Сегодня: 14.08.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2018 » Март » 20 » Проект на тему "Экспериментальная археология"
16:28
Проект на тему "Экспериментальная археология"
Исследовательская работа
На тему:
«Экспериментальная археология»

Актуальность и проблема исследования.
Археологи, изучая материальный и духовный компонент культуры прошлого, пытаются восстановить достоверную и достаточно полную картину событий минувшей жизни. Потребность такого знания в наше время очень высока. Особенно важны эти знания при восстановлении исторических границ государств. Но в данный исторический момент времени проблемы достоверности исторических событий обсуждаются еще в связи с созданием макета нового учебника для российских школьников.
Проблема исследования заключается еще и в том, что за последние десятилетия назрел целый ряд противоречий. Появление и высокая активность самодеятельных, так называемых "черных" археологов. Желание, готовность и участие многих людей в историческом поиске и реконструкции (предметы быта, костюмы, украшения, оружие, технологии, обряды и праздники).
При этом, археологические предметы бессистемно расходятся по частным коллекциям, реализуются через "Лавки древностей".
С другой стороны, в музейных фондах сосредоточено огромное количество археологических находок, доступ к которым ограничен. Археологические комплексы частично разделены между музеями и институтами, а их интерпретация дает порой несогласующиеся между собой исторические версии.
Интересным в проблемном аспекте является расчет скорости археологических работ, к примеру, на Соловецком архипелаге (домонастырский период) - чтобы вскрыть раскопками все перспективные, определенные на настоящий момент памятники археологии, работая при этом с той же скоростью, какая была у отдела Археологии Соловецкого музея-заповедника последние 30 лет, необходимо около шестисот лет!
К тому же, особую актуальность изучению археологического пространства придает вышедший всего несколько месяцев назад документ – федеральный закон от 23 июля 2013 года № 245 Ф-3 о проведении археологических поисков и хранении найденных артефактов, перевернувший и по-новому обозначивший многие проблемы археологии.

Цели и задачи
Тема основного исследования в данной экспедиции «Археология. Творческая реконструкция керамики»

1. Определить наиболее интересные формы участия детей в археологической деятельности.
2. Собрать необходимую информацию, подготовить и осуществить в полевых условиях полный цикл изготовления глиняной посуды и мелкой пластики.
Исследовательские задачи:
1. Провести тематические встречи, беседы, интервью, "круглые столы" с профессиональными археологами и другими заинтересованными и компетентными экспертами на камеральных и полевом этапах экспедиции.
2. Пройти маршрут, ориентированный на младший состав команды по правилам спортивного похода; организовать исследовательский маршрут для решения исследовательских задач.
3. Провести комплекс исследований полевого этапа и аналитически обработать итоги на камеральном этапе.
4. Организовать и провести добычу глины, осуществить лепку, просушку и транспортировку изделий на маршруте, провести огненный обжиг в безопасных условиях на полевом этапе экспедиции.
1Объект и предмет исследования, методологическая основа исследования.
Объект основного исследования – Археологическое пространство региона экспедиции:
*Музейный фонд.
*Места прошлых, современных, будущих археологических полевых и камеральных работ.
*Научные и другие публикации, фото- и видеоматериалы.
*Профессиональные и самодеятельные археологи, и другие эксперты.
Предмет. Современное состояние археологии: роль, проблемы, взаимоотношения и перспективы развития.
Хотя на маршруте мы встретим культуру славянских поселений 9-11 веков в районе города Белозерска, но, в основном, и даже под Белозерском, нам встречались археологические памятники эпохи неолита.
Методологической основой нашего подхода является трехаспектный анализ исследования научной деятельности М.Г. Ярошевского.
Методика исследования
Понятийный аппарат
Природно-культурный комплекс (ПКК) - это пространство и процессы взаимодействия и взаимовлияния Природы и Культуры. Компонентами, составляющими ПКК, являются природные составляющие – климат, рельеф, флора, фауна, природные объекты и процессы, а также различные виды и формы деятельности людей, проживавших в прошлом и настоящем.
Природосообразность – «Каждая нация имеет свои особенности, обусловленные природой и историей, свои традиции, свой национальный дух». (Адольф Дистервег, педагог 19 в.) Принцип природосообразности – это принцип гармоничного сочетания любого вида деятельности человека с традиционными ценностями.
Программа - план чьей-либо деятельности, содержания какой-либо работы; совокупность действий и мероприятий для осуществления чего-либо.
Проект – деятельность, направленная на достижение заранее определённого результата
Исследовательская деятельность - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.
Трёхаспектный анализ – при анализе проектов выделяются три взаимосвязанных аспекта: предметно-логический, социальный (как сфера деятельности), социально-психологический (индивидуально-психологический и групповой).
Археология – (др.-греч. ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Артефакт – (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно.
Археологические раскопки – вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников. Делать вскрытие земли приходится потому, что земельный покров постоянно нарастает. Делаются только по «открытому листу» - разрешению на произведение археологических работ на данном памятнике.
Неолит – (др.-греч. νέος — «новый» + др.-греч. λίθος — «камень») — новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время.
Орнамент– (от лат. ornamentum — украшение) — узор, выполненный на одной плоскости или рельефно, одноцв. или многоцв., сост. из ритмически упорядоченных эл-тов и использ. для украшения архит.

