Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2015 » Октябрь » 27 » Художники дальтоники.
12:44
Художники дальтоники.
Возможность того, что среди художников были и есть дальтоники, обусловлена простым логическим рассуждением – поскольку это нарушение зрения встречается достаточно часто, то можно предположить, что некоторые из людей с нарушением цветовосприятия оказывались художниками, указывает в своей книге «An eye for painting» («Глаз для рисования») Филипп Лантони. И это предположение подтверждается как сведениями из истории живописи, так и исследованиями. При диагностике зрения 342 художников из Дрездена, проведенной в 1978 году немецким офтальмологом Вольфгангом Мюнховым (Wolfgang Munchow), обнаружено, что 31 обследуемый имел цветовую слепоту, причем 17 из них отказались от цветной живописи и перешли к графике. Количество дальтоников среди представленной выборки художников составило 9%, что практически совпадает со средним числом случаев дальтонизма в популяции – 8% среди мужского населения стран Европы.
В истории искусств имеются упоминания о наличии дефектов цветовосприятия у художников. Так, известен рассказ Джорджио Вазари о флорентийском художнике Баччио Бандинелли (Baccio Bandinelli, 1493–1560): Баччио нарисовал картон «Снятие с креста» и начал его раскрашивать… Микеланджело пришел посмотреть на его работу и был поражен, так как черно- белые рисунки Баччио были очень красивы, но цвета для картины были подобраны очень грубо. В дальнейшем Баччио Бандинелли отказался от применения цветных красок и нанимал молодого художника, который очень хорошо распознавал и использовал цвета. Похожую историю рассказывал аббат Ланци о венецианском художнике Николо Бамбини (Nicolo Bambini, 1651–1736): он хорошо знал о своих недостатках при подборе цветов, поэтому запрещал своим ученикам копировать собственные работы. Для придания большей яркости своим картинам Бамбини нанимал генуэзского художника Кассану (Cassana).
Но наиболее известным художником-дальтоником является француз Шарль Мерион (Charles Meryon, 1821–1868). Он был морским офицером и плавал по всему свету на корвете «Рейн». Под впечатлением удивительной красоты пейзажей островов Океании и Новой Зеландии Мерион начал рисовать. В 25 лет он оставил флот и решил посвятить себя живописи. Мерион знал о своем дефекте восприятия цветов и неоднократно упоминал о нем в письмах друзьям и родным. Так, в письме к Фоли (Foley) художник пишет: «У меня определенно имеется дефект в организации зрения, проявляющийся в том, что я путаю цвета, которые хорошо различают все, в особенности желтый и красный». В письме отцу Мерион также рассказывает о проблемах с цветовосприятием: «Я только что начал писать акварелью и доволен прогрессом, хотя у меня имеется какой-то внутренний дефект зрения, который заставляет меня путать некоторые цвета, особенно если они разбавлены. Надеюсь, что привычка и практика помогут мне избавиться от этого порока». Испытывая трудности с различением красного и желтого цветов, художник пытается обойти свой недостаток, напирая на синие и желтые цвета, а потом уходит из живописи, сначала в рисунок, а потом в гравюру. Его офортами с видами Парижа восхищались Гюго, Бодлер, Ван Гоги многие другие... «Мой дефект зрения таков, что я предпочитаю красоты черно- белых гравюр с их градацией серого ярким краскам живописных полотен», – признавался художник.
Многие исследователи отмечают сумрачный осенний колорит пейзажей известного английского художника Джона Констебля (John Constable, 1776–1837). В своей книге Филипп Лантони приводит слова некоего Фуселли: «Где мое теплое пальто? Я собираюсь смотреть картины мистера Констебля». Офтальмолог Морли высказывает мнение, что Констебль был дальтоником, а преобладание оттенков коричневого и желтого в работах художника обусловлено его плохим восприятием синего и голубого. *
На полотнах Винсента Ван Гога много желтого цвета. Специалисты утверждают, что такое пристрастие к желтому цвету, который появляется кстати и некстати, объяснялось тем, что Ван Гог нечетко различал цвета – был дальтоником.
Все исследователи творчества гениального русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) обращают внимание на то, что он работал в серо-жемчужной гамме. Художник то создает нежные перламутровые цветосочетания, как на картине «Царевна- Лебедь» (1900), то погружается в таинственные сочетания светлой зелени и лиловых цветов, как на картине «Сирень» (1900), то выполняет работу в сдержанной серо-охристой гамме, как на картине «Пан» (1899). Отсутствие в его палитре ярких оттенков красного и зеленого психологи долгое время объясняли мрачным складом характера живописца. Более внимательно проанализировав цветовой состав картин Врубеля, ученые пришли к выводу, что дело не в пессимизме, а в дальтонизме, хотя некоторые считают это утверждение спорным.
В качестве примеров приобретенного дальтонизма, возникшего из-за возрастных изменений или болезней, нередко приводят творчество позднего периода таких живописцев, как Репин и Саврасов. Известно, что гениальный русский художник Илья Ефимович Репин (1844–1930) уже в преклонном возрасте попытался отреставрировать свою картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Однако окружающие обнаружили, что из-за нарушения цветового зрения Репин сильно исказил цветовую гамму собственной картины, и его работу пришлось прервать. Реставрация потребовалась из-за того, что в январе 1913 года в Третьяковской галерее молодой человек Абрам Балашов, по профессии иконописец, из старообрядцев, изрезал ножом это полотно. Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного – от середины виска, пересекая ухо, до плеча, второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, третий – повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного. Приехав в Москву 17 января, Репин немедленно пошел в Третьяковскую галерею и сам заново переписал голову Ивана Грозного. Вот что рассказывает Игорь Грабарь, назначенный в это время попечителем Третьяковской галереи: «Когда я вошел в комнату, где была заперта картина, и увидел ее, я глазам своим не поверил: голова Грозного была совершенно новая, только что свеже написанная сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины. Медлить было нельзя – краски могли к утру значительно затвердеть. Узнав, что Репин писал на керосине – он давно уже заменил им скипидар прежнего времени, – я тут же сначала насухо, потом с керосином протер ватой все прописанные места, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года... Мы с Д. Ф. Богословским остановились... именно на восстановлении при посредстве акварельных красок, что и произвели в течение недели. Восстановить его удалось только благодаря наличию превосходных фотографий с деталей, снятых до поранения и увеличенных до размеров оригинала»
Отец русского пейзажа Кондратий Артемьевич Саврасов (1830–1897), автор знаменитой картины «Грачи прилетели» (1871), переболев тяжелым инфекционным заболеванием, под конец жизни перестал различать цвета и последние свои творения писал по воспоминаниям.
Из современных российских художников дальтоником является Виктор Александрович Чижиков (родился 26 сентября 1935 года в Москве) – народный художник России, многолетний иллюстратор журналов «Вокруг света» и «Мурзилка», автор талисмана XXII летних Олимпийских игр в 1980 году – медвежонка Мишки. Его коллега Леонид Сергеев пишет: «Чижиков – неиссякаемый на выдумки рисовальщик юморист и уникальный, единственный в своем роде, художник – он дальтоник (ему жена под красками обозначала цвета), но он годами боролся со своим недугом и в конце концов победил – научился чувствовать цвет»
Итак, дефект цветового зрения не помешал художникам писать замечательные картины, отражающие свойственное им цветовосприятие окружающего мира, отличное от видения других людей. А как изменилось бы их творчество, если бы цветовую слепоту можно было излечить, и возможно ли это?
Категория: Блоги | Просмотров: 2143 | Добавил: kko007 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог