РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА Елистратова Лариса Анатольевна, инструктор по физической культуре, МБДОУ "ЦРР - детский сад №79" Забайкальский край, г.Чита.
Аннотация: в данной статье автор представляет опыт работы в центре игровой поддержки. Отмечает необходимость работы с родителями, оказания им действенной помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Ключевые слова: ранний возраст, здоровьесберегающие технологии, физическое развитие.
Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, который Е.О. Смирнова называет «возрастом нераскрытых резервов». И как подчеркивал Л.С. Выготский, ранний возраст «сензитивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни. Этот возраст является самым благоприятным периодом для того, что бы заложить основы всестороннего развития личности. В период до трех лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды. Но не секрет, что значительное количество современных детей до трех лет находятся в зоне риска по неблагополучию психического, социального, физического развития. Кроме того, в современных условиях становятся все более заметны деформации института семейного воспитания. Нарушается преемственность воспитания как функции разных поколений. В связи с этим многие современные родители испытывают потребность в повышении своей педагогической и психоло- гической культуры, которая помогла бы им продуктивно взаимодействовать со своими маленькими детьми, позволила бы осмысливать и обогащать свой жизненный опыт их воспитания. Г.П. Щедровицкий отмечал, что эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказание родителям действенной помощи в воспитании детей до трех лет является игра, которую следует рассматривать не только как особую деятельность ребенка, но и как особое содержание усвоения, социально-педагогическую форму организации детской жизни. В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения ребенка[3, с.17]. Деятельность Центров игровой поддержки ребенка (ЦИПР) раннего возраста помогает решать обозначенные проблемы. ЦИПР представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет, позволяющую создать единое образовательное пространство, расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг. На базе нашего детского сада ЦИПР функционирует три года. С детьми занимаются психолог, логопед, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, инструктор по физической культуре. Все занятия интегрированные, проходят в игровой форме. Игровая поддержка ребенка по своему содержанию охватывает все стороны развития. Специалисту отводится роль консультанта, обучающего родителей специальным приемам взаимодействия с ребенком. Мы демонстрируем модель взаимодействия с малышом на практике. Родители становятся активными помощниками и партнерами. В работе с детьми раннего возраста необходимо опираться на индивидуальные способности детей, руководствоваться принципами систем- ности, комплексности, учитывать закономерности и последовательность развития. Развивая физические качества, мы учим детей уверенно перемещаться в горизонтальном пространстве, достигая предметных целей; действовать в вертикальном пространстве: нанизывать, складывать, доставать, сжимать и разжимать предметы в ладошке; бегать за мячиком, приносить мячи разных размеров, катать мяч; ходить по ограниченному пространству; дотягиваться до предмета вставая на носочки, крепко стоять на ногах, держась за обруч; совершать вращательные движения; совершенствуем навыки ходьбы, бега, ползания, подлезания, перелезания, перешагивания через препятствия; развиваем двигательные качества; формируем пинцетный, щипковый захват предметов пальцами, умение удерживать мелкие предметы; стимулируем быстроту реагирования. В игре добиваемся того, чтобы дети научились эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, поучаствовать в совместных играх; соблюдать не сложные правила игрового взаимодействия; поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника; действовать в игре по речевой инструкции взрослого; самостоятельно инициировать игру; выражать свои игровые предпочтения; действовать, соблюдая игровые правила; делиться игрушками, не мешать, ждать своей очереди. Так же включаем в свою работу здоровьесберегающие технологии (пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз, босохождение по массажным дорожкам), знакомим родителей с элементами массажа, техникой выполнения физических упражнений в детско-родительской паре, со способами регулирования общения детей и родителей в процессе выполнения физических упражнений; используем массажные коврики, выполняем лечебную гимнастику, чтобы исключить статистическую нагрузку на ослабленные мышцы. Интересным является использование интегрированного педагогического метода «Сорси» (технология «Квест»), включение упрощенных вариантов геокешинга – увлекательных игр, в которых присутствуют элементы путешествий, поиск заданных объектов. Занятие состоит из следующих взаимозаменяемых этапов: 1. Встреча детей, включение их в самостоятельную игру с родителями. 2. Игра, направленная на социальное развитие. 3. Сюрпризный момент. 4. Разминка(ходьба, бег, прыжки, дыхательная гимнастика). 5. Гимнастика для глаз, ОРУ в игровой форме, включая игру на развитие речи. 6. ОВД в игровой форме (сюжетная игра). 7. Подвижная игра. 8. Игра на релаксацию с музыкальным сопровождением, пальчиковая гимнастика. В процессе занятий детям отводится время для свободной двигательной деятельности, проявления творчества. Малыши вместе с родителями занимаются по своему усмотрению.
Литература 1. Аксерева И.В. Если малышу уже два года / И.В. Аксерова, Н.В. Ершова, О.А. Чистова. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. 64с. 2. Афонькина Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста /Ю.А. Афонькина Волгоград: Учитель, 2013. 205 с. 3. Микляева Е.М. Первые шаги в мир. Игровые сеансы для детей 2-3 лет: методическое пособие / Е.М. Микляева. М.:ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.