Античные боги — это некие коды, в которых зашифрованы мощнейшие глубинные психические энергии человека. И неважно, известна вам их история или нет, но спустившись на землю вашего сознания, они исполнят свое предназначение.
Афина, Зевс, Дионис, Афродита… Какие-то чужие псевдобоги, которые тысячи лет назад сидели на горе Олимп, требовали жертв и убивали людей молнией. Но кто сказал, что это не про нас? Все боги, когда-либо описанные человеком, вне зависимости от правдивости их существования, — это отражение духовной и психической жизни всего человечества. Потому как, описывая нечто непостижимое, мы сужаем его до пределов, понятных нашему личному опыту. Простейший пример: если бог могущественен и жесток, то мы рисуем его сильным, крепким и вечно молодым мужчиной, если бог мудр и справедлив, то это старец с длинной бородой и так далее. Античные боги — это некие коды, в которых зашифрованы мощнейшие глубинные психические энергии человека. И неважно, известна вам их история или нет, но спустившись на землю вашего сознания, они исполнят свое предназначение.
Афина, Зевс, Дионис, Афродита… Какие-то чужие псевдобоги, которые тысячи лет назад сидели на горе Олимп, требовали жертв и убивали людей молнией. Но кто сказал, что это не про нас? Все боги, когда-либо описанные человеком, вне зависимости от правдивости их существования, — это отражение духовной и психической жизни всего человечества. Потому как, описывая нечто непостижимое, мы сужаем его до пределов, понятных нашему личному опыту. Простейший пример: если бог могущественен и жесток, то мы рисуем его сильным, крепким и вечно молодым мужчиной, если бог мудр и справедлив, то это старец с длинной бородой и так далее.
Карл Густав Юнг ввел в психологию сложное и загадочное понятие — архетип. Это мощные психические энергии, обитающие в коллективном бессознательном, то есть в самых глубинах психики каждого из нас. Мы и знать не знаем об их существовании, а тем временем они выходят из тьмы и начинают вершить наши судьбы за нас. Собственно, так же, как и много веков назад, могучие боги спускались с Олимпа и вторгались в жизнь простых смертных. Юнг дал этим силам имена достойные их мощи — имена античных богов. И теперь уже сложно сказать, что было раньше — курица или яйцо, древние боги, давшие имена архетипам, или архетипы, придумавшие этих богов.
Точного определения им нет, да и быть не может, как нет и точной классификации. И всё же они существуют. И древние боги живут внутри нас.
Юнг писал:
"Архетипы — это комплексы опыта, которые сваливаются на нас, как судьба, и их воздействие сказывается на жизни каждого… Когда, например, высокоуважаемый профессор в свои семьдесят лет бросает семью и убегает с юной золотоволосой актрисой, мы знаем, что боги потребовали еще одну жертву."
За каждым из этих кодов закреплены конкретные функции, характеристики и потребности. Например, Зевс — это правитель, Афина — мудрость, Афродита — любовница, Арес — герой, Деметра — хранительница. И стоит ли удивляться, что в мифах и эпосе разных культур, разбросанных во времени и пространстве и даже никогда не соприкасавшихся друг с другом, повторяются одни и те же мотивы и герои, имеющие лишь разные имена. Так, в Древнем Риме прекрасная Афродита зовётся Венерой, Аид (бог подземного царства) — Плутоном, Зевс (верховный бог) — Юпитером, Арес (бог войны) — Марсом, Ника (богиня победы) — Викторией и т. д. Аналогичные боги есть и в славянской, кельтской, скандинавской, армянской и многих других культурах. Вероятно, этот странный факт позволил Юнгу говорить о существовании коллективного бессознательного и об архетипах как об универсальных кодах, свойственных всему человечеству.
