Гульванский Сергей Викторович КГУ «Мичуринский детский дом», Павлодарский район, с. Мичурино Воспитатель
Семейный час на тему: «Познай себя».
Тема: «Познай себя». Задачи: развивать интерес к теме, убедить в важности самознания для успешного решения жизненных вопросов; развивать практические навыки по самопознанию; обучать общению с использованием дополнительных знаний по философии и психологии; развивать творческие способности учащихся. Подготовительная работа: задания воспитанникам по изучению дополнительной литературы; распределение творческих заданий; библиотекарем; оснащение демонстрационным материалом; подготовка тестов; распечатка раздаточного материала. Участники: воспитанники; психолог, библиотекарь. Ход мероприятия
Для человека нет ничего более интересного, чем люди. В. Гумбольдт Воспитатель. Итак, для человека нет ничего более интересного, чем люди. А к своей личности он испытывает повышенный интерес. Кто я и что я? — задаем мы себе вопрос. Зачем, для чего и для кого я в этом мире, что могу и на что способен? Стремление разобраться в себе всегда было свойственно людям. В древние времена они, познавая себя, стремились определить волю богов в своей судьбе. Древнегреческие мыслители призывали познать свое предназначение на Земле, открыть свои возможности. А что вы можете сказать, исходя из каких потребностей человек стремится разобраться в себе в наше время? Воспитанники: - Думаю, что любой из нас хочет знать, что будет с ним завтра. И при этом не стоит надеяться на гадалок. Надо хорошо знать себя (изучить свои особенности и способности) и проанализировать все положительные и отрицательные обстоятельства. Вот тогда можно будет говорить о том, что ты в состоянии создавать свою жизнь и судьбу для себя и Для общества, в котором живешь. Считаю, что люди, занимающиеся самопознанием, умные и мудрые. Они смотрят далеко вперед. Такие люди если и ошибаются, то не часто. Гете говорил, что умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя. Воспитатель. Что же является главным в самопознании? Воспитанники: - Человек должен знать все свои все свои положительные качества и способности. И на основе этого должен уметь принимать разумные, обоснованные решения. Например, вовремя отказаться от выгодного, но непосильного для него дела. - Наряду с положительными, надо знать и все свои отрицательные качества и недостатки. Без этого человек не сможет определить, на что он способен, каким он может и должен стать в будущем. Классный руководитель. Ребята, надо искать в себе свое собственное «Я». Ведь некоторые из вас часто думают больше о престижности чего-то в жизни (профессии, социального статуса, положения в обществе и др.), фантазируют, уходя в детские мечты, не разобравшись со своими способностями и возможностями, а иногда даже с данным им природой даром, развив и закрепив который, можно достичь больших высот. Ведь одно дело хотеть, а другое - стать и быть, состояться как человек, гражданин, профессионал. Вот в чем главная задача самопознания. Сейчас мы поговорим об основных качествах личности и о тех видах деятельности, в которых они проявляются. Какие качества являются ведущими? Какие качества присущи вам? Воспитанники. Ведущими качествами личности являются нравственные, умственные, волевые и эмоциональные. Воспитатель. Давайте поговорим о них подробнее. И я предлагаю, по мере этих качеств, отмечать их наличие у себя (отмечают на заранее заготовленных листах). Ребята разбиваются на 4 группы. 1-я Группа представляет нравственные качества. К нравственным качествам относятся - коллективизм и гуманизм; - трудолюбие; - честность; - нетерпимость к безнравственности. Идет представление качеств: - Если вы готовы к товарищеской взаимопомощи, всегда везде заботитесь о людях, умеете согласовать личное и общественное на пути достижения своих целей, если вы только понимаете и принимаете требования общества, и действуете с пользой для него, занимаете социально активную позицию в деятельности и отношениях личности, то это значит, что вам характерны такие качества, как коллективизм и гуманизм. Всегда, везде о людях он в заботе, Я помощь чувствую и в жизни, и в работе. Он может быть рабочий иль артист, А по натуре — человек и гуманист. Если ваше трудолюбие распространяется на овладение знаниями, если у вас возникает постоянная потребность трудиться, а не проводить все время в праздности и лени, если вам присуще чувство ответственности за порученное дело и вы выполняете его охотно, с удовольствием, значит, трудолюбие — одно из ваших ведущих качеств. С утра трудиться и до ночи... Не многие вот так хотят за дело браться, да еще с охотой. Лишь только те, кому мила работа. - Если вы искренни и верны данному слову, самокритичны, умеете доверять людям, значит, вам присуще такое замечательное качество, как честность. Скажи, легко ли честным быть, Именно быть, не просто слыть? И жить доверчиво, самокритично, Чтоб