КАКИЕ БЫВАЮТ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ?
Современный мир достаточно богат всевозможными играми. Настольные игры - это отдельный целый огромный мир для детей. Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты), знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года), о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников - накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т.п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития. Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент вашему ребёнку, соответственно его возрасту. Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка? Игра, прежде всего - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра - это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка:. уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же - сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность - это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе. Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера:. умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности Настольные игры в старшем возрасте так же вырабатывают - привычки правильного поведения, - помогают детям осваивать правила игры, - не нарушать их, - «ходить» по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников. («Программа воспитания и обучения в д / с», стр. 123) Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения. Какие самые популярные настольные игры? Одной из популярных и приоритетных настольных игр, в современное время, стала игра в «Пазлы» . Характерно, что в младшем возрасте у ребёнка небольшие картинки, с крупными пазлами. А по мере взросления детей картинки увеличиваются до картин, а сами элементы пазлов (с их ключами) уменьшаются. Так к 6-7 годам дети способны собирать большие картины, работая в подгруппах. При этом у детей формируется коммуникативное общение, умение договориться, выбрать определённое место в картине. В таком взаимодействии у ребят есть общая цель -. собрать гармоничное целое из частей . «Пазлы» развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость, терпение и многие другие психические процессы. Востребованными для детей являются игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. И это естественно, так как в старшем дошкольном возрасте активно формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействовать друг с другом. Главное в играх с правилами -. решение поставленной задачи, соблюдение правил Например, развивающая игра «Хрюшина азбука», где вместе с героями любимой телепередачи - Хрюшей, Степашкой, Филей, Мишуткой и Каркушей - дети не только запомнят все буквы алфавита и их последовательность, но и разовьют фонематический слух - научатся различать отдельные звуки в составе слова. Такая игра рассчитана на количество игроков от 2 до 5 человек и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Здесь детям нравится играть с кубиком, с его помощью определять свои «ходы» соотносить количество точек на кубике с количеством предстоящих «ходов». В среднем возрасте 4-5 лет для детей интересна «мозаика». Мозаика хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, воображение, творчество, мышление. В младшем возрасте от 2 до 3 лет дети любят собирать «Картинки-половинки» Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. . Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками «Большие и маленькие» Маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» - домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе. В каком возрасте можно играть с ребёнком в лото, домино и т.д.? Когда можно учить собирать мозаику? Настольная игра наиболее свойственна детям более, старшему возрасту, т.к. в младшем возрасте ребёнку, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность. Мозаику можно начинать собирать ближе к 3-4 годам. Маленьким детям мозаика рекомендуется только крупная, т.к. дети могут затолкать мелкие предметы в носик, подавиться. В 1,5-2 года детям предлагать пирамидки, вкладыши, крупные пазлы - безопасные игры для здоровья детей. Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображённые на кубике ». Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей. Давайте разберём на примере, какие настольные игры соответствуют определённому возрасту ребёнку? (Например, парные картинки - 1,2-2 года, лото-2 года и т.д.) • «Большие и маленькие». . - Игра на закрепление умений детей группировать предметы по величине; учить соотносить предметы по величине, одновременно различая ИХ по цвету • «Разные по названию и разные по цвету» - помогает сформировать у ребёнка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и цвету; . учить называть отработанные предметы И ИХ цвет • «? Что за форма» - учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит взрослый. • «Тук-тук» - позволяет побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей;. закреплять Правильное произношение Звука Т • «Собери целое» - учить малышей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу; продолжать учить называть основные цвета;. активизировать речь детей . В 2-3 года мозаики, вкладыши, шнуровочки - развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику (цвет, форму) Дети 2 -3 лет любят играть в игры: «Картинки-половинки» (дети собирают картинки из половинок, находят похожие картинки и сравнивают их между собой); игра «? Чей малыш» или «? Чья мама» (так же, как в предыдущей игре); «Во саду ли, в огороде »(различают фрукты и овощи); Настольно-печатные игры 2 - 3-х летнего возраста отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей данного возраста. В этих играх малыши усваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображениями на картинках. В 2-3 года воображение ребёнка ещё не развито, преобладает предметная деятельность (манипуляция предметами), стремление знакомиться с окружающими предметами, активно действовать с ними. Попытка конструирования: игры с игрушками - вкладами, с башенкой - придавать ей форму; На 3-ем году жизни у ребёнка начинает формироваться воображение, в играх появляется несложный сюжет. Проявляется активная самостоятельная деятельность ребёнка. Год от года детям становятся доступны игры, которые уже богаче по содержанию, сложнее по организации и правилам. Дети 2-3 лет, как правило, неусидчивы, как можно заинтересовать ребёнка, чтобы игра действительно была увлекательной? Внимание в этом возрасте ещё не устойчиво, детишки быстро отвлекаются, поэтому важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка. (например: заяц - попрыгать, кошка - мяукнуть) Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале:. раскладывать по цвету, шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки Тематические лото с изображением игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначении , а также для развития речи малышей. Произвольное внимание в данном возрасте ребёнка удерживается в течении 2-3 минут, а дальше необходима поддержка и активизации внимания малыша со стороны заботливых взрослых и родителей в виде потешек, стихов. Важно обращаться с детьми ласково, с улыбкой , погладить по головке, приобнять, голос взрослого не должен доминировать над голосом ребёнка. К.Д. Ушинский писал:. «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека ... можно обратить внимание на народные игры» народный фольклор, прибаутки, сопровождающие игру И поддерживающие интерес к. Ней Воображение РЕБЕНКА в 2-3 года развито недостаточно, только начинает формироваться и лучше игры сопровождать речью. Это поможет созданию образа (озвучивать действия, проговаривать последовательность их выполнения). Л.С.Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их;. Словом он пользуется, чтобы дополнить свои действия, выразить Свои мысли и чувства На 4-ом году жизни у детей уже проявляется способность идти от мысли к действию. Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли. Сколько времени в день нужно уделять настольным играм? В возрасте 2 - 2,5 лет возрастной нормой является выраженная потребность ребёнка в игре, возрастной нормой является высокий уровень самостоятельной игры, при котором ребёнок проявляет ярко выраженную потребность в игре с сюжетными игрушкам. Репертуар таких игровых действий богат и разнообразен, и в процессе игры малыш охотно и регулярно использует предметы -. Заместители . Время игры 5-10 минут в зависимости от темперамента ребёнка, его характера, от интереса к. содержанию Игры В любом случае двигательный РЕЖИМ И смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать. Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли. Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности:. красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру . |