Сегодня: 01.09.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Детское творчество » Сочинения детские

Люди эпохи безвременья в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Карпич Лилия, 17 лет
Пыстина Лидия Митрофановна
ЛЮДИ ЭПОХИ БЕЗВРЕМЕНЬЯ В РОМАНЕ
М.Ю.ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ".
Широка и необъятна Россия, огромна, как она сама, ее история. Сколько испытаний выпало на долю русского народа: революции, бунты, смены власти, потрясающие своей жестокостью войны!Но всё пережил народ, справился со всеми невзгодами.Мы знаем: любое событие оставляет след в людях. Не обошло это и Россию.
Вот и роковые 30-е годы XIX века, годы Николаевской реакции, прошлись косой по народу, раздавив и почти уничтожив самосознание лучшей части общества. Современник этой эпохи М.Ю.Лермонтов в предисловии к роману так и пишет: «Герой нашего времени — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Каким было то время? Над чем задумывается автор в этом произведении?Конечно же, историческое время поколения поэта было непростым, сложным. Я бы даже сказала, очень тяжелым. Ещё были живы отголоски (к сожалению, только отголоски!) декабристского восстания, участники которого были казнены или жестоко наказаны каторгой. Любое инакомыслие уничтожалось, считалось «сорняком». И талантливые, одаренные, умственно развитые люди не находили применения своим способностям. Не случайно В. Г. Белинский назвал их «умными ненужностями», «нравственными калеками». Чувствуете: здоровый калека.
Эпоха нуждалась в новом типе литературного героя. М.Ю. Лермонтов почувствовал дыхание времени и создал социально-психологический роман, в котором появились герои, ставшие впоследствии лицом того времени, выражением мыслиэпохи.
Какими мы увидим лермонтовских героев безвременья? Конечно, первым на ум приходит Печорин –«портрет не одного человека». В нем, как в зеркале, высветились пороки времени и истории. Печорин замкнут в себе, закрыт, разочарован. Отчего это? Его действия противоречивы: похищение Бэлы, вмешательство в дела контрабандистов, «соревнования» с Грушницким. Зачем он это делал? Какие цели преследовал? Не получается оценить его действия: они настолько необъяснимы, что затрудняешься что-то о них сказать и дать характеристику. Сам Печорин признавался:«…у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…». Он, как и многие другие молодые люди аристократического общества, «пустился в большой свет». Типично для среды героя! Светское общество и светская мораль как привлекли, так и надоели очень быстро. Что вытолкнуло его из своей среды? Потому, что Печорин по натуре своей - личность независимая, непрогибающаяся под законы среды, его окружавшей. Благодаря слову М.Ю. Лермонтова, мы почувствовали живо и ярко суть Печорина, его мысли и чувства, увидели внутренний стержень этого непростого, но сильного героя, поверили в его потенциальные возможности. Мы как будто ощущаем рядом Печорина, переживаем вместе с ним, сострадаем и разоблачаем себя. Оттого он и кажется фигурой реальной, живой, из плоти и крови, родственной нам. Но, живя в эпоху умственной бедности, Печорин не смог развить свой ум и найти ему применение. В итоге - его постигла та же участь, что и других молодых людей, страдающих от бесполезности своих действий. Такие вот они, люди эпохи безвременья, «умные ненужности».
Не менее интересен и Грушницкий, который тоже -дитя эпохи безвременья. Он не похож на главного героя моральными качествами и поведением. Общее у них - лишь возраст. Грушницкий - человек низкий и подлый,мастер интриги, лжец. Он умело подстраивается под окружающее его общество, живёт по его законам, подражает ему и всячески хочет походить на его яркого представителя.Ему не удаётся быть самим собой, но он умело создает видимость личности. Но, несмотря на всю свою сущность, он тоже человек той самой эпохи. Конечно, его отличие от Печорина кардинально. В чём же оно? Я думаю, в слабости духа Грушницкого. Он не смог, как Печорин, отстоять свое истинное лицо, и окружение победило его. Что сделало Грушницкого таким? Он сам? Время? Общество? Быть может, все повлияло на него. Думается, он плоть от плоти – человек Николаевской эпохи. У негодругой, нежели у Печорина, путь. Но путь этот, так же, как и путь Печорина, ведет в пустоту. Это и связывает Грушницкого с Печориным. Грушницкий просто другое лицо, но лицо Николаевской эпохи.
Ещё доктор Вернер, тоже лермонтовский персонаж. Кто он? Что из себя представляет?Он неплохой психолог, чувствует «живые струны сердца человеческого», умеет сопереживать, сочувствовать. В Вернере остался, несмотря на сложность времени, жив человек. Как и Печорин, он одинок в обществе. Поэтому не случайно, встретившись друг с другом, эти герои сошлись. Родственные разности. Но их объединил ум, у них были общие темы для разговоров. Их роднили духовность и одиночество, столь характерные для них двоих. Вернер ,как бы мы не хотели, тоже отражение духа эпохи 30-ых годов.
Вот они – представители времени и истории. Пусть хоть и литературные. Одиночество объединило их. Одиночество среди людей и в мире людей. Характерный штрих безвременья.
Я считаю, что М.Ю. Лермонтов мастерски создал в романе дух эпохи, страдающий, жаждущий, больной.Его герои - портрет 30-х годов –XIX-го века.Портрет одиночества, оторванности, брошенности, ненужности.Они – люди Николаевской России, в которой своемыслие и ум были изъянами человека.
Категория: Сочинения детские | Добавил: pystina | Дата: 08.01.2015
Просмотров: 3049 | Рейтинг: 5.0/3

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XXIII Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IV Всероссийский творческий конкурс "Страна грибов и ягод"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
VII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XII Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
XII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
X Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.09.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог