Тема: Общие приемы вычитания с переходом через десяток. Цель: Познакомить с двумя приемами вычитания: 1)прием вычитания по частям. 2) прием, обоснованный на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми; решать простые и составные задачи. Оборудование: наборное полотно с двумя десятками карманов, кружки, рисунок колобка, солнышка с отдельными лучиками, медведя, лисы. Ход урока. 1Организационный момент. Учитель: Ребята, прозвенел уже звонок Начинается урок. Посмотрите все ли у вас на месте: учебник математики, тетрадь, пенал, линейка, дневник. Садитесь. Ребята, отгадайте загадку: Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все же попался…(колобок) Учитель выставляет на доску рисунок колобка. - Сегодня мы составим математическую сказку о колобке и научимся решать новые примеры на вычитание. Учитель начинает сказку: Жили – были дед да баба. Испекла бабушка колобка и положила на окно остужаться. А колобок полежал- полежал на окошке и начал оглядываться по сторонам. Смотрит, а внизу какие-то цифры растут. Стал колобок вспоминать, что бабушка рассказывала про них. - Давайте и мы вспомним, что мы знаем об этих числах. 2 Устный счет. 15 10 6 20 (15- это 1десяток и 5 единиц. Это двузначное число, т.к. 2 цифры взяты для записи, соседи 14 и 16) -Надоело колобку лежать, спрыгнул он с окна и покатился по тропинке длинных примеров. Вот такие примеры решал колобок решите их и вы (устно). 3 Устное решение примеров. 20-10-4 12-2-8 2+7-5 2+8-3 3+6-4 13-3 Посмотрите на примеры внимательно. Какой пример отличается от других? Чем? (13-3, т.к. в нем одно действие) В уменьшаемом сколько десятков и единиц? А в вычитаемом? Чему равна разность? Придумайте и решите примеры похожие на этот. 11-1 12-2 13-3 14-4 15-5 16-6 Молодцы. А давайте посмотрим, что делает колобок. Катится колобок, катится и докатился до реки нерешенных примеров. Задумался колобок: «Как перебраться через ручей? Давайте построим для него пароход. Открываем учебник с.73 Из каких геометрических фигур, показанных на полях учебника, мы будем строить пароход? (1,4,5 ,6, 9, 11, 13,) Закатился колобок на пароход и поплыл. Вокруг него много примеров, начал колобок думать, как их решить. Примеры оказались новыми. 4Работа над темой урока. 12-5 Давайте подумаем, как решить . На помощь колобку пришли его друзья, маленькие колобки – кружки. Учитель выставляет на наборное полотно 12 кружков и спрашивает. Ребята, может кто-нибудь догадался, как из 12 вычесть 5? Раскладываем число 5 на 2 и3 ,т.к. из 12-2=10 затем из 10-3 =7, т.е 12-5=7 12-5=7 23 Сколько нужно вычесть из 12, чтобы получился 1десяток или 10единиц, это 2, т.е.число 5 раскладываем на 2 и 3. Из 12-5=10 10-3=7 Ученики еще раз читают первый способ вычитания по учебнику с.72 и записывают решение в тетрадь:12-5=7 или 12-5=7 23 12-2-3=7 Ребята а вы знаете колобок решил этот пример по-другому. Он вспомнил, что 12 – это 5и7 (5+7=12) Как этот пример помог решить колобку новый пример? Если из суммы 12 вычесть первое слагаемое .5 то получим второе слагаемое 7. Чтение 2 способа в учебнике. Запись в тетради: 12-5=7 57 Вот и научились мы с колобком решать новые примеры двумя способами. Давайте повторим . №1. Рассмотри записи и объясни, как рассуждал колобок при вычитании в первом и во втором случае. Доплыл колобок до берега. Вышел и начал отдыхать А на встречу ему медведь. Хотел он колобка съесть, а все ребята встали и начали физкультминутку показывать. 5 Физкультминутка. -Хлопай, мишка, Топай. Мишка, Приседай со мной братишка, Улыбайся и садись. _Садись, мишка. И смотри, как наши дети будут примеры новые решать. Чтобы не съел медведь колобка, давайте решим все примеры правильно и с четким объяснением. 6 Закрепление новой темы. №2 (ученики по одному выходят к доске решают с объяснением, остальные записывают в тетрадь) -Молодцы! Засмотрелся мишка на ребят, а колобок тем временем укатился далеко вперед. Катился колобок ,утомился и лег отдохнуть. Ветерок дует, солнышко светит. Хорошо! 7 Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише Деревце все выше, выше. Лежит колобок на полянке, а солнышко посылает ему новые примеры на своих лучиках. Стал колобок их решать. 8Работа по учебнику №3 устно. Лежал колобок, грелся на солнышке и не заметил, как подкралась лиса и говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем» _Не ешь меня, я выполню твои задания. Задала ему лиса задание – решить задачу№5 С.73. Учитель читает задачу. Что известно в задаче? Условие задачи? Что нужно найти? Вопрос задачи? Сможем мы сразу узнать сколько всего поделок сделали мальчики7 Почему? Что нужно узнать первым действием? Что найдем вторым действием? Задача простая или составная? Дети решают задачу в тетради, проверяют. Справился колобок с помощью детей с заданием лисы и отпустила она его домой. 9Итог урока. Покатился колобок домой и стал вспоминать, что же он сегодня делал? Давайте и мы вспомним, что же мы с вами узнали нового, что закрепили. Встали все красиво. Урок закончен.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.