К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки и , и , и и другие.
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
1. ► Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
2. ►Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: ШУБА, КОШКА, МЫШЬ - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
3. ►Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова СТОЛ. - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова СЫР. (ВОРОБЕЙ, ГРАЧ..) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы , а последний - .
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
4. ►Шутки - минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: Хвост с узорами, сапоги со ШТОРАМИ.
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин ТОМ.
За окошком зимний сад, Там листочки в БОЧКАХ спят.
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет МЕД.
КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный ЛУК С длинными усами.
Божья КОРОБКА, полети на небо, Принеси мне хлеба.
5. ►Звуки по кругу.
(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "Н"- начало слова, "С" - середина слова, "К" - конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
6. ►Начало, середина, конец.
(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета). Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков
(например,"М" - и тогда в коробке лежат ЗАМОК, ГНОМ, МАРКА и т.д.). Коробка разделена на три части ("Н" -начало слова, "С" - середина, "К" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "М": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.