Главная » 2015»Сентябрь»7 » Дифференцированное обучение с использованием опорных конспектов в классах коррекции
20:39
Дифференцированное обучение с использованием опорных конспектов в классах коррекции
Дифференцированное обучение с использованием опорных конспектов в классах коррекции
Писаренко Надежда Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенное
В школах учителя нередко сталкиваются с детьми, которые имеют те или иные отклоне¬ния в развитии, что вызывает определенные трудности в их обучении и воспитании. Эти отклонения весьма разнообразны и мо¬гут относиться к моторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферам, а также к отдельным сторонам психической деятельно¬сти — восприятию, памяти, вниманию, речи, мышлению и др. Многие ученики обладают низкой работоспособностью, недостаточной саморегуляцией, у них могут наблюдаться су¬щественные дефекты речи, обедненный сло¬варный запас, снижение интеллектуальной ак¬тивности, слабое развитие абстрактного и ло¬гического мышления, и, как следствие всего этого, у подобных детей практически не фор¬мируется учебная мотивация. Исследования показали, что дети с задержкой психического развития, обучающиеся в обычных школах, не усваивают знаний, предусмотренных програм¬мой. Все это ставит перед школой проблему коррекции детей с задержкой в психическом развитии через выравнивание в общеобразо¬вательной школе. Сегодня эта проблема решается через созда¬ние специальных классов коррекции. В таких классах необходим совершенно иной подход, как к самим детям, так и к методике их обуче¬ния. Каждый урок должен давать не только зна¬ния, но и развивать школьников. При необхо¬димом индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравни¬тельно легко могут восполнить пробелы в сво¬их знаниях и оказаться способными догнать сверстников. В результате анализа известных форм и ме¬тодов проведения уроков был сделан вывод о том, что многие стандартные типы уроков для обучения детей в классах коррекции подходят не в полной мере. В связи с этим был разработан и апробирован особый вид опорного конспек¬та, который стал основой для проведения уро¬ков в восьмых классах. Он позволяет посте¬пенно добиваться связи между процессами развивающего обучения и коррекционной ра¬ботой. Данная методика используется в классах коррекции нашей школы в течение двух лет. За это время были получены положительные резуль¬таты, которые свидетельствуют о правильно¬сти выбранного направления обучения. Многие из учеников восьмых классов кор¬рекции, как правило, уже владеют элементар¬ной системой научных знаний, символикой обозначения некоторых понятий и категорий. Это позволяет ввести в учебный процесс поу¬рочный опорный конспект. Он дает возмож¬ность каждый отрезок урока превратить в от¬носительно завершенный этап, на котором можно более четко отслеживать и контролиро¬вать процесс первичного понимания, осмыс¬ления и закрепления изложенного материала, а при необходимости вернуться к определен¬ному отрезку урока вновь. Это особенно важно для учащихся таких классов. Опорный конспект представляет собой схе¬матично-развернутый, лаконично и четко из¬ложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, на¬звания, фамилии и даты, причинно-следствен¬ные связи, заключения и выводы по изучаемой теме (рис.1). Обучение школьников работе с подобным конспектом осуществляется индивидуально и в несколько приемов. С целью дифференциа¬ции все ученики класса коррекции по уровню умственного и эмоционально-психического развития условно делятся на три группы. К первой группе можно отнести учащихся с самыми низкими показателями (речь обеднена и слабо развита, отсутствует фиксированное внимание, очень слабая память, не развито аб¬страктное и логическое мышление, стойкое отсутствие интереса к учебе). Во вторую группу объединяются ученики, от¬личающиеся развитием каких-либо отдельных функций (память, усидчивость, сосредоточен¬ность, желание и стремление освоить матери¬ал и т.д.). В третью группу — учащиеся, у которых эти показатели еще больше и ярче выражены, а некоторые и хорошо развиты. Опорный конспект позволяет работать как с каждой группой индивидуально, так и одно¬временно со всеми, соблюдая при этом дози¬рованный уровень требований для решения коррекционных задач. На первом этапе происходит обучение оформлению опорного конспекта. Учащиеся постепенно знакомятся с символикой, обозна¬чениями, с приемами логического схематирования и т.