Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30
Практическое пособие «Использование загадки в воспитании детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Евтенко Е.В.
ст.Ленинградская 2015г.
Автор – составитель: Евтенко Е.В. «Использование загадки в воспитании детей дошкольного возраста»
Рецензент_______Швачич Л.А. преподаватель ГАОПОУКК «Ленинградский педагогический колледж» Краснодарский край
В пособии представлены загадки для детей старшего возраста. Их можно использовать в детском саду и дома. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова. Материал может быть использован при коллективной и индивидуальной форме обучения. Пособие адресовано воспитателям, родителям, учителям младших классов. Введение Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. Но загадка - не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развить у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума и сообразительность, умение рассуждать и доказывать, учит видеть прекрасное. Загадка заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Само разгадывание загадок - увлекательнейшее занятие, рассчитанное на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа, и если смотреть на мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудрый вопрос, любое иносказание в загадках будет разгаданы. Мир загадок удивителен и своеобразен, в нем много неожиданностей, парадоксов. Загадка состоит из текстовой части и отгадки, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этом проявляется своеобразная жанровая закономерность; отгадка в тексте никогда не называется прямо, она заменена метафорой. Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку, заставить идти по ложному пути, посмеяться над его недогадливостью. Как правило, если загадывается неодушевленный предмет, то в качестве метафоры чаще выбирается одушевленный предмет, и наоборот. Одушевлять неодушевленные предметы - излюбленный прием загадок. Если внимательно присмотреться к загадкам, кажущимся на первый взгляд парадоксальными, мы найдем в них какие- то детали, подробности, которые выступают не в переносном, а в прямом смысле по отношению к отгадке. Они как бы уточняют, дополняют, конкретизируют, подсказывают отгадку и этим помогают ее разгадать. Об одном предмете можно загадывать несколько различных загадок, используя разные свойства и качества предмета: материал, цвет, форму, размеры, функцию, способ изготовления, его количественные отношения. Читая загадки, над одним из них вы весело посмеетесь, над другими задумаетесь, а третьи, может быть, и не сумеете разгадать. Тогда вам поможет подсказка- отгадка. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова. Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только речевую подготовку ребёнка, но и развивает его мыслительные способности. С первых дней жизни ребенка необходимо воспитывать в нем чувства восприятия красоты, постигать мир, учиться видеть, чувствовать ,понимать. Опыт подсказывает, что дети намного лучше усваивают знания и приобретают навыки, когда задания преподносят в виде игры. С целью усиления внимания детей используются разные способы, которые активизируют их умственную деятельность, развивают умение сосредотачиваться на выполнении задания. Использование загадок на занятиях стимулирует интерес ребенка к обучению. Ведь именно интерес является связующим звеном между обучением, развитием и воспитанием. Загадки не только оживят занятия с детьми, но и помогут их сделать более интересными и глубокими, а также развить у детей наблюдательность, способность формирования образной речи и поэтического взгляда на мир. Загадки помогут детям самим ответить на многие вопросы из жизни человека и природы, пополнить свой арсенал новой информацией о животных и растениях. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность. Хочется пожелать, чтобы каждое занятие стало для наших детей праздником, чтобы они узнавали как можно больше нового и интересного. И помните, что загадок для детей никогда не бывает много
Развиваем речь дошкольников: 1) Загадки-описания: Кто с хвостиком и ушками. У кого лапки с подушками? (Кошка) Маленькое, серенькое А хвостик, как шило. (Мышь) Пара длинных ушек, Серенькая шубка. Быстрый побегайчик А зовётся. (Зайчик) 2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления: «Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел) «Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда) «Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб) «Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка) Деревянная дорога, Вверх идет она отлого, Что ни шаг, то овраг. (Лестница)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук)
Над домами у дорожки Висит кусок лепешки. (Луна) Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина)
Великан стоит в порту, Освещая темноту, И сигналит кораблям: "Заходите в гости к нам! " (Маяк) Жидкое, а не вода, Белое, а не снег. (Молоко)
Золотое решето Черных домиков полно. (Подсолнух) Черен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (Жук) Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком - Он поделится медком. (Пчела) 3) Загадки – метафорические образы: «Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа) «Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята) «Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин) «Железная птица по небу летает» (Самолёт) «Едет домик на колесах» (Автобус). Развиваем мышление и память дошкольников: I. Игры 1) «Тренируем нашу память». Воспитатель предлагает детям придумать загадки о животных, используя описательные характеристики: − Серый, быстрый, боязливый. (Заяц). − Хитрая, рыжая. (Лиса). − Злой, голодный. (Волк). − Рыжая, веселая. (Белка). 2) «Самый умный». Воспитатель просит детей отгадать загадки. Кто первым догадается, тот должен поднять руку и сказать отгадку. Если ребёнок отгадал правильно, получает фантик. Становится самым умным в отгадывании загадок тот, у кого больше фантиков. 1) По земли скачет, а по воде плывёт? (Лягушка); 2) Летит – воет, сядет – роет? (Жук); 3) Летом – серый, зимой – белый? (Заяц); 4) Кто на себе свой дом несёт? (Черепаха); 5) Въётся верёвка – на конце головка. (Змея). II. Изучение загадок напамять. Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их напамять. 1) Не зверь, а воет. (Буря). 2) Вечером умирает, а утром оживает. (День). 3) Не конь, не бык, а привязанный. (Тыква). 4) Не огонь, а обжигает. (Крапива). 5) Въёться молоток, ремонтирует наш садок. (Дятел). III. Загадки – шутки. Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии. Какой ключ летает? (Журавлиный). От чего в утки ноги красные? (От колен). Чего нельзя догнать? (Своей тени). Какой косой нельзя косить? (Девичьей). Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным). IV. Загадки – вопросы Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки. Что у человека быстрее всего? (Мысль). Что мудрее всего в мире? (Правда). В какую бочку нельзя налить воду? (В полную). С какой бочкой за водой едут? (С пустой). Развиваем воображение дошкольников: I. Театрализованная игра «Загадки без слов» Дети разделяются на две подгруппы. Воспитатель с первой группой детей садится за стол и рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не проговаривая ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается на лавке. После чего дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т.п.), а дети второй подгруппы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая. II. Творческое задание «Изображения отгадок». Воспитатель заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе за собственным желанием). 1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб). 2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево). 3) Днём в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце). 4) Нос как у свинки и колючие шерстинки. (Ёж). 5) Мягкая и зеленая дорожка, щекочет босые ножки. (Трава). Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение построенное на отгадках к загадкам. Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т.п.). Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева). Развиваем внимание дошкольников: І. Загадки – шутки. 1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги). 2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника). 3) На дереве сидел табун воробьёв, стрелок выстрелил, один упал. Сколько осталось воробьёв? (Один: тот, что упал). Загадки обманки с ответами заканчиваются словом в рифму, но ответ должен быть совершенно не таким. Прочитайте полностью стишок и, вы увидите, что «на автомате» как дети, так и взрослые дают неверный ответ. Нужно совсем немножечко подумать, чтобы догадаться, какое слово является разгадкой на самом деле. ВНИМАНИЕ: Правильный ответ указан в скобках при нажатии на слово «ответ».
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.