Главная » 2018»Октябрь»13 » Пути решения проблемы активности личности в обучении
19:59
Пути решения проблемы активности личности в обучении
Пути решения проблемы активности личности в обучении «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени. При внедрении ФГОС ООО на уроках истории и обществознания я столкнулась с такой проблемой как низкая познавательная деятельность обучающихся. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в образовательной практике. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом В своей работе я применяю следующие активные методы обучения: Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки. При проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие. Важно, чтобы познавательные задачи должны были доступны по своей трудности для учащихся, учитывали познавательные возможности обучаемых, лежали в русле изучаемого предмета и были значимы для усвоения нового материала. Так в 6 классе при изучении темы «Объединение Русских земель вокруг Москвы» ребята, работая в группах оценивают деятельность Ивана Калиты с точки зрения историков, митрополита Петра, летописца. По окончании исследования каждая группа озвучивает свою точку зрения. В ходе этой работы обучающиеся составляют таблицу «Положительное и отрицательное в правлении Ивана Калиты», на основе которой делают оценку деятельности князя и отвечают на проблемный вопрос: почему личность этого правителя часто вызывает негативные оценки справедливы ли они. Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками: • наличие задачи и проблемы •взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. • ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. •оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем. При изучении темы «В рыцарском замке» в 6 классе обучающиеся получают домашнее задание подготовить геральдику одного из рыцарей и её защиту. На следующем уроке ребята изображают рыцарский турнир, закрепляя тем самым основные понятия: герб, рыцарский турнир. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Царь Жестокий, верующий. Правил, наказывал, завоёвывал. Укреплял царскую власть. Иван Грозный. Дебаты – интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. На уроках обществознания в 9 классе это один из наиболее подходящий метод для активизации познавательной деятельности обучающихся, а также способ формирования политической культуры учащихся. Крое того проведение соревнований по методу «Дебаты» среди обучающихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены. Дебаты формируют: - умение отстаивать свою позицию; - ораторское мастерство и умение вести диалог; - командный дух и лидерские качества. Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии: - развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей); - развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления; - формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации); - формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов); - формирование навыков слушания и ведения записей. Обучающиеся заранее получают задания (индивидуальное/ групповое) и готовятся к «Дебатам». Слушатели по окончании дебатов приходят к определенным выводам, доказывая свою точку зрения, основываясь на услышанное. Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение. Применение активных методов обучения гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности. Основными результатами таких методов является высокий процент участия среди моих обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах: • Огородникова Алиса ( 9 кл) – победитель республиканского конкурса «Знаешь ли ты свои права?» • Селин Евгений ( 8 кл) – победитель республиканского заочного конкурса творческих работ «Недаром помнит вся Россия…» • Сундукова Дарья (8 кл) - призер республиканского заочного конкурса творческих работ «Недаром помнит вся Россия…» • Красноперов Евгений (8 кл) – победитель Всероссийской дистанционной олимпиады по истории • Кистерева Полина (9 кл) - участник всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – XX век» Конечно, я описала не все методы активного обучения , используемые мною на уроках. Ясно одно, данная методика даёт возможность решить сложные задачи учебного процесса, материал сделать доступным и интересным, а главное, помогает учить детей действовать, а ОТ ДЕЙСТВИЯ – К МЫСЛИ.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.