люди ставили за суть твою «отлично». - Если для вас неприятие аморальных явлений — это норма жизни, если вы боретесь со злом в любых его проявлениях, значит у вас развито такое качество, как нетерпимость к безнравственности. Что в людях аморально, То в жизни не похвально. Ты это уяснил сполна. И зло ты отрицаешь, И зависть отметаешь, Ведь жизнь дана на добрые дела. 2-я группа, основными умственными качествами личности являются самостоятельность ума (его сообразительность); объективность ума; - любознательность; - эрудированность. Если в вашей деятельности преобладает познавательная: исследования, опыты, учение, самообразование, если вы способны к нестандартному и творческому мышлению, значит, у вас самостоятельный и сообразительный ум. Предлагается задание на сообразительность: Перевод английского стишка: Я видел павлина с хвостом огневым, Я видел комету с хвостом дождевым, Я видел тучу, на грядке растущую, Я видел репу, по кочке ползущую... Чепуха, не правда ли? А что нужно сделать, чтобы в чепухе появился смысл? Ответ: переставить знаки препинания, и тогда получится: я видел павлина, с хвостом огневым я видел комету, с лицом дождевым я видел тучу... и так далее.) - Если у вас есть постоянная потребность впечатлений, получения новой информации, если в этой информации и различных явлениях и событиях жизни вы умеете видеть главное, если это присуще всем видам вашей деятельности, значит, ваш ум объективен и любознателен. Приводят пример «Для вас, любознательные»: Бесконечный разум, считает американский ученый Э. Холмс, является абсолютной и единственной силой во Вселенной. А разум каждой личности — это какая-то частица вселенского разума, а мысли обладают созидательной силой. Чем больше хорошего мы пожелаем другим, тем больше этого хорошего вернется к нам. Люди — это особое выражение жизни, бесконечное поле сознания. Разум должен протекать через нас и воплощаться во внешний результат наших усилий. Если человек сможет управлять своими мыслями, значит, он сможет сделать все и иметь все, чего он захочет. Для человека, у которого разум и тело активны, жизнь никогда не станет скучной. Необходимо трудиться над развитием и расширением своего мышления и предохранять свой ум от появления негативных мыслей. Если человек научится контролировать свои мысли, значит, он сможет управлять своей судьбой. Если вы очень любознательны и ваш ум впитывает огромно количество информации, то нагрузка на мозг возрастает, и на такие «мелочи», как что мама поручила купить в магазине, часто не остается места. Но с необходимостью запоминать приходится всё таки сталкиваться. Мы предлагаем вам тренинг «Запоминание Последовательностей». «Способ карманов» - самый простой способ запоминания. Вам пучено купить восемь наименований продуктов: хлеб, молоко, сахар, чай, творог, сыр, минеральную воду, печенье. Первое, что вы должны сделать - рассортировать продукты по отделам магазина: например, хлеб, печенье, сахар и чай скорее всего продаются в одном отделе. Распределите эти продукты во внутренних карманах пиджака: в левый положите булку и печенье (представьте, с какими трудностями вы заталкиваете все в карман, тогда все лучше запомнится). А в правый карман — чай и сахар (пакеты рвутся — неприятное впечатление, но забыть такое трудно). В наружные карманы кладем молочные продукты (пакет разорвался, творог попадает в карман, ужасно!). Шутка? Всерьез? А попробуйте на практике этот прием несколько раз, вы убедитесь, что теперь с запоминанием у вас все в порядке (желающие тренируют память на примере «Быстро соберись в школу», «Классная просила не забыть...»). - Если вы хорошо обо всем осведомлены и постоянно развиваете свои познавательные способности, значит, вам присуще такое умственное качество, как эрудированность. Проверьте свою эрудированность: 1. Английский король Георг I, начиная с 54-летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что же с ним случилось? (Он стал английским королем, а так как был немцем, не знал английского языка и не хотел его учить, то пользовался услугами переводчика.) 2. Смертный грех, говорящий о скудости ума, по мнению святых отцов, — это: а) чревоугодие; в) любострастие; г) гордыня. (Ответ г) гордыня.) б) сребролюбие; 3. На гербе Суворова, нарисованном им самим, — его девиз: глазомер, быстрота, натиск — венчает слово «победа» и еще одно, не отделимое от победы русского оружия. Назовите его. (Ура!) А сейчас мы хотим предложить вам технику умственной работы. Обуздайте свой ум (развивайте способность сосредоточиться на одном предмете). Тренинг-1 Посмотрите на репродукцию картины. Что на ней изображено? Какие тона преобладают? Что дано более крупным планом? Есть ли изображение людей на картине? Где они расположены? (Закрывают картину, стараются передать увиденное). Тренинг-2 Встаньте из-за столов, подожмите одну ногу, закройте глаза и сложите ладони перед собой. Только абсолютное внимание поможет вам удержаться в этой позе (такому сосредоточению учат в индийских школах). 