Обучающие и развивающие игры на уроках иностранного языка
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.
Активизация деятельности учащихся является одним из путей совершенствования урока иностранного языка. Иностранный язык как общеобразовательный предмет является одним из средств общения и приближение учащихся к культуре других народов; он также является средством патриотического и интернационального воспитания.
Игры помогают стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу.
Повышение мотивации учеников на уроке иностранного языка.
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив.
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость.
Основные виды и формы обучающих игр
Если говорить о формах игры, то они чрезвычайно разнообразные.
По виду деятельности игры делятся на:
• физические (двигательные);
• интеллектуальные (умственные);
• трудовые;
• социальные;
• психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По характеру игровой методики игры можно разделить на:
• предметные;
• сюжетные;
• ролевые;
• деловые;
• имитационные;
• игры-драматизации.
Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Ролевая игра завоевывает всё большую популярность среди учителей иностранных языков.
Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:
1) Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом. Например, разыгрывается ситуация «Утро школьника».
3) Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через своё «Я», но через «Я» соответствующей роли.
5) Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства.
6) Ролевая игра имеет образовательное значение.
Таким образом, ролевая игра придает учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию изучения иностранного языка и значительно повышает качество овладения им.
Валиуллина Айгуль Фанисовна
МБОУ «Гимназия №90», г. Казань
Учитель английского языка |