Главная » 2013 » Декабрь » 19 » психолого-педагогический аспект в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
17:51
психолого-педагогический аспект в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
«Каждому ребёнку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны. Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми». Это особенно актуально для детей оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии. Моя педагогическая концепция основывается, прежде всего, на детской радости. Только в жизнерадостной атмосфере создаётся ситуация, способствующая развитию эмоционального интеллекта, творческих способностей ребёнка как фактор развития образовательной среды учреждения. Ведь наши дети обделены вниманием родителей и часто не признают родственных отношений с братьями и сёстрами. Восприятие ребёнка отличается своей непосредственностью. Он естественно и просто может устанавливать внутреннюю взаимосвязь между рождающимися образами, представлениями и своими действиями. (Доктор, лечит, укол) Доступными и интересными для ребёнка способами должно строиться воспитание его эмоциональной сферы, которое строится на доступных и интересных видах деятельности детей с использованием соответствующих методик. По последним данным в Интернете: 34% детей являются здоровыми, 66% детей с различными нарушениями и отклонениями здоровья, в стране 617 тысяч детей инвалидов основная масса детей находится в интернатах и детских домах. По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровья человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность, лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого. Я согласна с определением Всемирной организации здравоохранения. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов». Что бы добиться социального благополучия, необходимо создать условия благоприятного климата, опираясь и корректируя эмоции детей. Во взаимоотношениях ребёнка в группе с окружающей действительностью, в его деятельности формируется и выявляется бесконечное множество различных эмоций. Он постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и многое другое. Эмоции помогают ему лучше понимать своего собеседника. В процессе развития происходит изменение в эмоциональном мире ребёнка. Меняются взгляды на мир и отношение с окружающими. Способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Данный феномен в деятельности играет весьма значительную роль и выступает как важнейший регулятор любых психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности. Игра это важное условие социального развития ребёнка, благодаря, которой он знакомится с делами и поступками взрослых, учиться понимать чувства других людей, получает навыки общения и сопереживания, веселье и свободу. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Изучая роль эмоций в конкретном случае, я обратила внимание на, мотивацию, которая зависит от эмоций, неважно положительных или отрицательных. Степень зависимости мотивации зависит от влияния ситуации и переживания ребёнка. 1. От ситуации, вызвавшие переживание 2.от влияния ситуации на потребности, цели и мотивы деятельности 3.от степени интенсивности переживания 4.от степени активности во время переживания 5.от степени влияния переживания на деятельность моральные; интеллектуальные или познавательные; эстетические. Моральные чувства выражаются в отношении человека к людям, к делу, к труду и к себе. Они целиком зависят от его нравственных свойств: добросовестности, честности, отзывчивости, дисциплинированности и многих других. Иногда у отдельных детей моей группы в детском доме проявляются и аморальные чувства, - чувства зависти, собственничества, стяжательства, превосходства над другими и тому подобное. Поэтому я стараюсь корректировать данные чувства с учётом психологического заболевания ребёнка. Для этого у меня в группе проводится эвритмическая гимнастика, вместе с психологом мы проводим диагностику, выявляя тревожность детей по разным методикам, что бы видеть картину эмоциональной атмосферы в группе в целом. Оценить ситуацию в группе мне помогает уголок психологической разгрузки «улыбка». Познавательные чувства моих воспитанников выражаются в любознательности и любопытстве, удивлении и недоумении, пытливости и пренебрежении, убежденности и сомнении, в любви к новому или боязни его .В возрасте от 5 до 8 лет ребёнок интересуется не только увиденным, но и сопоставляет предметы с действиями. Поэтому, отвечая на вопросы детей, я стараюсь открыть значение каждого слова полностью, при этом обыгрываю ситуацию или действие, учитывая эмоциональную сферу в группе. Психогимнастика вот одно из направлений в моей работе, помогающая мне более глубже развивать познавательные чувства. Эстетические чувства - это чувства красоты или, напротив, безобразного, грубого. Чувство величия или наоборот, низости, пошлости, чувство трагического или комического, смешного. Часто в детском доме ребёнку трудно в замкнутом пространстве увидеть красивое и прекрасное в природе, в дизайне помещений, развить эстетический вкус в одежде, выделится среди сверстников. Ведь постоянно они находятся в одной группе, одевают одинаковую одежду, ложатся спать в одно и тоже время, выезды на природу бывают редки. Этот список можно продолжать очень долго. Что же можно сделать мне как воспитателю? Конечно же, это предметные и исследовательские уголки, которые я могу изменять в процессе работы, делать различные причёски девочкам иногда украшать одежду мелкими аксессуарами и т. д. Хотелось бы, затронуть вопрос о детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт учения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации я хочу выделить следующие характерные трудности:
1. ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру. 2. ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер. 3. ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно. 4. ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним. Все эти трудности я объясняю нарушением одного или всех условий "полноценного общения":
1. наличие взаимных симпатий; 2. наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе; 3. наличие сопереживания; 4. наличие способности "приспосабливаться" друг к другу; 5. наличие необходимого уровня игровых умений и навыков. Таким образом,– целостное воспитание, представляет единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся. Поэтому мною был разработан проект, где я совместно с психологом, социальным педагогом и медиками работала над коррекцией эмоциональной сферы в группе и добилась положительных результатов.
Учитывая прежде сказанное, можно сделать вывод воспитатель должен: 1. Искренне уважать ребёнка и быть заинтересованным в нем как в целостной личности. 2. Относиться с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ребенка. 3. Достаточно хорошо знать самого себя, чтобы быть в состоянии сохранить эмоциональную устойчивость и служить интересам детей. 4. Иметь достаточно объективности и интеллектуальной свободы, чтобы выдвигать и экспериментально проверять гипотезы и быть в состоянии гибко приспосабливать свое мышление и реагирование ко всему, более глубокому познанию ребенком самого себя. 5. Обладать эмпатией, чувством юмора и легкостью в общении.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.05.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.