Главная » 2016»Май»4 » Технологическая карта урока географии "Движение земной коры. Вулканизм." по ФГОС
16:05
Технологическая карта урока географии "Движение земной коры. Вулканизм." по ФГОС
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
1. ФИО: Гудкова Марина Ивановна, учитель географии, МБОУ СОШ № 36 г.Ангарска Иркутской области 2. Предмет: география 3. Класс: 5 4. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм», урок № 24 (§26) 5. Учебник «География» 5-6 классы, под редакцией В,П.Дронова, Л.Е.СавельевойМ., «Дрофа», 2016. 6. Цели: Сформировать представление о происхождении вулканов. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов. 7. Задачи: - обучающие: углубить знания о строении земной коры; - развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; - воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах. 8. Планируемые результаты: - предметные: выявлять при сопоставлении географических карт, закономерности распространения зон вулканизма; определять отличия действующих и потухших вулканов; - метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картой для исследования. - личностные: оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; 9. Универсальные учебные действия: - личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. - регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему. - познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. - коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом. 10. Тип урока: комбинированный. 11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах 12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, физическая карта мира, карта «Строение земной коры» , атласы, учебник 13. Структура и ход урока № п/п Деятельность учителя ученика Этап 1. Организационный этап урока Мотивация учебной деятельности. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценки. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию каждого вида деятельности, вы должны оценить свою работу:"+" - справился с задачей без затруднений,"±" - справился с задачей, но возникали сложности,"-" - не справился с задачей. Включаются в деловой ритм урока.
Знакомство с листом контроля, уточнение критериев оценки (Р)
Этап 2. Актуализация опорных знаний по теме «Землетрясения» Организует работу, повторение системы опорных знаний. Вспомните: 1. С чем связано движение земной коры? 2. Отчего возникают землетрясения? 3. Что называют очагом землетрясений? 4. Что следует понимать под эпицентром землетрясений. 5. Как называются участки, где землетрясения бывают часто и они достаточно сильны? Тест «Литосфера» 1.Как называется твердая оболочка Земли? А) Литосфера Б) Атмосфера в) Гидросфера 2. Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает « покрывало, плащ» А) Мантия Б) Магма В) Земная кора 3.Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами А) Мантия б) Магма в) Лава 4.Эта земная кора имеет толщину от 35-75 км. А) Океаническая б) Мантия в) Материковая 5.Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками А)Землетрясения б) Обвалы в) Цунами 6)Место на земной поверхности, расположенное над очагом во время землетрясения А)Эпицентр б) Очаг в) Сейсмический пояс 7.Прибор, с помощью которого изучают землетрясения А) Сейсмограф б) Нивелир в) Эхолот (слайд 2) Приветствие учителя, готовность к уроку.
Вспоминают изученный ранее материал (П).
Определяют, каких знаний им не хватает (Р)
Этап 3. Создание проблемной ситуации Показ видеоролика «Извержение вулкана» (слайд 3)
Как будто демон вырвался с Земли... Всё на пути своём сметает... И тонны пыли грозные столбы... Округу всю нещадно укрывают...
Окутано живое всё огнём... Лес хвойный у подножья весь пылает... Как будто воин злой прошёл мечом... Всё в Аде том кромешном погибает...
Предлагает сформулировать тему урока и задачи Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. 1. «А что вам известно о вулканах?» 3. «Объясните, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора» Просмотр ролика
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) «Мозговая атака»
Этап 4. «Открытие» нового знания Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? Откуда пошло название “вулкан” (сообщение учащегося)
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, что такое вулканизм и что называют извержением, что такое вулкан?
Просмотр видеоролика «Вулкан»
Зарисуйте схему вулкана и подпишите его части.
1. Помимо лавы при извержении что еще выбрасывается на поверхность? 2. Почему происходит извержение вулкана? 3. Где возникают вулканы? 4. Какие еще явления происходят в районах вулканизма? 5. Какие бывают вулканы?
Проблемный вопрос: Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке?
Стимулирует активное участие всех детей к поисковой деятельности
Работа с учебником и ответ на вопрос: - Найдите на стр.102 учебника ответ на вопрос, чем отличаются действующие вулканы от потухших?
Сообщение учащегося Люди, наблюдавшие извержение много веков назад, считали, что они вызываются какими-то сверхъестественными силами. Так, древние римляне почитали бога огня, которого называли Вулкан. Этот бог, считали они, жил под землей, и когда он сердился и гневался, все сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. Поэтому огнедышащие горы древние римляне стали называть вулканами. Название это дошло до наших дней Мозговая атака Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П, Р) Просматривают видеоролик и Зарисовывают (П, Р)
Объясняют, обсуждают (П, К).
Сравнивают, анализируют.(П, К, Р)
Обсуждают в парах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (Р ,К ,П)
Этап 5. Физпауза Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Раз – поднялись потянулись, Два – согнулись, разогнулись, Три в ладоши три хлопка, На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть. Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. - О какой профессии идет речь в этом стихотворении: Мы, вулкана сыны…. Кратер гремит, маня. Выведать мы должны Тайны бога огня. Ответ. Вулканолог.
Для чего изучают вулканы? Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы: - предсказать извержение; - изучить внутреннее строение земли; - узнать об образовании полезных ископаемых.
Предлагает задания на «новое» знание. Определите по карте вулканы - Перед вами письма: их прислали вулканологи и просили вас определить по координатам крупнейшие вулканы Земли: 1- Аконкагуа (потухший) 2- Орисаба (действ) 19°ю.ш. и 99°з.д 3- Килиманджаро (потухший) 4°ю.ш. и 38° в.д 4- Ключевская Сопка (действ) 55 º с.ш. 160 º в.д 5- Везувий (потухший) 410 с.ш. 140 в.д. - Так какие бывают вулканы?
Рассмотреть картину К.Брюллова «Последний день Помпеи» -Какие чувства вызывает картина? -Что на ней изображено? - Были ли у людей шансы на спасение?
-Рещить кроссворд
Рассказ учителя о гейзерах Предлагает найти в учебнике определение понятия «Гейзер»
Составить синквейн совместно с детьми: Вулкан Действующий, потухший Грохочет, извергает, выбрасывает Самый высокий вулкан России – Ключевская Сопка Огнедышащая гора Предлагают варианты ответов, записывают на доске (Р, К, П)
Работают с атласом (П, К, Р) Практикум: работа в парах: ищут по координатам в карте крупнейшие вулканы Земли, формулируют вывод об их различии (действующие или потухшие). (П ,Р, К.)
Регулятивные УУД: умение применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, коррекция знаний
работа в группах: решают кроссворд
Этап 7. Рефлексия Итог урока. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Выставляет оценки за работу на уроке Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Отмечают успешные ответы участников группы. Этап 8. Домашнее задание Д/з: §26, Творческое «Сделать макет вулкана» Записывают домашнее задание Примечание: (Л) - личностные УУД; (Р) - регулятивные УУД; (П) - познавательные УУД; (К) - коммуникативные
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.