Сегодня: 15.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2013 » Декабрь » 24 » Школяры атакуют заводы
18:13
Школяры атакуют заводы
Ученики старших классов принимают участие в работе столичных предприятий
Вспомните, как вы мечтали в детстве посетить настоящую кондитерскую фабрику! Или автомобильный завод. Или завод, где из трубочки стеклодува рождается на глазах новогоднее чудо — елочная игрушка. Сегодня возможность побывать на реально работающем успешном предприятии есть у всех учеников московских школ в рамках профориентационной программы с говорящим названием «Заводы — детям!» Что стоит за таким «революционным» призывом — выяснил «МК».

Поучаствовать в создании ботинок, разработать новый дизайн упаковки яблочного сока, выяснить все секреты производства кваса, прикоснуться собственными руками к различным интересным и современным ремеслам столичные школьники могут в рамках программы «Заводы — детям!», организованной Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. Авиазавод «Туполев», автозавод «Рено», кондитерские фабрики «РотФронт» и «Богатырь», фабрика мебели «8 марта», косметическая компания «Свобода», член космического концерна «Алмаз-Антей» НПО «ЛЭМЗ», выпускающий радары, посадочные комплексы для космических кораблей и системы управления движением самолетов в аэропортах, — эти, а также многие другие интереснейшие предприятия входят в программу школьной профориентации, давая старшеклассникам возможность убедиться, что булки не растут на деревьях, машины не возникают в автосалонах по ночам из воздуха и не всю обувь в мире еще делают в Китае.

Маршруты по заводам — это не просто движение за экскурсоводом, который торопливо бежит привычным путем, бормоча что-то вроде «слева мы видим синхрофазотрон...». Такие экскурсии тщательно продумываются организаторами — как со стороны предприятия, так и со стороны школы. Каждая школа строит свой образовательный маршрут, да еще и с учетом возраста учеников — к примеру, для школьников 7–8-х классов делается акцент на игровом аспекте, на динамике, на конкурсах, мастер-классах, викторинах, на возможности побольше пощупать своими руками. А вот ребятам постарше, из выпускных классов, нужно немного иное — диалоговый стиль. Им уже будет интереснее серьезная беседа с руководителем, который пообщается с ними на равных, как с будущими потенциальными коллегами. Ведь интересно же «поговорить с шефом за жизнь» — об особенностях рынка труда в его сфере, реальных вакансиях, перспективах карьерного и научного роста и примерах удачных и интересных карьер на предприятии

— При этом, что важно, экскурсии на заводы проводятся не как чисто развлекательное науч-поп-мероприятие, — говорит первый заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Михаил Ан. — На учителя ложится важная задача — сделать так, чтобы поход не стал аналогом бездумного просмотра передачи по каналу «Дискавери», а чтобы в результате у ребят в голове возникла осознанная взаимосвязь между науками, изучаемыми в школе, и их практическим применением на предприятиях и в сфере производства. То самое, чего так не хватает молодежи в возрасте, когда ко всему, что говорят взрослые, проявляется нарочитый скепсис...

Одним из самых активных участников программы «Заводы — детям!» является школа №2086 на юго-западе столицы. Вот что рассказала «МК» Яна Давыдова, зам. директора по развитию ГБОУ СОШ 2086:

— Мы с нашими ребятами уже ездили на завод «Микрон» в Зеленограде, где делают микросхемы и билеты для московского метро, на завод елочных игрушек в Клину, на завод соков «Мултон», на завод «Очаково» (тоже напитки безалкогольные — не пиво, разумеется!), на завод «ХК Композит», выпускающий высокотехнологичные композитные материалы для авиации, автомобильной и строительной отрасли. Все эти предприятия мы посещаем не просто так, а в рамках изучаемых предметов — скажем, на «Технологии» у нас ученики изучают, как устроены реальные производственные процессы, конвейеры, сборочные линии, упаковочные линии. Какие ресурсы используются, какие этапы переработки, режимы, что получается на выходе и т.д. У нас много предметов, в которых используется конструкторская деятельность, и на фабриках и заводах дети изучают, как все устроено с инженерной и технологической точки зрения. Мы активно развиваем идеологию «школы инженерной культуры», а такие поездки развивают мышление у ребят, дают им возможность заниматься собственными исследованиями и анализом в области технологий, а также проектированием и реализацией их в меньшем масштабе — к примеру, на макетах, которые они потом строят в школе.

