Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2018 » Март » 20 » Проект на тему "Экспериментальная археология"
16:28
Проект на тему "Экспериментальная археология"
Исследовательская работа
На тему:
«Экспериментальная археология»

Актуальность и проблема исследования.
Археологи, изучая материальный и духовный компонент культуры прошлого, пытаются восстановить достоверную и достаточно полную картину событий минувшей жизни. Потребность такого знания в наше время очень высока. Особенно важны эти знания при восстановлении исторических границ государств. Но в данный исторический момент времени проблемы достоверности исторических событий обсуждаются еще в связи с созданием макета нового учебника для российских школьников.
Проблема исследования заключается еще и в том, что за последние десятилетия назрел целый ряд противоречий. Появление и высокая активность самодеятельных, так называемых "черных" археологов. Желание, готовность и участие многих людей в историческом поиске и реконструкции (предметы быта, костюмы, украшения, оружие, технологии, обряды и праздники).
При этом, археологические предметы бессистемно расходятся по частным коллекциям, реализуются через "Лавки древностей".
С другой стороны, в музейных фондах сосредоточено огромное количество археологических находок, доступ к которым ограничен. Археологические комплексы частично разделены между музеями и институтами, а их интерпретация дает порой несогласующиеся между собой исторические версии.
Интересным в проблемном аспекте является расчет скорости археологических работ, к примеру, на Соловецком архипелаге (домонастырский период) - чтобы вскрыть раскопками все перспективные, определенные на настоящий момент памятники археологии, работая при этом с той же скоростью, какая была у отдела Археологии Соловецкого музея-заповедника последние 30 лет, необходимо около шестисот лет!
К тому же, особую актуальность изучению археологического пространства придает вышедший всего несколько месяцев назад документ – федеральный закон от 23 июля 2013 года № 245 Ф-3 о проведении археологических поисков и хранении найденных артефактов, перевернувший и по-новому обозначивший многие проблемы археологии.

Цели и задачи
Тема основного исследования в данной экспедиции «Археология. Творческая реконструкция керамики»

1. Определить наиболее интересные формы участия детей в археологической деятельности.
2. Собрать необходимую информацию, подготовить и осуществить в полевых условиях полный цикл изготовления глиняной посуды и мелкой пластики.
Исследовательские задачи:
1. Провести тематические встречи, беседы, интервью, "круглые столы" с профессиональными археологами и другими заинтересованными и компетентными экспертами на камеральных и полевом этапах экспедиции.
2. Пройти маршрут, ориентированный на младший состав команды по правилам спортивного похода; организовать исследовательский маршрут для решения исследовательских задач.
3. Провести комплекс исследований полевого этапа и аналитически обработать итоги на камеральном этапе.
4. Организовать и провести добычу глины, осуществить лепку, просушку и транспортировку изделий на маршруте, провести огненный обжиг в безопасных условиях на полевом этапе экспедиции.
1Объект и предмет исследования, методологическая основа исследования.
Объект основного исследования – Археологическое пространство региона экспедиции:
*Музейный фонд.
*Места прошлых, современных, будущих археологических полевых и камеральных работ.
*Научные и другие публикации, фото- и видеоматериалы.
*Профессиональные и самодеятельные археологи, и другие эксперты.
Предмет. Современное состояние археологии: роль, проблемы, взаимоотношения и перспективы развития.
Хотя на маршруте мы встретим культуру славянских поселений 9-11 веков в районе города Белозерска, но, в основном, и даже под Белозерском, нам встречались археологические памятники эпохи неолита.
Методологической основой нашего подхода является трехаспектный анализ исследования научной деятельности М.Г. Ярошевского.
Методика исследования
Понятийный аппарат
Природно-культурный комплекс (ПКК) - это пространство и процессы взаимодействия и взаимовлияния Природы и Культуры. Компонентами, составляющими ПКК, являются природные составляющие – климат, рельеф, флора, фауна, природные объекты и процессы, а также различные виды и формы деятельности людей, проживавших в прошлом и настоящем.
Природосообразность – «Каждая нация имеет свои особенности, обусловленные природой и историей, свои традиции, свой национальный дух». (Адольф Дистервег, педагог 19 в.) Принцип природосообразности – это принцип гармоничного сочетания любого вида деятельности человека с традиционными ценностями.
Программа - план чьей-либо деятельности, содержания какой-либо работы; совокупность действий и мероприятий для осуществления чего-либо.
Проект – деятельность, направленная на достижение заранее определённого результата
Исследовательская деятельность - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.
Трёхаспектный анализ – при анализе проектов выделяются три взаимосвязанных аспекта: предметно-логический, социальный (как сфера деятельности), социально-психологический (индивидуально-психологический и групповой).
Археология – (др.-греч. ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Артефакт – (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно.
Археологические раскопки – вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников. Делать вскрытие земли приходится потому, что земельный покров постоянно нарастает. Делаются только по «открытому листу» - разрешению на произведение археологических работ на данном памятнике.
Неолит – (др.-греч. νέος — «новый» + др.-греч. λίθος — «камень») — новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время.
Орнамент– (от лат. ornamentum — украшение) — узор, выполненный на одной плоскости или рельефно, одноцв. или многоцв., сост. из ритмически упорядоченных эл-тов и использ. для украшения архит.

Методология исследования
Полевые экспедиционные исследования делятся на три основных направления, которые связаны между собой:
- Научно-исследовательские методы: ландшафтная разведка, поиски,
- Социологические методы: интервью, беседы, круглые столы, семинары и т.д.
- Творческие методы: ведение полевых дневников, рисование, лепка и т.д.
В рамках данной экспедиции в связи с поставленными исследовательскими целями добавляется серьезная технологическая работа по организации огненного обжига керамики.
Все эти методы использовались нами как на камеральных, так и на полевом этапах экспедиции.
Археологическое пространство региона мы изучали, основываясь на трех группах обозначенных выше методов и проводили последовательно археологическую работу, находясь в районе археологического памятника: информационные поиски – работа с источниками (работа с краеведческой литературой в местной библиотеке, встречи и беседы с людьми, способными дать полезную информацию по направлению исследования), ландшафтные наблюдения (осмотр площадок, предположительно связанных с направлением поиска, работа на площадках в разное время суток, т.к. рельеф лучше читается при косых лучах солнца, первичное прохождение «шеренгой» площадок с применением методики подъемного материала).
Встречи и беседы с археологами, если есть находки – обращение в музей, атрибутирование находок.
После глубокого анализа археологического пространства и знакомства с археологическим памятником проводится творческая реконструкция или экспериментальная археология. В рамках данной экспедиции это полный цикл изготовления керамики на основе древних технологий лепки и обжига.

Результаты исследований
Основное исследование экспедиции – археология. Древняя керамическая мастерская. Так как у нас две экспедиции составляют один проект «от Белого озера до Белого моря», то в исследовательских программах присутствует некоторое объединение тем, например, петроглифы мы изучали на Онежском озере в первой экспедиции и на «островах» Залавруги во второй. Так как в команде около 60% участников были в обеих экспедициях, то для исследовательской программы было интересно сравнение археологических пространств, сильно отличающихся по характеру материальных остатков культуры: песчаные побережья водной системы Белого озера с постоянным выходом артефактов от затонувших археологических памятников; петроглифы – рисунки, высеченные древними людьми на камнях; находки стоянок неолитической культуры – итог тридцатилетней классической археологии на Соловецком архипелаге; огромные мегалитические сооружения – артефакты-мегалиты на Кузовском архипелаге
- отфотографированы все петроглифы мысов Бесов Нос, Кладовец, Пери Нос на Онежском озере
- сняты копии с основных петроглифов, копии находятся в фондах школьного музея, наиболее удачные из низ представлены в экспозиции музея «Петроглифы как послание»
- в результате ландшафтной разведки в селе Антушево было построено предположение о месте нахождения городища IX – XI веков (самая высокая точка побережья озера, полуостровное положение – окружение водой, валы)
- была произведена разведка и добыча глины (с помощью местных печников), пригодной для лепки и обжига
- была отработана технология «Передвижной мастерской» - лепки, просушки и транспортировки необожжённой керамики в условиях экспедиции
- получены в дар музею целые коллекции археологических находок
- приобретена краеведческая литература об археологии и петроглифах, получены в дар музею с автографами монографии Н.В. Лобановой и А.Я. Мартынова
- проведены встречи и круглые столы с ведущим специалистом Карелии по петроглифам Н.В. Лобановой, главным археологом Соловецкого музея-заповедника А.Я. Мартыновым
- восстановлен и произведен полный цикл древней керамической мастерской: добыча глины, её подготовка, лепка, орнаментирование, просушка, добыча дров, выбор безопасного места для обжига, укладка ямы, изготовление камеры для посуды, вощение посуды, упаковка посуды с ветошью для чернения, сбор мха для чернения, обжиг 12 часов, закладывание мхом посуды, выемка посуды, проверка качества обжига (на звонкость)
- изготовлены глиняные таблички с символическим рассказом об экспедиции в виде рисунков и петроглифов – глиняная книга – символический дневник экспедиции
- метод изображения петроглифов был положен нами в основу работы на камеральном этапе над эмблемой и знакам отличия формы Детского Российского Экспедиционного Корпуса (ДРЭК) «Навигаторы Севера»
- выпущено две передачи об экспедиции на радио России в программе «Учебный год» «Путешествие в образовании» 14 мая и «От Белого озера до Белого моря» 5 ноября 2017 года
- разрабатывается образовательный проект для обучения детей города Белозерска по программам музейно-образовательного комплекса «Солнечный мир» совместно с центром Викулова на лето 2014 года
- разрабатывается совместный проект с Лобановой Н.В. для изучения петроглифов Норвегии в летней экспедиции 2014 года
- в школьном музее создана экспозиция «Древняя керамическая мастерская» и
«Петроглифы – послание из прошлого»
- пополнены коллекции школьного музея предметами этнографии, археологическими находками и дарами
- на сайте центра Викулова специалистами центра написана статья о круглом столе с московскими школьниками и сообщение о нашей экспедиции
- собрана уникальная коллекция природных материалов для школьного музея: геологическая коллекция на горе Андоме (минералы, песок – белый, желтый, красный, черный, серебристый), коллекция плавника, раковины
- при работе с таблицами-определителями идентифицированы многие виды растений севера Вологодской области и рыб Белого и Онежского озер, созданы 2 групповые картины (60 см х 10 м) о впечатлениях на разных участках маршрута экспедиции
- при движении по исследовательскому маршруту было посещено 10 музеев и 2 исторических памятника (гора Маура, валы Белозерска)
Категория: Блоги | Просмотров: 1922 | Добавил: dobrinskiy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог