Сегодня: 20.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2013 » Декабрь » 20 » Азбука вышла в сеть
01:53
Азбука вышла в сеть
Зачем в школе нужен "дорожный знак": скорость не больше 7 км/час? Чем IPad лучше книги? Школьная форма по желанию? Об этом корреспондент "РГ" беседует с народным учителем России, директором московского центра образования N 548 Ефимом Рачевским.

Ефим Лазаревич, с 2015 года в российскую школу придут электронные учебники. Но сегодня даже учителя спорят, что лучше для детей: книга или планшет. А что думаете вы?

Ефим Рачевский: Введение электронных учебников - жизненная необходимость. Во-первых, они дешевле, а учебники на бумажных носителях становятся все дороже. Во-вторых, абсолютное большинство современных школьников и учителей умеют работать с электронными носителями. Это так же неизбежно, как появление в XV веке учебников и книжек на печатной основе после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка.

В чем преимущество электронных учебников?

Ефим Рачевский: Прежде всего важно содержательное качество любого учебника. В какой степени он позволяет размышлять, отвечать на вопросы, ставить проблему, иметь возможность что-то новое узнать с помощью гиперссылки, работать в нем. Исходя из этого, бумажный учебник проигрывает, так как столь широкими возможностями не обладает.

Только что президент говорил о том, что нужно подготовить комплексную программу обновления кадров для школы. Знаю, что у вас работает немало педагогов - ваших выпускников...

Ефим Рачевский: Да, после окончания вуза 24 человека вернулись преподавать в родные стены.

И как вы оцениваете их подготовку в педвузах?

Ефим Рачевский: Это иллюзия, что раньше хорошо готовили учителей, а сейчас плохо. Всегда готовили одинаково, посредственно. Вузовское образование - это только стартовый шаг в овладении профессиональными навыками. У врачей есть интернатура, у педагогов такой практики нет. Единственный университет, который это вводил - Московский городской педагогический университет. И то, когда был специалитет. Студенты на пятом курсе практически не появлялись в вузе, а работали в школе.

Теперь, когда мы перешли на Болонскую систему и бакалавров стали обучать за четыре года, исчез тот дополнительный временной ресурс, когда можно было организовать не двухмесячную практику в школе, а девятимесячную "интернатуру".

Как улучшить систему педагогического образования?

Ефим Рачевский: Есть две крайние позиции. Первая - все педвузы перевести в качестве факультетов в классические университеты. Вторая - оставить всё как есть. Последнее категорически недопустимо. Ведь сейчас школы оснащены лучше университетов, учителя получают как минимум в два раза больше, чем преподаватели в вузах. А профессия учителя в Москве стала очень конкурентной.

Например?

Ефим Рачевский: На вакансию учителя физики в нашу школу претендовали 14 человек! Трое - выпускники физфака МГУ, двое - из физтеха. Если раньше крупных начальников Москвы просили устроить ребенка в первый класс, то теперь просят устроить на работу учителем. Вакансий практически не осталось, ведь средняя зарплата более 60 тысяч рублей.

Однако подготовка в вузах от повышения зарплаты не изменится. Что нужно сделать для качественного скачка?

Ефим Рачевский: Если государство всерьез возьмется за эту задачу, то ему нужно будет вложить много денег. Тогда появится возможность заниматься селекцией профессорско-преподавательского состава, переведя их на контрактную систему. Освободиться от тех, кто не сможет готовить учителей для современной школы. Привлекать самых успешных выпускников школ. Тогда при попадании в педагогические вузы будет минимизирован пресловутый двойной негативный отбор, когда не самые лучшие выпускники школ идут в педвузы, а потом возвращаются обратно в школу и преподают.

Нацпроект "Образование" дал возможность школам вздохнуть?

Ефим Рачевский: Несомненно. Если в начале 90-х годов отношение государства к школе носило декларативный характер, то теперь конкретный. Во всех школах появился Интернет. Это очень важно, ведь у многих учебных заведений нет денег на книги, а из Сети можно скачивать необходимую литературу.

А решение президента о повышении заработной платы учителей до уровня средней зарплаты в экономике региона, которое вошло в показатель успешности работы губернии? Теперь для губернаторов страшнее не отчитаться по выплатам педагогам, чем по проблемам ЖКХ. Любовь к школе уже приобретает материальный характер.