2. Учитесь читать (учитесь ускорять процесс вашего чтения). — Сосредоточьтесь на том, что вам надо читать; — отключите механизм проговаривания, чтобы он не задерживал вас; читайте сперва целыми фразами, потом целыми строчками. Со временем вы научитесь схватывать одним взглядом целые абзацы (быстро читали О. Бальзак — 4000 слов в минуту, А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, А.М. Горький). 3. Учитесь думать. 4. Проговорите про себя то, что хотите осмыслить. Процесс думания — это диалог двух собеседников. 5. Учитесь говорить. - Пополните свой словарный запас; - Кратко формулируйте свое высказывание; 6. Узнайте свой биоритм. Составляя карту своего биоритма, сосчитайте количество дней от своего рождения до сегодняшнего дня. Полученное число разделите на 23 дня физического цикла, 28 - эмоционального, 33 — интеллектуального. То, что останется от деления, определит положение каждого из циклов на данный день. Первая половина цикла - положительная, вторая — отрицательная. День перехода от первой половины ко второй — критический или нулевой. В этот день необходимо быть особенно внимательными и осторожными, меньше заниматься физической деятельностью, не принимать ответственных решений. 7. Учитесь отдыхать. - Старайтесь не уставать. Разумно проведенные выходные снимают нагрузку рабочих дней. Старайтесь делать 5-и минутные перерывы после часа индивидуальной работы - Изучите искусство мышечного расслабления. Расслабление. Лягте на диван или на пол. Руки вдоль тела. Ноги вытянуты. Носки врозь. Дышите медленно, но без напряжения. Скажите себе: Я начинаю мышечное расслабление. Последовательно сосредоточьте внимание на тех частях тела, которые вы будете называть: Я расслабляю стопы, мышцы голени, бедер, спины, рук, шеи, лица. Если вы хорошо расслабились, то ваша поднятая рука (нога) свободно упадет. Желательно делать такое расслабление дважды в день. 8. Займите свой ум эстетическим самообразованием. 9. Ваш мозг должен быть занят добрыми мыслями и делами. И вы пожнете СУДЬБУ! Качества личности презентует 3-я группа. К основным волевым качествам личности относятся самостоятельность, требовательность к себе и другим, целеустремленность, решительность. - Если вы во время общения и труда способны регулировать поведение (его активность и сдержанность), значит, вы обладаете таким волевым качеством, как самостоятельность. (Приводят примеры из литературных произведений, говорят о ребятах своего класса, которые, на их этим ценным жизненным качеством.) взгляд, обладают. - Если вы предъявляете высокие моральные требования к людям и себе, признаете ответственность за выполнение этих требований, если в процессе самовоспитания научились признавать и исправлять свои ошибки, значит, вы требовательны к себе и другим. Ребята демонстрируют портрет маршала Г.К. Жукова, описывают его мощный подбородок, прямой и твердый взгляд, уверенность и властность каждой черты его лица, говорят, что его требовательность к подчиненным была и талантом, и наукой. Рассказывают о любопытном случае на охоте, когда Жуков, столкнувшись лицом к лицу с медведем, не растерявшись властно приказал ему: «Стоять!» И медведь остановился, а затем убежал в лес. Ребята говорят о том, что талант руководителя, его властность должны использоваться во благо людям, что требовать от людей надо только то, что они в состоянии сделать. Иначе человек, не справившись с чем-то, может потерять веру в себя. Воля полководца Жукова сочеталась с прекрасным знанием военного дела. А главное в требовательности — это требовательность к себе. Приводят пример Кирсанова, Рахметова и т.д., а также своих родителей. Если вы умеете сосредоточиться на определенной цели, преодолевая трудности на пути ее достижения, умеете организовать свою жизнь по плану, включив в нее способы достижения своей цели, значит, вам характерна Целеустремленность. (Приводят примеры своих жизненных ценностей план их достижений. Например, поступить в институт. 1 — получить «отлично» по... предметам, 2 — посещать куп по выбору, 3 — заниматься на подготовительных курсах « институте, прочитать литературу о будущей профессии 4 — проконсультироваться у психолога, 5 — посоветоваться с родителями, 6 — изучить рынок труда и т.д.) - Если вы способны брать на себя ответственность за решения и поступки, значит, вам свойственна решительность. Ребята говорят о том, что часто, когда возникает проблема выбора, инициатива и немедленные действия имеют большое значение для успеха дела. (Приводят примеры из жизни воспитателей, спортсменов, операторов, военных и из жизни ребят своей школы (спасение на воде, при пожаре и т.