| 
				
			Умение слушать - величайшее из умений. 
 Кто умеет слушать - того все любят. Только через слушание можно понять человека.
 Есть несколько уровней слушания.
 1. Самая низшая форма - ИГНОРИРОВАНИЕ.
 Как часто мы игнорируем то, что говорит ребенок? Игнорирование - это оскорбление личности. Ребенок закроется и больше уже не будет с вами откровенен всю жизнь, если такой тип общения будет преобладать в детстве. Начнет искать во дворе других собеседников, которые поймут и выслушают его. Да, возможно, он говорит глупости, поскольку он ещё ребенок, но важно другое: отношения важнее. Тогда ребенок чувствует, что он важен, что вы любите его, понимаете.
 
 2. ПОКАЗНОЕ СЛУШАНИЕ.
 Вы спешите, у вас нет времени, но вы делаете вид, что слушаете, чтобы не обидеть, а сами считаете минуты. Этот уровень лучше игнорирования, но всё же до понимания далеко.
 
 3. ВЫБОРОЧНОЕ СЛУШАНИЕ.
 Ваша задача - не понять человека, просто вы слушаете то, что вам самим интересно знать. Дети понимают, что родители больше знают, они сильнее, мудрее, они защищают, но дети хотят быть равными в любви, чувствовать нужность. Чтобы моя глупость была нужна кому-то. В этом - развитие. Детям важно делиться тем, что у них на сердце.
 
 4. ВНИМАТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ.
 Это очень хороший уровень, но есть недостаток: вы внимательно слушаете, но сравниваете всё с самим собой. Ещё можно назвать "автобиографическое слушание". Если то, что вы слышите, совпадает с вашим опытом и мнением, вы говорите "Очень хорошо!", если не совпадает, Вы говорите "Нет, всё не так". Вы слушаете внимательно, чтобы в конце, как эталон, утвердить свою концепцию.
 
 5. СЛУШАНИЕ - СОПЕРЕЖИВАНИЕ.
 Рекомендовано как целительное средство от всех недугов. Вы слушаете с намерением понять. Вы не осуждаете, не шокируетесь тем, что вы слышите. Вы продолжаете сострадать и любить. Человек выговаривается, и ему становится хорошо. Почему трудно слушать с сопереживанием? Можно "заразиться" чьей-то проблемой. Нужно научиться слушать, не принимая на себя, не замачиваясь, как лотос, который остается сухим в воде.
 
 (А.Хакимов "Культура взаимоотношений")
 |