Объединение школ - это хорошая тенденция?

Ефим Рачевский: Школы нужно объединять, но разумно. Например, мы в 1993 году объединились потому, что нам так было удобно. Наша модель "школа ступеней" оказалась жизненной. В 2004 году мы получили за нее президентскую премию. Я считаю, что большая школа - школа без образовательных тупиков.

Я работал в маленькой школе, в которой мне дали девять часов истории. Чтобы прокормить семью, я взял еще вести уроки географии. Но и этого оказалось недостаточно. Тогда добавили еще уроки трудового обучения. Готовиться мне приходилось к каждому предмету. Но качество было бы выше, если бы я занимался только одной дисциплиной. Это характерно для всех маленьких школ. И качество страдает не из-за того, что учитель плохой, а просто в сутках 24 часа. Физически нет возможности.

Это касается и ЕГЭ?

Ефим Рачевский: Как правило, если в школе менее 500 детей, то такие выпускники попадают в худшие кластеры по сдаче ЕГЭ. Все по той же причине. Если бы школа была большой, то ученик смог бы выбрать, какой уровень подготовки по предмету ему нужен для поступления в университет. А затем записаться на спецкурс к педагогу в своей школе. Его семья не должна тратить деньги на репетитора.

Например, в нашем центре шесть учителей химии, каждый дает разный целевой уровень подготовки к ЕГЭ: химия для будущего врача или химия для химфака МГУ. Выбор за учеником. В большой школе есть возможность для каждого найти свою образовательную программу. Большая школа создает ситуацию персонального в массовом.

А многие считают, что все зависит только от учителя...

Ефим Рачевский: Это иллюзия. Образовательная среда играет не меньшую роль, чем взаимодействие на уроке. Например, в подростковой школе надо много пространства для движения во время перемен, нужны помещения для всевозможных мастерских. Для своих учеников мы даже вынуждены были написать ограничения по скорости: не больше 7 км/час.

Для старшеклассников важнее другое. Центральным местом для них в школе является библиотека, центр информационных ресурсов. Для каждого возраста должна быть своя образовательная среда.

В чем преимущество школы ступеней?

Ефим Рачевский: У такого образовательного центра меньше шансов выработать отвращение к учебе. У каждого ученика есть возможность начать все с чистого листа. Таким образом, происходит преодоление инфантилизма. Правда, противники школ-ступеней говорят: как же так, третьеклассник не будет видеть перед собой образца для подражания - взрослого десятиклассника. Но ведь четвероклассник в своей школе самый старший, а значит, самый ответственный. Именно он будет стараться подавать пример младшим.

Ваши школы ступеней находятся в разных зданиях и даже внешняя атрибутика у них разная?

Ефим Рачевский: Да. В начальной школе ребята носят бордовые жилетки. После 4-го класса они переходят в подростковую школу и надевают жилетки синего цвета. В старшей школе они начнут учиться в новом корпусе и могут ходить без формы. Это важно с точки зрения психологии взросления.

Что, для страшеклассников форма не обязательна?

Ефим Рачевский: Они так решили сами на референдуме.

Скажите, а у вас деньги с родителей собирают?

Ефим Рачевский: В образовании есть понятие стандарта. Это то, что гарантировано государством и финансируется из бюджета. Все дополнительное к этому стандарту тоже может быть бесплатным, если школа находит средства.

Например, для вечерней математической школы для детей района, которую мы организовали, деньги нам дает благотворительный фонд. А вот на изучение второго или третьего иностранного языка или на некоторые не массовые виды спорта или искусства - деньги платят родители, заключив с центром договор о платных образовательных услугах. А иногда мы проводим благотворительные акции. Скажем, такая была, когда целевой сбор денег проводили на сложную и дорогую операцию одному из наших учеников.

Все больше родителей рассматривают школу как социальный лифт?

Ефим Рачевский: Да, они рассматривают образование как серьезную инвестицию. И это правильно. Если семья вкладывает 10 процентов годового дохода в образование своего ребенка, то уровень дохода семьи, которую он потом создаст, будет на 25-27 процентов выше. Причем не надо это понимать буквально - относят деньги в школу. Это затраты на билеты в театр, путешествия, книги и т.д. Вкладывать в образование детей сейчас выгодно.
Категория: Новости образования | Просмотров: 672 | Добавил: Новикова | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог