| 
				
			СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ. ЗОНА РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 
 Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития. В зоне русского языка дети расширяют словарный запас, развивают фонематический слух, подготавливают руку к письму, знакомятся с печатными и письменными буквами, составляют слова с помощью подвижного алфавита, читают отдельные слова, предложения и тексты.
 
 ✔ Резонанс гласных звуков
 Дети на выдохе медленно произносят гласные звуки а-а-а (о-о-о, у-у-у и т.д.). Голоса детей должны слиться в единый звук. При этом дети могут тихонько похлопывать себя по груди или рядом стоящего по спине.
 
 ✔ Звуки в движении
 Дети идут по кругу или переступают с ноги на ногу и произносят слоги: ку-ку-ку, гу-гу-гу, ху-ху-ху, ко-ко-ко, го-го-го, хо-хо-хо. Затем слоги усложняются: кау- кау, гау-гау, хау-хау.
 
 ✔ Слова в трех коробочках
 В деревянной коробке 3 коробочки: красная, зеленая и желтая. В красной коробочке деревянные фигурки животных, в зеленой – деревянные растения, в желтой – предметы, относящиеся к жизни человека. На начальном этапе дети изучают названия этих фигурок, на втором взрослый просит ребенка показать тот или иной предмет, а потом и самому назвать его. На третьем этапе ребенок учится раскладывать предметы обратно по коробкам.
 
 ✔ Карточки с картинками
 Изготавливается несколько наборов карточек. В зеленой серии – ягоды, цветы, кустарники и деревья. В красной серии – звери, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. В третьей – посуда, одежда, мебель, транспорт, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и т.п.
 К каждому набору карт имеется одна обобщающая контрольная карта, где нарисованы все предметы, входящие в группу. Сначала дети знакомятся с названиями изображенных предметов, учатся раскладывать карточки на три группы: животные, растения и предметы. И проверяют себя по обобщающей карте. Затем в каждой группе делят карточки ещё на подгруппы: звери – птицы, мебель – транспорт, кусты – деревья и т.д. Учатся называть эти предметы обобщающими словами. С этими карточками можно играть в «Третий лишний», «Что пропало», «Что добавилось», «Что поменялось местами".
 
 ✔ Серии сюжетных картинок
 Ребенок раскладывает в определенном порядке четыре карточки, объединенные единым сюжетом, и составляет по ним рассказ.
 
 ✔ Сенсорные упражнения, помогающие развитию языка
 - Прикрепление прищепок к ведру, стаканчику, вырезанным из картона силуэтам ежика, солнца, льва.
 - Соединение скрепками двух и более листов, составление из них длинной цепочки, прикрепление скрепок по краям картона.
 - Выжимание воды из губки в пустую миску.
 - Перекладывание бусин из одной миски в другую при помощи пинцета.
 - Вышивание шнурком на картоне с дырочками.
 - Завязывание и развязывание бантиков.
 - Наматывание ниток на катушку и их раскручивание.
 - Подбор к баночкам крышек по размеру, закручивание крышек на банки.
 - Выкалывание иголкой точек по обозначенному контуру на листе бумаги, положенном на что-то мягкое.
 - Запуск (закручивание) волчков.
 - Выдувание мыльных пузырей.
 - Работа с соленым тестом.
 
 ✔ Металлические рамки и вкладыши
 На двух деревянных досках - подставках находятся 10 металлических розовых рамок и соответствующие им вкладыши в виде геометрических форм. Дети обводят внутри трафаретов фигуры и выполняют штриховку.
 
 ✔ Наборы разнообразных развивающих деревянных пазл
 Наборы досок и вкладышей с пластмассовыми пуговками на ножках, из которых надо собирать заданные предметы.
 
 ✔ От точки к точке
 На карточке нарисованы точки в произвольном порядке. Ребенку надо соединить их карандашом в любой последовательности.
 
 ✔ Переписывание
 Детям предлагается механически переписывать письменные слоги и слова.
 
 ✔ Начало – середина – конец
 Прямоугольная коробка разделена на три части и прилагаются различные фигурки предметов. Ребенку нужно определить, где в слове находится определенная буква (в начале, конце или середине). Например, Пирожок, луПа, укроП и в соответствии с этим разложить эти предметы в первую часть коробки, среднюю или последнюю.
 
 ✔ Шершавые печатные и письменные буквы
 Шершавые буквы, обозначающие гласные звуки, наклеены на розовые дощечки, а согласные – на голубые. Дети произносят звук и обводят букву пальчиком, запоминая её написание. Когда буквы будут освоены – детям предлагается с закрытыми глазами, на ощупь определять название букв.
 
 ✔ Большой подвижный алфавит
 Буквы подвижного алфавита соответствуют размерам шершавых букв и выполнены из дерева. Каждая буква лежит в своей ячейке. Гласные окрашены в розовый цвет, согласные - в голубой цвет. С помощью этого набора букв ребенок учится составлять слоги, слова и предложения.
 
 ✔ Материалы для интуитивного чтения
 Картинки или предметы сопоставляются с написанными на карточках словами.
 
 ✔ Чтение названий предметов из окружающей среды
 Нужны розовые таблички с тесемками, на которых написаны названия предметов из окружающей среды: шкаф, стол, стул, пол, стена, машина, холодильник и т.д. Ребенок читает название и вешает на соответствующий предмет в комнате или квартире.
 
 ✔ Предложения – задания
 На карточках написаны задания: сядь, посмотри в окно, дай карандаш и т.д. Ребенок читает одну карточку за другой и выполняет задания.
 |