д.)). Нравственная оценка решительных поступков зависит от их содержания и результата. Предлагают обсудить вопрос: «Победителей не судят?» Выступление4-й группы. К эмоциональным качествам личности относятся оптимизм, совестливость, восприимчивость, человечность. - Если вы живете с верой в себя и свое будущее, а в людях умеете видеть прежде всего хорошее, значит, вы обладаете бесценным для человека качеством — оптимизмом. Ребята предлагают записать свою реакцию на следующие фразы: - завтра дополнительный урок по химии; - вы получили публичное порицание; - в гардеробе оторвали вешалку у вашей куртки. (Раздаются листки с заранее отпечатанными фразами.) Желающие комментируют свою реакцию, ребята из 4-й группы делают выводы. - Если вам знакомо чувство вины и стыда за содеянное или неблаговидный поступок, если вы делаете что-то не ради хвастовства, а для добра, если вы не кричите повсюду о своих делах, своем превосходстве и исключительности, значит, вам не чужда совестливость. Ребята проводят мини-конкурс на знание русских народных пословиц и поговорок о похвальбе и совести. - Задрал нос — и кочергой не достанешь. - Гроша не стоит, а глядит рублем. - Не гляди широко — запорошишь око. - Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят. В ком стыд, в том и совесть. Волосом сед, а совести нет. Чего стыдился, о том таился Жили, жили, а стыда не нажили. Ни бога не боится, ни людей не стыдится. Хоть мошна пуста, да совесть чиста. _ Платье черненько, да совесть беленька. Если вы не равнодушны к чужим бедам, способны к сопереживанию, если вы в состоянии понять духовный мир другого человека, значит, вы наделены таким качеством, как восприимчивость. Ребята говорят о том, как иногда важно бывает для человека просто выговориться, чтобы тебя кто-то выслушал, особенно в трудной жизненной ситуации. А если тебя еще и поймут, тогда происходит выброс негативной энергии, человек больше не раздавлен обстоятельствами, у него появляется надежда на лучшее. Иногда это помогает уберечь человека от крайних мер. Дают положительные примеры своих одноклассников, рассказывают о работе телефона доверия, о том, как важно, чтобы там работали люди по призванию. - Если вы готовы к самопожертвованию ради других людей, если вам неприятны люди завистливые и корыстные, если вам присуще стремление сделать добро, если вы отзывчивы и вам свойственно дружеское отношение к людям, значит, у вас есть, пожалуй, самое главное качество - человечность. - Самооценка (завершающий этап самопознания). Человек судит о наличии или отсутствии у него определенных качеств. Часто эти качества бывают просто слабо выражены. Оценивая себя, человек как бы примеряет свои качества, свой характер на определенный эталон, образец. Самооценка человека во многом зависит от того, насколько у человека развита критичность, требовательность к себе и окружающим. В любом обществе существуют общепринятые социальные и нравственные нормы, а также традиции и обычаи, которые и являются основой самооценки. Говоря о самооценке человека, мы обычно подчеркиваем ее результат, т.е. у данного человека она низкая или высокая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Высокая самооценка предполагает обычно достаточно низкий уровень тревожности у человека, дает ему возможность реально понимать ситуацию, себя и людей. Воспитатель. Итак, вы определили, какую степень самооценки вы имеете: высокую или заниженную, уверены вы в себе или мало уверены. Если самооценка занижена, то это будет вам существенно мешать. Думаю, что у каждого из нас есть желание изменить что-то в своей жизни. Тем более, если вы обнаружили, что имеете заниженную самооценку. Послушайте, какую своеобразную программу правил предлагают нам наши девочки, которые в будущем собираются стать психологами. А психолог Дж. Келли утверждает, что, усвоив основные права человека и приняв их как правила жизни, вы не потеряете уверенность в себя. Основные права человека - Право быть одному. - Право быть независимым. - Право быть выслушанным и принятым, всерьез. - Право не быть напористым. - Право получать то, за что платишь. - Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным. - Право просить то, чего ты хочешь. - Право на успех. - Право делать ошибки и быть ответственным за них. - Право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека. Собрав воедино все советы и заповеди, найдя в себе силы и мужество разумно им следовать, вы сможете достичь в жизни своего акме. Акме (от греч. расцвет, вершина) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве. Вершина зрелости человека (акме) — многомерное состояние, | которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной области деятельности. Желаю вам успеха. Вопросы воспитанникам. — Почему интересна (или не интересна для вас эта тема)? — Вы сегодня узнали о себе что-то новое? — Вы считаете, что хорошо знали (знаете) себя? — Задумаетесь ли вы над своими личностными качествам? — Собираетесь ли вы дать переоценку своим личностным качествам, пересмотрите ли вы свои возможности? — Собираетесь ли вы поделиться с кем-либо практическими навыками по самопознанию? |