п., осваивают относительно новый для них метод изложения полученной инфор¬мации в виде конспекта. Второй этап обучения частично связан с са¬мостоятельной работой учеников; они должны осваивать изложение небольших порций изу¬чаемого материала в виде опорного конспекта. С такой задачей справляются, как правило, уча¬щиеся второй, третьей групп и постепенно первой. На третьем этапе учащиеся уже вполне са¬мостоятельно изучают материал, у них форми¬руются навыки вычленения из полученной ин¬формации главного, а также письменного оформления материала в виде конспекта. На этом этапе могут работать учащиеся третьей группы и частично второй. Во время подготовки учителя к уроку в классе коррекции необходимо обязательное включе¬ние в поурочный план не только цели урока, но и коррекционных задач с определенными ме¬тодами и способами их решения. К коррекционным задачам можно отнести следующие: 1. Развитие познавательного интереса через отбор материала, доступного для понимания данной категорией детей и используемого ими в жизни. Активность школьников можно под¬держивать с помощью таких приемов, как со¬ревнование, игры, отгадывание кроссвордов, шарад и т.д. 2. Развитие внимания, сосредоточенности, памяти, воображения. Самостоятельное изуче¬ние объекта, органа (это дает больший эффект, чем рассказ и многократное повторение мате¬риала учителем). Использование наглядных пособий для развития зрительной памяти, ин¬тереса к познанию нового. Прочность сохра¬нения информации в памяти достигается с по¬мощью системы повторения, которое осуще¬ствляется дозированно с возвратом через оп¬ределенное время. 3. Активизация и обогащение словарного за¬паса. Составление самими учащимися вопро¬сов с Новыми словами, обсуждение и рецензи¬рование ответов на них. На примере объяснения нового материала по теме урока «Опорно-двигательная система. Строение и функции» мы раскроем методику использования опорного конспекта и диффе¬ренцированного обучения в классе коррекции. Изложение нового материала условно разби¬вается на 3 — 4 дозированных этапа с обяза¬тельной постановкой коррекционных задач и путей их решения. I этап изучения нового материала Задача: знакомство со строением и фун¬кциями опорно-двигательной системы. Коррекционные задачи: совершен¬ствование памяти и внимания при помощи опорного конспектирования; развитие логи¬ческого мышления через умение применять знания в знакомой и измененной ситуациях; увеличение словарного запаса и коррекция разговорной речи при помощи взаимоконтро¬ля и взаимообучения в ходе проверки первич¬ного понимания и первичного закрепления материала. Урок начинается с изложения учителем но¬вого материала. Он рассказывает о том, что изучение систем внутренних органов человека начинается с опорно-двигательной. Эта систе¬му — труженица. Еще И.М. Сеченов говорил о том, что смеется ли ребенок при виде игрушки, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактором проявления мозговой деятельности является движение. Опорно-двигательная система состоит при¬близительно из 220 костей. Это пассивная часть, так как самостоятельно кости двигаться не могут. Соединение костей друг с другом осу¬ществляется при помощи сухожилий и мышц (скелетных). Мышц насчитывается около 600. Это активная часть системы. Прикрепляясь к костям скелета, они образуют рычаги. Под вли¬янием нейрогуморальной системы мышцы со¬кращаются и приводят в движение скелет. Какие же функции выполняет опорно-двига¬тельная система? Подсказка находится в ее на¬звании. 1. Опора — эту функцию выполняют и скелет и мышцы. Скелет образует структурную основу тела, а натянутые между костями мышцы дают опору органам, находящимся внутри полости тела. 2. Движение — из отдельных костей скелета и прикрепленных к ним мышц образуются ры¬чаги, которые приводятся в движение при по¬мощи нейрогуморальной системы. 3. Защита — во внутренних полостях скелета располагаются жизненно важные органы. Первичная проверка понимания изложенного материала проводится через оформление первого блока опорного конспекта, который заполняется с помощью учителя в виде ответов на вопросы (подбираются для каждой уровневой группы). Вопросы к 1 группе учащихся: сколько кос¬тей насчитывает скелет человека? Из скольких мышц состоит опорно-двигательная система? Вопросы ко 2 группе учащихся: что еще вхо¬дит в состав опорно-двигательной системы? Перечислите ее функции. Вопросы к 3 группе учащихся: что является активной, а что пассивной частью опорно-двигательной системы? Под влиянием чего приво¬дится в движение активная часть опорно-двигательной системы. С помощью учителя разбираются и записы¬ваются основные моменты изложенного мате¬риала в виде первого блока опорного конспек¬та (см. опорный конспект).
Опорно-двигательная система Строение и функции
Опора Движение Защита Скелет 220костей Мышцы-600 Связочный аппарат пассивная часть активная часть Внутреннее строение кости
1. Кровеносные сосуды 2. Костные клетки 3. Костные каналы 4. Костные пластины 5. Межклеточное вещество Химический состав костей Органическое вещество Неорганическое вещество Оссеин (эластичность) Соли кальция (прочность) Вывод: кости человека прочны, легки и упруги из-за сочетания твердости неорганических соединений с упругостью органических веществ.
Рис.1 Опорный конспект
На этом же этапе идет коррекция неверных представлений. Она осуществляется учителем, а также через взаи¬мообучение и взаимоконтроль учащихся. Далее идет закрепление знаний через их при¬менение в измененной ситуации. Первый блок опорного конспекта остается перед глазами учащихся на доске. Вопросы к первичному за¬креплению подбираются дифференцированно к каждой группе учеников с обязательным включением в них тех или иных коррекцион¬ных задач. Вопрос к учащимся 2 — 3 группы: во многих западных фильмах ужасов человеческий ске¬лет встает из гроба и идет по ночному кладби¬щу. Реально ли это? Вопрос к учащимся 1 — 2 группы: сейчас зи¬ма, гололед. Вы не удержались на ногах и упали. Остались ли в целости ваши внутренние орга¬ны. Почему? Вопрос к учащимся 1 группы: поднимите учебник и опять положите его на парту. Какую функцию выполнила опорно-двигательная си¬стема? II этап изучения нового материала Задачи: через создание проблемной ситу¬ации изучить особенности строения плотной костной ткани и ответить на вопрос: почему кости человека очень прочные? Коррекционные задачи: развитие абстрактного мышления, внимания, памяти, пополнение словарного запаса в ходе изуче¬ния строения плотной костной ткани при по-мощи микропрепаратов; развитие памяти и логического мышления в ходе составления опорного конспекта. Следующий этап изучения нового материала начинается только тогда, когда показатель ре¬альных знаний устраивает не только учителя, но и самих учащихся. Последующее изложение нового материала увязывается с предыдущим через проблемную ситуацию и должно осуще¬ствляться при помощи другого метода, напри¬мер наглядности (использование муляжей, ма¬кетов, плакатов и т.д.). При этом проводятся дифференцированные беседы с каждой груп¬пой учащихся с решением тех или иных кор-рекционных задач. Создание проблемной ситуации: средний вес человека варьирует в пределах 70 — 90 кг. Чи¬стый вес скелета человека составляет 7 — 8 кг. Чем же в этом случае объясняется его высокая прочность при относительной легкости? Для ответа на этот вопрос необходимо познако¬миться со строением костей. Учащиеся рас¬сматривают микропрепарат и слушают разъяс¬нения учителя. 1.Под микроскопом видны овальные белые пустоты. Это костные каналы, пронизывающие всю костную ткань. В них находятся кровенос¬ные сосуды, и нервы. На основе этих фактов можно предположить, что кость является жи¬вым органом. 2. Круги различного диаметра, отходящие от костного канала в разные стороны, образова¬ны круговыми костными пластинами. Они, как и русские матрешки, вставлены одна в другую и тем самым придают костной ткани необык¬новенную прочность. 3. Костные клетки похожи на овальных жуч¬ков с лапками. Они образуют при помощи сво¬их тел и отростков костные пластины. 4. Костные пластины погружены в вещество, окрашенное на микропрепарате более свет-лым тоном. Это очень прочное межклеточное вещество, не уступающее по твердости камню. Формулируется вывод: человеческая кость очень прочная за счет костных пластин, встав-ленных одна в другую, и очень прочного меж¬клеточного вещества, в которое они погруже¬ны. Такая разновидность костной ткани назы¬вается плотной. Первичное закрепление знаний происходит на основе оформления второго блока опорного конспекта, которое осуществляется самими уча¬щимися. Учитель только помогает в выборе ва¬рианта упрощенного рисунка, а ученики сами записывают основные части строения какой-либо костной ткани, ее функции (см. ч. II O.K.). Информационно-интеллектуальное разви¬тие учащихся на этапе изучения нового мате-риала осуществляется в процессе беседы о личности силового жонглера В.И. Дикуля. В конце каждого этапа учащиеся возвраща¬ются к опорному конспекту. Они задают друг другу вопросы по изученному материалу, ис¬пользуя новые термины и выражения. III этап изучения нового материала Задачи: изучить строение губчатой кост¬ной ткани и выяснить: почему человеческие кости очень легкие? Коррекционные задачи: развитие внимания, памяти, логического мышления с помощью средств наглядности при изучении строения губчатой костной ткани на распиле костей; увеличение словарного запаса; разви¬тие зрительной памяти, речи и абстрактного мышления в ходе самостоятельного оформле¬ния опорного конспекта. На третьем этапе особенно важен подбор ме¬тодов изложения нового материала, так как у учеников класса коррекции к этому времени внимание ослабевает и рассеивается, наблю¬дается ослабление памяти. Поэтому здесь це¬лесообразно использовать игровые ситуации (кроссворды, загадки, соревнования и т.