Методология исследования
Полевые экспедиционные исследования делятся на три основных направления, которые связаны между собой:
- Научно-исследовательские методы: ландшафтная разведка, поиски,
- Социологические методы: интервью, беседы, круглые столы, семинары и т.д.
- Творческие методы: ведение полевых дневников, рисование, лепка и т.д.
В рамках данной экспедиции в связи с поставленными исследовательскими целями добавляется серьезная технологическая работа по организации огненного обжига керамики.
Все эти методы использовались нами как на камеральных, так и на полевом этапах экспедиции.
Археологическое пространство региона мы изучали, основываясь на трех группах обозначенных выше методов и проводили последовательно археологическую работу, находясь в районе археологического памятника: информационные поиски – работа с источниками (работа с краеведческой литературой в местной библиотеке, встречи и беседы с людьми, способными дать полезную информацию по направлению исследования), ландшафтные наблюдения (осмотр площадок, предположительно связанных с направлением поиска, работа на площадках в разное время суток, т.к. рельеф лучше читается при косых лучах солнца, первичное прохождение «шеренгой» площадок с применением методики подъемного материала).
Встречи и беседы с археологами, если есть находки – обращение в музей, атрибутирование находок.
После глубокого анализа археологического пространства и знакомства с археологическим памятником проводится творческая реконструкция или экспериментальная археология. В рамках данной экспедиции это полный цикл изготовления керамики на основе древних технологий лепки и обжига.

Результаты исследований
Основное исследование экспедиции – археология. Древняя керамическая мастерская. Так как у нас две экспедиции составляют один проект «от Белого озера до Белого моря», то в исследовательских программах присутствует некоторое объединение тем, например, петроглифы мы изучали на Онежском озере в первой экспедиции и на «островах» Залавруги во второй. Так как в команде около 60% участников были в обеих экспедициях, то для исследовательской программы было интересно сравнение археологических пространств, сильно отличающихся по характеру материальных остатков культуры: песчаные побережья водной системы Белого озера с постоянным выходом артефактов от затонувших археологических памятников; петроглифы – рисунки, высеченные древними людьми на камнях; находки стоянок неолитической культуры – итог тридцатилетней классической археологии на Соловецком архипелаге; огромные мегалитические сооружения – артефакты-мегалиты на Кузовском архипелаге
- отфотографированы все петроглифы мысов Бесов Нос, Кладовец, Пери Нос на Онежском озере
- сняты копии с основных петроглифов, копии находятся в фондах школьного музея, наиболее удачные из низ представлены в экспозиции музея «Петроглифы как послание»
- в результате ландшафтной разведки в селе Антушево было построено предположение о месте нахождения городища IX – XI веков (самая высокая точка побережья озера, полуостровное положение – окружение водой, валы)
- была произведена разведка и добыча глины (с помощью местных печников), пригодной для лепки и обжига
- была отработана технология «Передвижной мастерской» - лепки, просушки и транспортировки необожжённой керамики в условиях экспедиции
- получены в дар музею целые коллекции археологических находок
- приобретена краеведческая литература об археологии и петроглифах, получены в дар музею с автографами монографии Н.В. Лобановой и А.Я. Мартынова
- проведены встречи и круглые столы с ведущим специалистом Карелии по петроглифам Н.В. Лобановой, главным археологом Соловецкого музея-заповедника А.Я. Мартыновым
- восстановлен и произведен полный цикл древней керамической мастерской: добыча глины, её подготовка, лепка, орнаментирование, просушка, добыча дров, выбор безопасного места для обжига, укладка ямы, изготовление камеры для посуды, вощение посуды, упаковка посуды с ветошью для чернения, сбор мха для чернения, обжиг 12 часов, закладывание мхом посуды, выемка посуды, проверка качества обжига (на звонкость)
- изготовлены глиняные таблички с символическим рассказом об экспедиции в виде рисунков и петроглифов – глиняная книга – символический дневник экспедиции
- метод изображения петроглифов был положен нами в основу работы на камеральном этапе над эмблемой и знакам отличия формы Детского Российского Экспедиционного Корпуса (ДРЭК) «Навигаторы Севера»
- выпущено две передачи об экспедиции на радио России в программе «Учебный год» «Путешествие в образовании» 14 мая и «От Белого озера до Белого моря» 5 ноября 2017 года
- разрабатывается образовательный проект для обучения детей города Белозерска по программам музейно-образовательного комплекса «Солнечный мир» совместно с центром Викулова на лето 2014 года
- разрабатывается совместный проект с Лобановой Н.В. для изучения петроглифов Норвегии в летней экспедиции 2014 года
- в школьном музее создана экспозиция «Древняя керамическая мастерская» и
«Петроглифы – послание из прошлого»
- пополнены коллекции школьного музея предметами этнографии, археологическими находками и дарами
- на сайте центра Викулова специалистами центра написана статья о круглом столе с московскими школьниками и сообщение о нашей экспедиции
- собрана уникальная коллекция природных материалов для школьного музея: геологическая коллекция на горе Андоме (минералы, песок – белый, желтый, красный, черный, серебристый), коллекция плавника, раковины
- при работе с таблицами-определителями идентифицированы многие виды растений севера Вологодской области и рыб Белого и Онежского озер, созданы 2 групповые картины (60 см х 10 м) о впечатлениях на разных участках маршрута экспедиции
- при движении по исследовательскому маршруту было посещено 10 музеев и 2 исторических памятника (гора Маура, валы Белозерска)
Категория: Блоги | Просмотров: 1807 | Добавил: dobrinskiy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
X Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
XXXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
VII Всероссийский творческий конкурс "Летний звездопад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 14.08.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог