Ф.Ф. Рау родился 26 июля 1910 года, был шестым, младшим, ребенком в семье Наталии Александровны Рау, организатора первого в Европе детского сада для глухих детей и «Клуба беглого чтения с губ», где получали помощь взрослые оглохшие, и Федора Андреевича Рау –одного из основоположников отечественной сурдопедагогики- был известен как руководитель Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых. Пример родителей оказал огромное влияние на детей: трое из шестерых - Елена, Зоя и Федор стали впоследствии сурдопедагогами. В 1929 г. Ф.Ф. Рау поступает на дефектологическое отделение педагогического факультета Второго МГУ, позднее преобразованного в Московский государственный педагогический институт – МГПИ имени В.И. Ленина (в настоящее время - Московский педагогический государственный университет). Работу с глухими он начал еще студентом. В 1932 г. – работал учителем Московского городского института глухонемых (на Донской улице, 49). В 1932 г. – окончил ВУЗ и получил назначение в школу-интернат для глухонемых переростков в г. Истре, где был учителем и завучем; проводил апробацию письменного метода Линднера. В течение 30 лет, с осени 1933 г., Ф.Ф. Рау преподавал на кафедре сурдопедагогики и логопедии МГПИ им. Ленина. В те же годы он стал научным сотрудником Экспериментального дефектологического института, преобразованного позже в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР, затем СССР (ныне – ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»). С 1938 г. – преподавал в Московском Государственном Педагогическом Дефектологическом институте, а во время войны работал в должности его директора.,а с 1942 г. – на должность и.о. зав. кафедрой сурдопедагогики и логопеди. По возвращению из эвакуации профессора Федора Андреевича Рау он передал отцу заведование кафедрой. 28 сентября 1942 г. – защищает кандидатскую диссертацию по теме «Методы первоначального обучения глухонемых словесной речи». С 1944 г. работает в НИИД, заведует сектором экспериментальной фонетики (лаборатории фонетики и акустики). В 1961 г. защищает докторскую диссертацию по теме «Обучение глухонемых произношению». В НИИ дефектологии АПН СССР Ф.Ф. Рау много лет заведовал лабораторией фонетики и акустики, а с 1968 г. до конца жизни возглавлял Отдел изучения, обучения и воспитания детей с недостатками слуха, который объединял все научные подразделения по сурдопроблемам. Специалисты лаборатории занимались созданием оригинальных технических устройств (ВИР, И2-М), помогающих учителям формировать у глухих устную речь. В лаборатории были сконструированы также приборы, облегчающие быт глухих (например, «электронная няня»), обеспечивающие возможность коммуникации на расстоянии (телефонная приставка с азбукой Морзе). В последние годы жизни Ф.Ф. Рау считал, что обучение глухого в школе для слышащих, даже дополненное акупедическими и ортофоническими занятиями, не может заменить сложной, специфической работы по развитию речи и мышления, по формированию познавательной деятельности, которая ведется в специальной школе. Федор Федорович Рау сотрудничал во многих научных, научно-популярных, методических журналах, в составе главной редколлегии работал над дефектологическими словарями (изд. 1964 и 1970 гг).Под его руководством защищено более 10 кандидатских диссертаций. Его деятельность отмечена правительственными наградами и Орденом первого класса Всемирной федерации глухих при ЮНЕСКО. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Вся научная деятельность выдающегося отечественного сурдопедагога профессора Федора Федоровича Рау была связана с проблемой формирования словесной речи, в частности - с обучением устной речи глухих и слабослышащих. В трудах Ф.Ф.Рау и его многочисленных учеников эти проблемы рассматриваются очень широко: сенсорная база овладения устной речью в норме и при нарушенном слухе; компенсация нарушенного слуха за счет остаточного слуха и сохранных анализаторов - зрительного и кожного; взаимодействие слухового, зрительного, кожного и двигательного анализаторов при восприятии устной речи и усвоении ее произносительной стороны; психологические основы развития слухового восприятия; психологические основы использования слуха при формировании произношения; факторы внятности речи глухих; определение разборчивости речи глухих и факторы, влияющие на нее; методика обучения произношению глухих и слабослышащих. В своих работах Ф.Ф. Рау показывал, что, несмотря на отсутствие или глубокое нарушение слуха, глухие дети все же располагают достаточными психофизическими средствами, опираясь на которые можно с помощью специального педагогического воздействия сформировать у них устную речь. ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ: 1.Дневник гимназиста Федора Роу.1920-1921гг. 2.Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. М., Учпедгиз, 1941. 3.Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. Пособие для учителей школ глухонемых и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Изд-е 4-е. М., Учпедгиз, 1959. 4. Обучение глухонемых произношению. М., 1960. 232 с. 5. Руководство по обучению глухонемых произношению. М., 1960. 224 с. 6. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся (в соавт. с Нейманом Л.В. и Бельтюковым В.И.). М., 1961. 188 с. 7. Устное слово (в соавт. со Слезиной Н.Ф.): Методическое пособие по развитию устной речи и обучению грамоте в приготовительном классе школы глухих. М., 1963. 124 с. 8. Произношение (в соавт. со Слезиной Н.Ф.): Учебники для приготовительного, первого и второго классов школы глухих. М.: 4 издания: 1969, 1971-1972, 1978-1980, 1985. 9. Руководство к учебникам «Произношение» для приготовительного, первого и второго классов школы глухих (в соавт. со Слезиной Н.Ф.). М., 1969. 132 с. 10. Устная речь глухих. М., 1973. 302 с. 11. Методика обучения произношению в школе глухих (в соавт. со Слезиной Н.Ф.). Пособие для учителей. М., 1981. 191 с . 12. Формирование устной речи у глухих детей / Под ред. и с предисл. Т.А. Власовой, Н.Ф. Слезиной, В.И. Бельтюкова. М., 1981. 168 с. 13. Рау, Ф.Ф.; Кац, З.Г.; Морева, Н.А. и др. Букварь. Подготовительный класс школы глухих., 1985г., 152 с. 14. Букварь. Подготовительный класс. I вид: автор: Pay Ф.Ф. 15.Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. М., Учпедгиз, 1941. 16.Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. Пособие для учителей школ глухонемых и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Изд-е 4-е. М., Учпедгиз, 1959. При такой напряженной научной работе Федор Федорович находил время и для общественной деятельности, он выполнял работу:постоянного члена комиссии по улучшению работы среди глухих при ВЦСПС,члена редколлегии журнала «Дефектология»,ректора родительского университета в журнале «В едином строю»,члена экспертного совета ВАКа, и др. Разносторонняя творческая деятельность Ф.Ф. Рау отмечена разнообразными наградами. Он неоднократно был отмечен премией АПН СССР, в том числе премией им. К.Д. Ушинского. Всемирная Федерация глухих наградила его, единственного из отечественных ученых-сурдопедагогов, орденом первого класса. Увлечение шахматами тоже принесло свои результаты - Федор Федорович был удостоен звания кандидата в мастера. Ученики Ф.Ф. Рау были и сегодня являются ведущими учеными страны в разных направлениях сурдопедагогики: Инесса Георгиевна Багрова, Владимир Ильич Бельтюков, Валентин Дмитриевич Лаптев, Эмилия Ивановна Леонгард, Александр Михайлович Масюнин, Эльза Васильевна Миронова, Галина Генадьевна Молоткова, Людмила Владимировна Николаева, Нина Феодосьевна Слезина, Ольга Алексеевна Токарева, Нина Ивановна Шелгунова, Наталия Дмитриевна Шматко.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.