д.). Учитель демонстрирует классу распил труб¬чатой кости и обращает внимание ребят на ее строение и расположение губчатой ткани. С целью первичного закрепления знаний уча¬щиеся самостоятельно читают соответствую¬щий материал учебника и пересказывают про¬читанное друг другу. Затем проводится игра «Кто быстрее?». Учи¬тель схематично изображает на доске распил трубчатой кости и предлагает учащимся за опре¬деленный отрезок времени перерисовать и под¬писать составные ее элементы. Этот этап завер¬шается самостоятельной записью учащимися третьего блока опорного конспекта. Как прави¬ло, он бывает очень простым и содержит рисунок или фамилию ученого, дату события и т.д. Учащи¬еся, несмотря на усталость к концу урока, легко справляются с этой задачей. С целью информационно-интеллектуально¬го развития учащихся рассматривается прин-цип строения губчатой костной ткани в архи¬тектуре (Эйфелева башня в Париже и первая телебашня на Шаболовке). IV этап изучения нового материала Если новый материал объемен, то требуется четвертый этап. Необходимо так подбирать его дозирование и элементы усложнения, чтобы ученики смогли поработать над ним самостоя¬тельно. Затем учащиеся либо проговаривают прочитанный материал друг другу, либо учите¬лем проводится тестирование для каждой группы, на котором осуществляется взаимо¬контроль и взаимообучение. Задача: выяснить, почему человеческие кости не только прочны и легки, но и упруги, т.е. эластичны. Коррекционные задачи: развитие внимания и интереса к учебе путем демонстра¬ции опытов с костями, обладающими различ¬ными физическими свойствами. С целью вы¬яснения причин упругости и эластичности ко¬стной ткани учитель обращается к классу с воп¬росом: от чего зависят физические свойства костей? (Ответ: от наличия в них различных химических веществ.) Предлагает вспомнить, используя знания курсов географии, биоло¬гии, физики, химии, из каких элементов состо¬ит живая природа. (Ответ: из органических и неорганических веществ.) Это свидетельству¬ет о единстве живой и неживой природы. Наши кости также состоят из этих элементов: орга¬нических (белки, жиры, углеводы) и минераль¬ных веществ. Первые, составляющие 1/3 веса кости, придают ей эластичность и упругость, а вторые (2/3 веса) — твердость. Классу демонстрируется опыт с декальцинированной костью, в которой под воздействием кислоты минеральные вещества раствори¬лись, а остались лишь органические вещества, преимущественно остеин, которому кость и обязана своей эластичностью. Далее демонст¬рируется опыт со сжиганием кости, в результа¬те чего сгорают органические вещества и со¬храняются минеральные (кальций), придаю¬щие костям прочность и хрупкость. Содержание в костях остеина и солей каль¬ция с возрастом меняется. Чем организм моло¬же, тем больше в его костях остеина и они соответственно более гибкие. С возрастом увеличивается количество минеральных веществ, и они становятся хрупкими. Поэтому ко¬личество переломов у пожилых людей значи¬тельно выше, чем у молодых. Первичное закрепление материала произво¬дится при помощи самостоятельного оформ-ления соответствующей части O.K. и взаимо¬коррекции с использованием дифференциро-ванных вопросов к каждой группе учащихся. Вопрос 1 группе учащихся: каков химиче¬ский состав кости? Вопрос 2 группе: какое вещество придает ко¬стям эластичность, а какое твердость? Вопросы к 3 группе: как называется органи¬ческое вещество, придающее костям эластич¬ность? Как называется минеральное вещество, придающее костям прочность? V этап урока На этом заключительном этапе формулиру¬ется вывод по опорному конспекту (см. ч. V O.K.), проводятся обобщение, систематизация и коррекция полученных знаний. По заверше¬нии этого этапа опорный конспект полностью оформлен и позволяет учащимся собрать вое¬дино всю информацию, полученную на уроке, воспринять изученный материал как целост¬ную систему, что особенно важно для учащихся данного класса. Затем проводится вторичное закрепление по всему изученному материалу с помощью опор¬ного конспекта. Коррекционные задачи: развитие памяти, речи, словарного запаса. Задание: найти в опорном конспекте новые слова и выражения, повторить их вслух; приду¬мать с новыми словами на основе изученного материала вопросы, ответить на них. В заключение урока подводятся итоги, вы¬ставляются оценки, дается анализ работы ре-бят, формулируется домашнее задание. Такова усредненная структура объяснения нового материала с помощью опорного конс-пекта. Учащиеся воспринимают урок как стройную, логически завершенную систему. Лаконичность и доступность конспекта позво¬ляет повторять пройденный материал, не при¬бегая к помощи учебника, что экономит учеб¬ное время. Подготовка к таким урокам в классах коррек¬ции требует значительно большего времени, сил и эмоциональных затрат. Однако опыт работы свидетельствует о том, что подобная методика преподавания дает ощути¬мые результаты в развитии учеников.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.