УРОК № 7 5 класс
Тема «Пожары в жилище страшны и опасны, но мы их не пустим к себе на порог.»
Время - 45 минут
Место проведения : класс
Список используемой литературы:
1.ОБЖ, 5 класс Учебник для общ.- обр. учр./Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С., 1-е изд.-М: Изд-во.- Астрель.,М.,2008
Цель : знать:
• об основных причинах и последствиях пожара;
• об основных мерах пожарной безопасности в быту;
• о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;
б) уметь:
• правильно действовать в случае пожара в доме;
• эвакуироваться из горящего здания;
в) иметь представление:
• об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;
• об огнестойкости строительных конструкций.
Методы, приемы, способы:
Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.
Учебные вопросы:
1. Причины, по которым мог возникнуть пожар в доме.
2. Загорелся телевизор – что делать ?
Вводная часть – 5 минут
1.Проверяю наличие учащихся
2. Довожу тему занятия и основные вопросы
Проверка домашнего задания – 10 минут
Основная часть – 25 минут
1. Причины, по которым мог возникнуть пожар в доме
Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об одной из самых распространенных опасных ситуаций, которая может случиться в жилище – о возгорании и пожарах. А сделаем мы это вместе с героями стихотворения “Кошкин дом”.
Помните?!
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом!
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом!
Пожар в доме – это большая беда.
А давайте назовем причины, по которым мог возникнуть пожар в доме кошки. Назовите наиболее частые причины пожаров.
- детские шалости с огнем;
- короткое замыкание в электросети;
- оставленные включенными без наблюдения утюг и другие электроприборы;
- неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, бенгальским огнем возле новогодней елки, на балконе;
- чистка одежды бензином, использование бензина для разжигания печки (на даче);
- курение в постели, в сарае, на сеновале;
- брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета;
- оставленные без контроля горящая свеча, газовая горелка;
- отсутствие контроля в зоне сварочных работ в течение пяти часов после их завершения;
- перегрев телевизора, его запыленность и размещение в нише мебельной стенки;
- хранение на балконе или в теплых помещениях пороха, лаков, красок, других легковоспламеняющихся жидкостей; попадание на балкон непотушенных окурков и спичек с верхних этажей;
- сушка предметов одежды, разогревание красок и лаков над газовой плитой;
- близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих материалов к лампам, печкам, электрокаминам;
- неосторожность в обращении с фейерверками, хлопушками, петардами; большое число мощных электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников.
По известной легенде, огонь людям подарил Прометей .
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, готовить пищу, обжигать горшки и выплавлять металл. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Зевс пришёл в ярость и велел кузнецу Гефесту приковать Прометея к скале на высокой горе Арарат. Зевс послал своего Орла, чтобы тот каждый день прилетал на гору к прикованному пленнику и раздирал когтями его тело и клевал печень. Веками длились страдания Прометея. Геракл не дал орлу терзать Прометея. Он пустил смертоносную стрелу, и орел, пронзенный, упал в бурное море. Геракл разбил своей тяжелой палицей оковы Прометея и вырвал из груди его острие. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось предсказание, что смертный освободит его. От этой легенды берет свое начало Олимпийский огонь. Его зажигают в Олимпии и несут через города и страны к месту прохождения Олимпиады. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающий пожар требуются нечеловеческие усилия, огромные средства и силы.
Кто виноват?
Чаще всего в пожаре виноваты сами пострадавшие, ведь для возникновения пожара необходимо всего два основных условия – источник и топливо, плюс что-то третье, относящееся к категории “не судьба”. Источником огня в квартире может быть искра, спичка, перегрев вследствие электрического, химического или иного нагрева, и даже разряд атмосферного электричества. С топливом в квартире тоже проблем нет. Газ, пыль, захламленные кладовки и антресоли, горючая бытовая химия и предметы интерьера, включая бытовую технику. Ну, давайте дальше вспоминать стихотворение
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом.
Ребята, а вы знаете, что ядовитый дым – это опасный спутник огня, основной поражающий фактор пожара.
Чем же он опасен для организма человека ?
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Ребята, случае возникновения пожара в жилище какие должны быть действия человека?
Что необходимо делать?
1. Вызови пожарную охрану по телефону 01.
Если телефона нет, зови на помощь.
2. Покинь горящее помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики)
3. Встречай пожарных.
4. Если огонь небольшой, то можно попробовать справиться с ним самостоятельно.
А как же поступила кошка? Помните?
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом,
А лошадка с фонарем,
А собачка – с помелом
Серый заюшка – с листом
Раз! Раз! И огонь погас.
А чего нельзя делать при пожаре?
- распахивать окна и двери в горящем помещении — кислород способствует горению, а дым его уменьшает;
- близко подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в огонь;
- поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество;
- тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода.
Однако самое лучшее – это не доводить дело до пожара. Для этого нужно не так уж и много – тщательно соблюдать инструкции и правила безопасности, которые прилагаются к любому электроприбору. И не забывайте о признаках возможного загорания электроприборов:
- появление дыма или запаха горелой резины (пластика, дерева);
- сильный нагрев отдельных частей или прибора в целом;
- искрение, вспышки света, треск в приборе или проводе.
При появлении любого из этих признаков лучше сразу отключить прибор и позвать взрослых.
Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по “01”,
Сразу все уладится!
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жги, не стой –
А залей его … (водой)
Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шалить нельзя!
2.Загорелся телевизор – что делать ?
1. Отключить утюг от электричества.
2. Отключать лучше в резиновой перчатке, если она есть.
3. Набросить на него плотную ткань.
4. И только потом бежать за водой.
5 . Сообщить в пожарную часть
Вывод:
Пора подводить итоги. Кошке помогли надежные и верные друзья. Кошкин дом спасли.
А мы с вами должны обязательно знать и соблюдать правила пожарной безопасности. И помнить откуда может прийти беда, что может стать причиной пожара.
Домашние задание - 2 минут
1. Прочитать параграф 7, стр. 34- 40
2. Найти и записать в тетради 2 пословицы о пожарах, о противопожарной безопасности
Заключительная часть – 3минут
- напоминаю тему занятия
-отвечаю на вопросы
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.