1. Рассмотрите с малышом иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Помогите сформировать обобщающее понятие "дикие животные", "звери". Затем попросите ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы). Помогите запомнить названия. 2. Рекомендую рассказать о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию. 3. Закрепить в словарном запасе ребенка название диких животных и их детенышей. 4. В качестве экскурсии посетите зоопарк. 5. Упражнение "Угадай кто это?" - учимся подбирать существительные к прилагательным. Бурый, косолапый, неуклюжий ... Серый, зубастый, страшный ... Хитрая, пушистая, рыжая ... Маленький, длинноухий, пугливый ... Серый ..., косолапый ..., хитрая ..., колючий ... и т.д. 6. Упражнение "Кто как подает голос" на подбор глаголов к существительным. Лиса - тявкает. Медведь - ... Волк - ... Белка - ... Еж - .. и т.д. 7. Упражнения в словообразовании. "Кто у кого" У медведицы - медвежонок (медвежата). У лисицы - ... У белки - ... У волчицы - ... У ежихи - ... У зайчихи - ... и т.д.
"Назови семью" Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок/ Папа - волк, мама - ..., детеныш - ... Папа - еж, мама - ..., детеныш - ... Папа - заяц, мама - ..., детеныш - ... Папа - лис, мама - ..., детеныш - ... и т.д. "Назови ласково" Заяц - зайчишка, зайка, зайчик. Лиса - ... Медведь - ... Волк - ... Еж - ... Белка - ... и т.д. 8. Упражнение "Кому что дадим?" на употребление дательного падежа существительного. Мясо дадим волку. Малину и мед - ... Морковку, капусту - ... Яблоко, мышку - ... Орехи и грибы - ... и т.д. 9. Упражнение "Скажи, когда много" на употребление существительного в родительном падеже множественного числа. Один волк в лесу, а в стае много волков. Одна белка - много ... 10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным. Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ... Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ... Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ... 11. Развитие связной речи. Пересказ с опорой на вопросы. Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы "выбежала", "побежала", "убежала". Лиса Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул. - Кто выбежал на полянку? - Куда побежала лиса? - Что было потом? 12. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки. Под соснами, под елками живет клубок с иголками. (еж) Быстрый, маленький зверек по деревьям прыг-скок. (белка) Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает. (медведь) 14. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков. Зайчик Зайчик серый скачет ловко, В лапках у него морковка. (Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.) 15. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (по выбору) Белкина кладовка Почему грибы на елке На сучках висят верхом? Не в корзинке, не на полке, Не во мху, не под листком - У ствола и среди веток На сучки они надеты. Кто устроил их так ловко? Кто с грибов очистил сор? Это белкина кладовка, Это белкин летний сбор! (Е. Трутнева) Медведь Как на горке - снег, снег, И под горкой - снег, снег, И на елке - снег, снег, И под елкой - снег, снег, А под снегом спит медведь. Тише, тише... Не шуметь! (И. Токмакова)
16. Ознакомление с художественной литературой. Прочитать ребенку: - рассказы Н. Сладкова "Кто куда", "Под снегом", - русские народные сказки "Колобок", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка", "Теремок". |