Взаимопонимание между взрослыми и подростками — сложная штука. Дети в старшеклассном возрасте хулиганисты, склонны к позерству, что особенно заметно в коллективе. В результате профориентационная экскурсия для них может превратиться в игру по поиску при помощи видеокамеры смартфона объектов для стёба среди сотрудников предприятий и заведенных на производстве порядков, что совершенно неправильно. Как предупреждают такие проблемы школьные педагоги?

— В первую очередь многое зависит от школы — в смысле, какой контингент ребят в ней учится, — говорит Яна Давыдова. — Чем серьезнее в школе учебная обстановка, чем лучше дети ориентированы на образование и внеучебную деятельность, тем меньше в голову лезет глупостей. Подростки искренне пытаются почерпнуть для себя полезное, а не скептически хихикают и ждут, когда их отпустят домой!

Второй важный момент — настрой, задаваемый учителем. Если он правильно встраивает такие посещения в учебную программу, то это уже не просто поездка «потусить с классом». Учитель формирует серьезный подход и интерес к будущей поездке заранее — еще в классе обозначается какой-то проблемный вопрос, на который дети во время этой экскурсии смогут найти ответ. Если есть вопрос, есть поставленная задача — поездка автоматически получается ценная, она детям нужна, они в ней заинтересованы.

Предоставляемый в рамках программы «Заводов» информационный ресурс — очень ценный и интересный. И задача учителя — взять от него по максимуму и органично «вписать» в идеологию школы. Тем более что не во всякой школе эта программа будет естественна и интересна. Я не уверена, что это интересно и нужно, к примеру, школам сугубо гуманитарной направленности... Но с другой стороны, талантливый преподаватель любую ситуацию повернет так, что детям будет интересно!

Возникает вопрос — школа №2086 активно участвует в программе «Заводы — детям!», но при этом, по утверждению руководства, ее учащиеся ориентированы на серьезную учебу, заняты большим объемом разной внеучебной деятельности, проектами — эдакие «ботаны» в хорошем исключительно смысле. Подобного склада молодые люди традиционно ориентированы на вузы, а вовсе не на среднее специальное образование. Но ведь программа «Заводы — детям!» Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы ориентирована во многом на профориентацию именно будущих потенциальных студентов колледжей и развитие рынка труда рабочих специальностей. Нет ли в этом «нестыковки интересов»?

— Действительно, наши ребята больше ориентированы на вузы, в меньшей степени они идут в колледжи, — отвечает Яна Давыдова. — Но времена изменились — сегодня серьезные выпускники школ и их родители понимают, что в непроизводительных сферах, которые переполнены модными еще недавно юристами-экономистами, ничего нового не придумаешь, там сложно реализовать себя, найти применение креативу, придумать что-то оригинальное, чего еще не создано. И тех ребят, которые в массе своей пойдут в вузы, мы при помощи таких экскурсий ориентируем на технологическое предпринимательство, показываем, как инженерная или управленческая должность может совмещаться с возможностью изобретать, рационализировать — в общем, иметь дело с конкретными осязаемыми вещами. Экскурсии на заводы мы очень гармонично сочетаем с посещением ФабЛабов — это еще один проект, совместный с Департаментом образования. ФабЛабы — это лаборатории экспериментального производства при крупных вузах — выглядящие и действующие так же, как опытные лаборатории в высокотехнологичных компаниях. Там мы показываем школьникам, как в маленьких масштабах так называемой «цифровой лаборатории» рождается и обкатывается идея, а затем как эта идея воплощается в массовой форме на заводах.
Категория: Блоги | Просмотров: 803 | Добавил: Новикова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог