Для каждого родителя свой ребенок — лучший. Однако объективный взгляд педагогов отмечает в современных детях некоторые «странности» — от неумения завязывать шнурки даже в начальной школе до уменьшения вопросов «почему?». По мнению воспитателей и учителей, дети стали больше плакать и хуже говорить.
ОХ УЖ ЭТИ УЗЕЛКИ «Мы проводили занятие по русским народным куклам в третьем (!) классе, —рассказывает Мария Соколова, директор творческой студии HandMadeMania. —Народные куколки делаются из лоскутов и ниток. Мастера были шокированы тем, что почти каждый ребенок просил завязать ниточку на узелок. Только один мальчик из класса сказал, что умеет завязывать шнурки бантиком». Подобное видят и учителя. «Да, шнурки это сложно, сидят по 10 минут. Есть дети, которые и в 6 классе с ними не справляются. Для младших школьников трудны и другие простые операции — что-то починить, аккуратно сложить вещи» — отмечает Ольга Парфенова, учитель начальных классов. Частично проблему «узелков» педагоги связывают с «липучками» на одежде и детской обуви, а также отсутствием у родителей времени на занятия с детьми. Проблема эта глубже, чем кажется — развитие мелкой моторики связано с развитием речи.
ВРЕМЯ МОЛЧУНОВ «Стало очень много ребят с нарушениями речи, с ЗПР (задержка психического развития.) У нас уже две группы для детей с ЗПР и еще три для детей с другими проблемами. Группы эти переполнены, их не хватает» — говорит Ирина Скрипичникова, воспитатель детского сада с 28-летним стажем. Другие педагоги отмечают — у многих детей даже к начальной школе не развит фонематический слух, слабый артикуляционный аппарат, проблемы с выговариванием звуков, маленький словарный запас.
КУДА ДЕЛИСЬ «ПОЧЕМУЧКИ» Ирина также отмечает, что дети в последние годы стали терять естественную для них любознательность. Если раньше воспитатели уставали от бесконечных «почему?» и «как?», то сегодня приходится специально заинтересовывать детей, а тем все больше хочется «просто поиграть».
«ГЛУХОТА» Ирина Ищук, учитель начальных классов, добавляет еще одну проблему — трудности с концентрацией внимания. «Многие дети не могут сосредоточиться даже на короткий промежуток времени. Кроме того, они импульсивны: у них отсутствует самоконтроль, действуют, не задумываясь. Многие родители жалуются нам: «Он меня не слышит! Я десять раз ему повторяю, прежде чем он выполнит».
И МОРЕ СЛЕЗ… Учитель Ольга Парфенова обращает внимание и на психологический фон детей. По ее наблюдениям, ребята по сравнению с предыдущими поколениями стали более конфликтными. «На пустом месте, чуть что — драки, обзывания. Конструктивно решать проблемы могут единицы. Очень много слез, просто так, требования внимания — говорит она. — Многие дети при ответе на уроках слишком сильно нервничают, запутываются в словах, нервно почесываются». При этом требовательность родителей к детям повысилась, замечает педагог.
ОТКУДА ЧТО БЕРЕТСЯ Причины изменений детского развития стоит искать как в участившихся нарушениях во время беременности, так и в банальной запущенности, убеждены педагоги. Сотрудники детсадов отмечают: родители мало разговаривают с детьми, и те не видят артикуляцию взрослых. Молодые родители редко используют детские потешки, колыбельные, пальчиковые игры, редко разучивают с детьми стихи (только по заданию воспитателя), мало читают детям. Также раньше дети грызли морковку, капустную кочерыжку. Теперь дети едят все мягкое — йогурты, творожки, сосательные конфеты, мягкое печенье.
Падение познавательного интереса связывают с большим информационным потоком. «Ребенок проснулся утром, а у родителей уже телевизор работает. Едет с папой в детсад, а в машине то радио «говорит», то разговор по телефону важный, а за окном мелькают пестрые рекламы. Все это «попадает» в мозг. Ребенок с утра уже уставший, перегруженный впечатлениями. И еще: детям даются сразу готовые ответы в компьютерных играх, в интернете или телевизоре. А дети должны быть исследователями, изучать мир через наблюдения, эксперименты», — говорит Ирина.
Воспитательница не мирится с ситуацией и проводит беседы с родителями. Но помогает это не всегда. «Как-то предложила родителям прочитать детям сказку “Журавль и цапля”. В итоге родители посадили своих чад перед компьютером смотреть видео». Мария Осорина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ считает, что современные родители подчас слишком увлекаются яркими, кричащими цветами — в тонах обоев, постельного белья, в детской одежде детей. Это перевозбуждает их, для особо чувствительных может быть даже вредным.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.