Оргмомент. a) Приветствие учителя. б) Эмоциональная мотивация.
- Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И на парте – все в порядке – Ручки, книжки и тетрадки. Ножки – вместе, Спинки – ровно И к уроку все готово!
в) Ответ дежурного: - отсутствующие; - степень готовности класса к уроку; - пожелание дежурного всему классу. - Ребята, давайте составим план нашего урока: вспомним, с чего начинается урок, что мы делаем сначала, что потом. (ответы детей) А теперь посмотрим на экран, я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать. 2. Чистописание. Итак, первый пункт нашего плана работы - Упражнение для пальцев рук: ? - Слайд №2 Далее ученики пишут заданные буквы и элементы. – Почему мы на прошлом уроке работали по индивидуальным карточкам, а сегодня мы пишем одинаковую букву? (эта буква у большинства из нас получается плохо). Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа. 3.Словарная работа. След. этап урока по плану. Слайд №3, №4. На экране слова с пропущенными безударными гласными в корне, дети показывают сигнальными карточками пропущенную букву. И объясняют орфограмму, подбирают, если нужно проверочные слова. Самопроверка на экране. После проверки дети выписывают те слова, в которых встретились элементы из чистописания, обозначить в них орфограммы. - Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах? - Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки? - Чем все слова похожи между собой? (это имена существительные) - Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные? Какое слово лишнее? Почему? 4. Повторение изученного. Актуализация знаний. - Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи - имя существительное) - Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы) - А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу. Посмотрите на текст и постарайтесь его прочитать. (в нем пропущены имена существительные) Все ли вам здесь понятно? Чего не хватает? Попробуем вставить недостающие слова. Теперь мы с вами убедились, что сущ. – действительно очень важная, значимая часть речи и мы без нее обойтись не можем. -Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.) - Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?) Мы начнем создавать кластер по нашей теме? Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас,- Означено словами. - Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. (назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь. Делаем вывод: Имя существительное Очень удивительное. На вопросы Кто? и Что? Отвечать оно должно. ( Слайд 5)
5. Изучение новой темы. 1)Задание по вариантам: Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? - посмотрите на экран (Слайд 6). 1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто? 2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что? (По одному ученику от каждого варианта – отвечает. Ученики сверяют свои ответы с экраном.) Допишите еще по одному слову в каждый столбик. - Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос - что? Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные) - вывод на слайде №7. 2) А теперь я вам прочту стихотворение, которое называется «Привет». Прислала мне тётя Где же привет? Печенья, Я смотрю с нетерпением, Конфет, И с чем он? Варежки, С грибами? Шарф С капустой? И горячий привет. С вареньем? Вот варежки, Наверное, мама Шарф Привет этот прячет, И конфеты Чтобы остыл, - С печеньем… Видно очень горячий. -Какое существительное у героя стихотворения и почему вызвало такое затруднение? Можно ли увидеть привет, потрогать? Значит, есть существительные конкретные, а есть существительные абстрактные. 3) Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: (Слайд №8) (кто сможет, приведите по одному своему примеру) Холодный - …(холод) Дружный - …(дружба) Снежный - …(снег) Добрый - …(доброта) Радостный - …(радость) - Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? - Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества). - А если мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 5, то узнаем, что еще могут обозначать имена существительные. (упр-е выполняем устно) (сущ-ые могут называть действие) - Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства) (продолжаем заполнение таблицы-схемы на доске). Физкультминутка. Физкультминутка: Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы, вы хлопаете в ладоши над головой. - На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы? На слайде (№9) написано 12 букв: И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я - Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.) - Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод: Как называются такие существительные? (собственные и нарицательные)
Имена: Андрей, Иван, дядя Коля, дед Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина. Все фамилии: Петров, Николаев, Снегирев. Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок. Города: Москва, Рязань, Тула, Харьков и Казань, Вашингтон, Париж, Ханой – Пишут с буквы прописной.
6. Закрепление изученного. Задание по группам. Игра «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет». Среди данных слов на карточке найти лишнее, объяснить, почему. Допишите еще 2-3 своих слова. Капитан команды составит предложение с любым словом. По окончании работы один представитель от команды рассказывает о выполненном задании. (алгоритм работы в группе – на слайде №11) 1) Гроза, метель, стул, холод, ветер – явления природы. 2) Езда, бег, рисование, ковер, ходьба – действия. 3) Скука, гром, радость, огорчение, счастье – чувства человека.
4) Задание на слайде №13. Представлена картина, на которой нужно найти как можно больше существительных и записать их в тетрадь с вопросами. Задание дифференцировано: ученики слабого уровня выписывают все найденные предметы, сильные ученики делят существительные на лексические группы. Карточки самопроверки. 5) – Что мы еще знаем о существительном, но сегодня еще не говорили? Как изменяются существительные? Приведите примеры. -Какой еще морфологический признак мы можем указать? -Число. (слайд №14) -Прочитайте слова, что в них общего? Что интересного заметили? К.РЕНЬЯ – КОРЕНЬ Л.СА – ЛЕС ДВ.РЫ – ДВОР Р.КА- РЕКИ З.МА – ЗИМЫ Д.СКА – ДОСКИ Вывод учащихся: безударную гласную в корне можно проверить, изменив форму множественного числа существительного на форму единственного числа 6) Что еще мы знаем об имени существительном? Давайте и мы поиграем в игру «Найди своё место». У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.) По команде учителя и под музыку дети выстраиваются у доски. М.р. ж. р. с.р. Врач страна печенье Вагон сестра солнце Дедушка доброта поле Поход яблоня облако Арбуз осина крыло Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки. - Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она, моя, … ) (Слайд № 15) Дополняем кластер. 7) Упр. 7. Выполняет 2-я и 3-я группа. С одним словом составить предложение и разобрать его по членам предложение. 1 –я группа работает с тестом: «Имя существительное» 1. Какое слово является именем существительным? 1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная. 2. Укажите имя существительное женского рода: 1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон. 3. Укажите имя существительное мужского рода: 1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо. 4. Укажите имя существительное среднего рода: 1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево. 5. Какое имя существительное употребляется только в единственном числе: 1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор. 6. Какое имя существительное употребляется только во множественном числе: 1) руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги. Итог урока. Рефлексия. - Обратимся к нашему плану. (Слайд №16) Все пункты плана мы выполнили? Что еще нам осталось сделать? -Что нового мы узнали на уроке? Посмотрите на получившейся кластер. (Слайд №18)Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером мы будем пользоваться и на следующем уроке, потому что сегодня мы только начали изучать имя существительное. - Кто все понял и запомнил о существительном? - Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного? Домашнее задание. Кто все понял на уроке, дома выполняет упр.8. Кто не усвоил категорию рода и числа – упр.6. - Вы были сегодня на уроке умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Просто молодцы! Желаю вам и на следующем уроке также активно работать.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.05.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.