1. «Описываем различные свойства предметов».
Описать любой предмет или игрушку.
Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д. Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете. Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. "Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.
2. «Продолжаем знакомство со свойствами предметов».
Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).
3. «Кто летает?»
Цель: выделить существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.
4. «Съедобное – несъедобное». (с мячом).
"Я буду называть предметы, например: "яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не ловим.
5. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.
«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет». «Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка». «Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». «Голубой платок, алый колобок, по платку катается, людям улыбается». «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку». «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».
6.Знакомство со способами применения или использования предметов.
Цель: перечислить как можно больше способов применения предмета. Пример: "Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?" (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).
7. «Ищем одинаковые свойства предметов».
Задания: -В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые.. -Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.
8. «Ищем различные свойства предметов».
Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура.
9. «Сравнение предметов».
1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов). -подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком; -фигуры, отличающиеся двумя признаками; -тремя признаками (подбери самые непохожие). 2). "Сравнение слов". Для сравнения даем пары слов: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стулья; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка. Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? 3). Сравнение предметов. Игра "На кого похож?" (вербально) На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие? По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д.
10.«Классификация»
1). Разложить предметные картинки по группам. 2). Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу, те, кто живет в жарких странах. 3). Из набора карточек выбрать то, а) что можно есть (съедобное); б) что сделано человеком; в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д. 4). Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки. 5). Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую - большие. 6). Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие. 7). Из всех пуговиц выбрать только круглые. 8). Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).
11. Классификация по знаемым признакам:
те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом. а) выбрать предметы, которые тонут; б) выбрать предметы, которые не тонут; в) выбрать предметы, которые могут разбиться и.т.д.
12. Игра.
Приготовить 15 различных предметов. Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш. Отобрать: металлические предметы, съедобные, тяжелые, мягкие, белые, круглые, длинные, деревянные, маленькие, прямоугольные, которые можно повесить за нитку.
13. Дома работа по классификации:
разобрать покупки (рассортировать); что нужно положить в холодильник? что нужно положить в морозилку? что положить на полочку в ванной? куда положить стиральный порошок? куда крупу? стирка: рассортировать белье на белое и цветное;
14. «Слово на ладошке»
«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).
15. «Классификация геометрических фигур» (цвет, форма, величина).
16. «Найди предметы такого же цвета».
У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки соответствующего цвета.
17. «Большой - маленький».
Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.
18. «Форма».
Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.
19. «Обобщение-исключение».
1). Поиск лишней картинки 2). Последовательность работы: «3 лишний» (с картинками); «4 лишний» (с картинками); «3 лишний» (на словесном материале); «4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»
НАБОРЫ СЛОВ: 1. Стол, стул, кровать, чайник. 2. Лошадь, собака, кошка, щука. 3. Елка, береза, дуб, земляника. 4. Огурец, репа, морковь, заяц, 5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель 6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч. 7. Волк, лиса, медведь, кошка. 8. Фиалка, ромашка, морковь, василек. 9. Кукла, машина, скакалка, книга. 10.Поезд, самолет, самокат, пароход. 11 .Воробей, орел, оса, ласточка. 12.Лыжи, коньки, лодка, санки. 13.Стул, молоток, рубанок, пила. 14.Снег, мороз, жара, лед. 15.Вишня, виноград, картофель, слива. 16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус. 17.Река, лес, асфальт, поле. 18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер. 19.Парта, доска, учебник, ежик. 20.Змея, улитка, бабочка, черепаха. 21.Краски, кисти, чайник, полотно. 22.Шляпа, крыша, дверь, окно. 23.Молоко, чай, лимонад, хлеб. 24.Нога, рука, голова, ботинок. 25.Храбрый, злой, смелый, отважный. 26.Яблоко, слива, огурец, груша. 27.Молоко, творог, сметана, хлеб. 28. Час, минута, лето, секунда. 29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка. 30.Платье, свитер, шапка, рубашка. 31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь. 32.Сосна, береза, дуб, земляника. 33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.
20. «Нужно - не нужно»
«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет». Засадив огород, садят сад.
21. «Овощи - фрукты»
Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.
22. «Назови одним словом».
Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом: 1. суп, каша, гуляш, кисель; 2. лошадь, корова, овца, свинья; 3. курица, гусь, утка, индейка; 4. волк, лиса, медведь, заяц; 5. капуста, картофель, лук, свекла; 6. пальто, шарф, куртка, костюм; 7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки; 8. шапка, кепка, тюбетейка, берет; 9. липа, береза, ель, сосна; 10.зеленый, синий, красный, желтый; 11.шар, куб, ромб, квадрат; 12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник; 13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;
23.«Живое - неживое»
Игра с мячом: если ведущий называет «живое»- все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие -домашние животные и т.д.).
24.«Отвечай одним словом».
Яблоня, дуб, каштан это (деревья) Окунь, щука, карась это (рыбы и т.д.)
25. «Назови три предмета».
1) Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...). 2) Наоборот: Я скажу три слова, а вы скажете, как эти слова можно объединить одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник- «ягоды»
26.«Поезд»
Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка - «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными. Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши > вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.
26.«Назови слова» (развитие гибкости мышления).
1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...). 2. Зверей. 3. Домашних животных. 4. Наземный транспорт. 5. Воздушный транспорт. 6. Водный транспорт. 7. Фрукты. 8. Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...)
27.Анализ-синтез
1.. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки.. 2. «Ну - ка, отгадай». Материал: карточки с изображением различных предметов. 1). Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Вопросы: Из этого предмета можно пить? Нет. У него есть ручки - ножки? Нет. На нем можно плавать по морю? Нет. На нем можно ездить? Да. Он ездит по рельсам? Да. Это паровоз? Да. Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять. 2). То же, только две подгруппы детей, одни загадывают - другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет». 3). Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди и машины». 4). Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию.»Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый». 3. «Найди предметы». Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их. «Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни». 4. «Найди общие признаки у предметов». «Рыбка и лодочка - плавают». 5. «Узнай по описанию, что это?» «Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина) 6. «Загадки». «Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (перечисление признаков - отгадка). Описание - «анализ», отгадка - «синтез». 7. «Описание предмета». Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов. Отгадать, что это за дерево.
28.Затрудненные ситуации. (Принятие решения и планирование).
1. Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего? 2. В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть? 3. Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?
29.Подбор слов по аналогии
1)корова-теленок курица-(цыпленок) кошка-(котенок) 2) ночь – луна день-(солнце) 3)снег- лыжи лед-(коньки) 4) начало – конец день –(ночь) 5)морко |