Люди древности чтили своих богов, боялись, молились, призывали их на помощь. Они и понятия не имели о глубинной психологии, но чувствовали себя в тесной связи со всеми силами, существующими в мире. И боги были частью жизни человека. Их храмы возводились на вершинах вечных гор, взойдя на которые и сам ты где-то в глубине души почувствуешь себя немного богом. Создавая эти храмы, человек ощущал волнующую тайну своей души, так он проявлял то, что чувствовал по отношению к тем загадочным энергиям внутри себя, далёким, непостижимым и сакральным. Отдавая дань богам, люди совершали ритуалы. Ими сопровождались все наиболее важные этапы жизни человека. Современному сознанию подобные традиции покажутся какой-то сущей глупостью. На самом же деле ритуалы древнего общества как бы иллюстрировали важные психические процессы, происходящие в жизни каждого, в том числе и современного человека. Так, например, почти во всех культурах был обязательный ритуал посвящения мальчика в мужчину. Юноша в кругу других мужчин должен был пройти серьезное испытание, показав свою силу и выносливость: одолеть дикого зверя или сразиться в честном бою с одним из соплеменников. Примеры могут быть разные, но суть такова, что юноша, преодолевая опасность и сопротивление, превращается из мальчика в мужчину. Этот древний ритуал дошёл до наших дней в виде армейской службы. Хотя сегодняшняя армия уже вряд ли может выполнять эту функцию. У женщин древности также были инициирующие ритуалы принятия своей феминной природы, когда девушки совершали храмовые обряды поклонения богине любви и красоты. Существует мнение, что, утратив эти традиции, современные мужчина и женщина потеряли и возможность естественного взросления, и в этом кроется одна из причин тотальной инфантильности представителей обоих полов, которую отмечают социологи.
Всевозможные ритуалы, сопровождавшие жизнь древних людей, носили очень глубокий смысл и позволяли человеку не только жить в гармонии с окружающим миром, но и помогали его психике справляться с новыми этапами жизни: взрослением, вступлением в брак или новым социальным статусум, прощанием с умершими, подготовкой к собственной неминуемой смерти. Несмотря на то, что современный человек совершенно утратил понимание смысла и роли ритуалов, инстинктивное стремление к обрядовости никуда не исчезло, как никуда не исчезли и сами обряды. Они трансформировались, обросли новыми легендами и стали порой почти неузнаваемы, но мы продолжаем за них держаться. Празднование Нового года, Пасхи, Рождества, бракосочетание и похоронная церемония, отмечание всевозможных годовщин и «обмывание» новых приобретений — все это и многое другое и есть отголоски древних обрядов, призванных «подружиться» с богами.
Одним из ярких примеров того, как ритуалы появляются и продолжают существовать в нашей жизни, является ежегодный парад на Красной площади 9 мая — День Победы. Древние греки назвали бы его днём богини Ники, римляне — Виктории. В этот день мы как бы поклоняемся миру и отдаем дань мужеству народа.
Через ритуал люди древности вступали в непосредственный контакт с богами. Переводя на современный язык, они соприкасались с глубокими элементами своей психики. И это позволяло им быть, как мы говорим сегодня, на связи с самим собой. При этом чёткий порядок действий, свойственный ритуалам, позволял им чувствовать себя в безопасности. Реклама активно использует символику архетипов, воздействуя на наше подсознание, взывая к тем силам, которые мы даже не осознаем. Можно сказать, что древние боги просыпаются в нас, когда мы решаем в магазине, какой из шипучих напитков сегодня выбрать. Приманкой служат слоганы, цветовая гамма, использованная в оформлении, образ героя, рекламирующего товар, логотип или само название, вызывающее в нашем подсознании конкретные ассоциации с архетипом. При этом ассоциации у разных людей будут примерно одинаковыми, так как архетипы, как уже говорилось ранее, являются универсальными, общими для всех. Центральным образом в рекламных кампаниях практически всех спортивных брендов является образ победителя или героя. И пусть мы просто покупаем новые кроссовки, мы подсознательно стремимся выиграть битву, даже если это битва с самим собой, со своей ленью, с прежним «я», мы стремимся стать лучше, совершеннее, преодолеть преграды и выйти на новый уровень. И рекламная индустрия активно использует эти наши потребности. Возьмем для примера всем известный бренд спортивной одежды, чье название повторяет имя греческой богини победы Ники. Условно говоря, в нашем сознании данный бренд олицетворяет победителя. Этому же вторит и логотип компании, на символическом уровне повторяющий собой победоносное крыло богини. Общей концепции соответствует и знаменитый слоган, призывающий нас просто сделать это. Сделать что? Данный вопрос ответа не требует. Что бы это ни было — это некий подвиг, рекорд, свершение. И что мы видим в итоге? Точное попадание в архетип. Таким же образом фактически в каждой успешной рекламной кампании можно проследить призывы к архетипическим силам нашей души. Мифологические сюжеты, то есть истории богов и героев сказаний, символизируют общие для всего человечества принципы жизни. А значит, они проходят и через наши судьбы. Поэтому, читая мифы Древней Греции или других культур, мы не просто знакомимся со сказками про героизм и драмы из жизни странных и жестоких богов античности, но в какой-то степени мы знакомимся и со своей личной историей, мы знакомимся с самими собой.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.