С 2003 года в нашей школе издается журнал, который отражает злободневные темы, собирает и сохраняет наши будни, наши творческие начинания. Это хранилище нашего опыта. Последний номер журнала мы посвятили вопросу авторитета учителя и школы в современном обществе. По сложившейся традиции каждый номер открывается заглавной статьей директора школы, который ставит и обосновывает проблему. Эти размышления я и хочу предложить вашему вниманию.
Снова в школу. Андреев В.И., директор частной школы "Обучение в диалоге" (Санкт-Петербург)
В настоящее время только ленивый не кидает камни в сторону образования. Особенно много претензий у общества именно к школьному образованию. И именно школьные учителя подвергаются наибольшим нападкам. Я сужу по моим встречам с родителями учеников. Они приходят из других школ знакомиться, приходят и высказывают свои сомнения и претензии прямо с порога, при своём ребёнке. Приходят и родители наших учеников. И суть каждой встречи сводится к тому, что школа – это место, которого хотелось бы избежать. Что учителями становятся те, кого никуда больше не взяли, это бедный, никудышный народ. Что задают столько, что никто никогда не справится, учить, не переучить всего - времени на детство не остаётся. Поэтому надо бы найти более-менее спокойное местечко, где можно это всё как-то пережить, получить, в конце концов, аттестат и забыть, как страшный сон. А о знаниях, умениях, достоинстве, дружбе, радости – нет и речи. И настоящая проблема состоит в том, что эту свою позицию, свои страхи, пренебрежение к школе и учителям родители передают детям. Такое же отношение к школе я слышу и в откровениях моих знакомых, которые обращаются ко мне как к опытному педагогу и руководителю школы за разъяснениями и советами: что, мол, делать, где учить своих детей и как можно отдать любимых чад в эту жестокую машину? Я всем даю один совет: если вы не доверяете школе и учителям, учите детей сами, сейчас можно заниматься домашним обучением. Это узаконенная система, многие её практикуют. Иначе эти ваши сомнения приведут к искалеченной психике вашего ребёнка. Ведь что получается: вы ненавидите школу и учителей, ругаете их при ребёнке, он вам верит, ведь вы авторитет для него, но при этом он имеет своё мнение и часто бывает, что оно не совпадает с вашим – ему-то школа нравится и учителя тоже. И что ребёнку делать? Мало того, что он недоволен собой, что не вступился за учителя перед вами, ему теперь стыдно перед учителем за это. И ребёнку ничего не остаётся, как искать подтверждения вашим обвинениям, вместо того, чтобы получать знания. И как результат – плохие оценки. И вы теперь его за это ругаете, вновь обвиняя учителей и школу. Это замкнутый круг. Поэтому я призываю: не вступайте на этот путь, никогда не обсуждайте и не осуждайте учителей при ребёнке! Я это говорю и как педагог, и как отец четверых детей. Но встаёт вопрос: откуда такое отношение к школе, к учителям? Почему общество смотрит на школу с неприязнью, что стало с авторитетом учителя? Я в недоумении и непонимании, и даже в возмущении пытаюсь всем разъяснять, что ничего ужасного в школе нет, школе можно доверять своих детей. В школе не стало хуже, стало только лучше. Я имею право так говорить, я в образовании с 1972 года, а до этого два года ещё работал помощником преподавателя. Я в школе уже 45 лет. Я начал трудиться в Советском Союзе, продолжил – при восторженной перестройке, и теперь тружусь. Я прекрасно помню, как учитель, помощником которого я был на заре своей профессиональной деятельности, готовился к урокам. Как он придумывал, оформлял и систематизировал рабочие карточки с заданиями для учеников, с какой самоотдачей он работал с детьми. Так же работали и другие учителя школы. Я видел, как учителя старались донести свои знания до учеников. Такие старания я вижу и сейчас. Учитель настроен на то, чтобы дать как можно лучше тот материал, которое государство ему рекомендовало давать. Государство выделяет деньги на то, чтобы программы были сделаны, выделяет деньги на то, чтобы научить учителя, и платит деньги учителю за то, что он учит тому, чему государство обязывает учить. Всё! И как он это делает? По моим наблюдениям он делает это всё лучше и лучше. Используя всё разнообразие техники, методических приёмов, используя свои личные знания, опыт, обаяние, он делится знаниями с учеником. Поэтому я авторитетно заявляю: учитель не стал хуже работать, ничуть, работать он стал только лучше! Почему же в глазах общества совсем другая картина? Или вот ещё одна общая претензия: содержание образования стало сложным, надо упростить, облегчить. Так ведь оно не особенно-то и изменилось. Что могло измениться по математике, по русскому и другим предметам? Непринципиально. История. История - частный случай. И он не может быть тем, за что ругают и уничтожают всю школу, начиная с физруков. Что могло измениться по физкультуре? Поэтому надо разобраться, почему общество так уничижает образование. Почему появляются и широко транслируются хамские по отношению к учителю и школе, аморальные телевизионные фильмы и сериалы? Почему они находят отклик у зрителя, а не получают протест и запрет? Всё это стороны одной медали: общество ненавидит школу и мстит школе. За что? За то, что школа позволяла списывать. За то, что научила лгать и жить по двойным стандартам. И теперь, когда люди поняли, что их просто «подставили», когда разрешали списывать во время обучения, они назвали виновных: учителя, школа. Значит, ругай эту гадкую школу! И даже если меня не поймали, я совершал преступление против самого себя. Я списывал, а мне позволяли. Учителя в своё время шли по пути «надо помочь». Не было строгого инструмента контроля. Постепенно общество разбаловалось. Помогало на экзаменах, на контрольных - везде. И общество дошло до того, что появились ГДЗ – готовые домашние задания. Есть ГДЗ по любому предмету, по любому учебнику. Если бы я, когда учился, имел ГДЗ – я бы не учился. Зачем? И учителю сейчас надо как-то и с этим безумием бороться. Детям надо быть настолько высоконравственными, родителям настолько честными, чтобы не пользоваться ГДЗ. Ведь сейчас надо быть только ленивым, чтобы не нажать кнопочку в интернете. И ничего не надо делать. ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Учителя приводят массу примеров, когда до ГДЗ дети были талантливыми, смышлеными, трудолюбивыми, а потом просто переставали учиться. Да, я считаю, что именно попустительство учителей в отношении списывания тогда, ещё 50-30 лет назад, способствовало тому, что сейчас общество мстит учителям, мстит школе. Как помочь учителям? Они тоже списывали. И мы в нашей школе нашли способ повернуть время вспять, мы кинули клич среди учителей и администрации «Снова в школу!». Суть проекта – вновь пройти программу среднего образования, освоить полный объём знаний по всем предметам. Мы можем это сделать в нашей школе, нам позволяет форма обучения «Диалог». В идеале это должны сделать все педагоги и вся администрация. И команда первопроходцев из 5 человек уже начала работать.
Задачи проекта «Снова в школу»
Первое, и главное: закрыть все пробелы в объёме среднего образования у учителей. Прорехи есть у каждого, даже если Вы честно учились, и у вас все учителя были принципиальными, всё равно случались пропуски, например, по болезни. Пропущенный материал надо обязательно наверстать. В результате вы будете уверены в своих знаниях на всё 100%, вы будете уверены в себе.
Второе: повысить авторитет учителя. В результате освоения полного объёма той информации, которую должен выучить ученик по всем школьным предметам, вы можете с уверенностью говорить, что это возможно, что эту нагрузку можно потянуть. Вы будете являться примером для ученика, его ориентиром. Он уже никогда не скажет: «Сами бы попробовали всё успеть?» Вы попробовали и сумели! И в то же время вы будете понимать, что не надо излишне перегружать ученика информацией по своему предмету, ведь ему надо работать с полной отдачей и по другим направлениям. Вы будете более бережно относиться к ученику, и это зерно доброты обязательно даст всходы.
Третье: обнаружить неточности, огрехи в учебниках. Ученик, бывает, не может понять ту или иную тему лишь потому, что она не совсем корректно представлена в учебнике, или дана неоднозначно, сформулирована плохо. Этого ученику не осознать, да и учитель тоже не всегда это понимает – глаз замылен, материал он знает настолько хорошо, что не видит возможных вопросов. А вот взрослый с позиции ученика может разглядеть провалы в логике изложения и их зафиксировать. Это очень важно. Даже если мы не сможем повлиять на программу в системном смысле, учитель всегда может откорректировать подачу материала в процессе обучения. И ученик обязательно будет в плюсе.
«Снова в школу» - это наше ноу-хау, наш долгосрочный проект, я вижу у этого направления большое будущее. Призываю всех учителей присоединиться к проекту. Начать обучение в «Диалоге». И это будет хороший вклад в восстановление уважения к учителю.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.