Сегодня: 14.08.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2012 » Октябрь » 29 » Краеведение как форма приобщения к православной культуре
20:47
Краеведение как форма приобщения к православной культуре
Краеведение является элементом образования, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.
Краеведение как духовный образ земли, на которой живёшь, признавалось необходимой частью образования на всех этапах развития педагогики. Впечатления детства и отрочества во многом определяют характер мировосприятия человека в последующие годы.
Знакомство с родным краем, его историей, посещение исторических мест, памятников исторической и духовной культуры стало неотъемлемой частью образования в нашей школе. Школьная краеведческая работа проводится в системе. Это органически взаимосвязанные компоненты образования - урочная и внеурочная деятельность, активно проводится работа вне стен гимназии.
С 2007 года в гимназии действует краеведческая программа «Мой край Тульский». В рамках реализации программы в школе функционирует музей «История школы в истории страны». В исторической гостиной школьного музея для гимназистов проводятся встречи поколений. Каждая встреча - это передача молодежи общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение учеников с целью формирования ценностных ориентиров на основе лучших национальных традиций. Живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.
На базе музея работают клубы и кружки. Один из них Клуб любителей истории «Клио», которым руковожу я. Вся работа клуба направлена на развитие творческого и духовного потенциала учащихся. Каждое занятие это передача молодежи общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение учеников с целью формирования ценностных ориентиров на основе лучших национальных традиций.
Особое место в краеведческой работе отводится проектной и исследовательской деятельности, которая воспитывает уважительное и бережное отношение к истории своего народа, духовно – нравственно развивает личность учащегося. Ребята становятся первооткрывателями, совершая для себя открытия, хотя и небольшие. Ученики исследуют корни своей семьи, рода, составляют генеологические древа, изучают конкретные человеческие судьбы – родственников, земляков, изучают обыденную жизнь с ее живыми подробностями, накапливают фотоматериалы.
На сегодняшний день в школе организована исследовательская деятельность по созданию летописи истории школы, 100-летие которой будет отмечаться в 2012 году.
Все воспоминания, изученные и проанализированные источники, архивные материалы систематизируются в творческих работах гимназистов. По завершению работ юные исследователи выступают с презентациями на традиционных школьных конференциях, участвуют в конкурсах.
Участие в конкурсах Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Тульской области «Областной центр детско – юношеского туризма» познакомило нас с проектом «Тульский край - земля православная», посвященный 900-летию памяти просветителя и первокрестителя славянского племени вятичей – святого Кукше. Задачи этого проекта: выявление малоизвестных объектов православной культуры и их комплексное изучение; сбор биографических сведений о подвижниках веры и благочестия, представителях Тульского духовного сословия, заслуженных церковных деятелях и священниках; заинтересовали и увлекли нас в мир православного краеведения.
С 2008 года принимаем участие в конкурсах и Крещенских гостиных «По святым местам земли Тульской», «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Областного эколого-биологического центра. Ежегодно старшеклассники участвуют во Всероссийском конкурсе исследовательских работ Международного историко-просветительского общества «Мемориал» «Человек в истории. Россия - XX век». Сквозная тема конкурса – это судьба человека, история семьи. Для гимназистов некоторые работы стали началом систематизации семейной истории. С работами можно познакомиться на сайте фестиваля творческих работ школьников «Портфолио» Издательского Дома «Первое сентября».
Интерес к темам исследования по историко-церковному краеведению позволил моим ученикам уже два года принимать участие во Всероссийском конкурсе по историко-церковному краеведению. Результат IV Всероссийского конкурса (2011 г.) - дипломы лауреатов I степени. Юные исследователи восстанавливают память о забытых историях «малой родины», например работа «Забытая история Ефремовского духовного училища»; изучают жизнь и деятельность и ныне здравствующих церковных деятелей и тех, чей жизненный путь уже закончился.
Одна из таких работ «Архиепископ Савва (Раевский Федор Федорович) (1892-1976), уроженец города Ефремова Тульской области»
Предметом исследовательского интереса стал тот факт, что в нашем провинциальном городе родился Раевский Федор Федорович, будущий Владыка Савва, бывший Правящий Архиепископ Австралийско-Новозеландской Епархии.
Цель работы:
Восстановление памяти религиозного деятеля земли Ефремовской Федора Федоровича Раевского.
Мы узнали, что Федор Федорович Раевский после октябрьских событий в 1920 году покинул Россию, стал активным религиозным деятелем Русской Православной Церкви Заграницей. Раздел Церквей на Зарубежную и Московскую, разрушение православных святынь в России наложили запрет даже на упоминание о Федоре Раевском.
В краеведческом биографическом справочнике «Красивомечье: века и люди» всего 37 строк о Федоре Раевском. Мы занялись поиском. Мы – это творческая группа, состоящая из учащихся 8-х, 9–х. классов: Воробьева София, Тимофеева Дарья, Беликова Светлана и руководители Беликова Софья Вадимовна, учитель музыки и я.
В архивах Ефремова, Тулы ничего нового не нашли. В Интернете мы решили начать поиски через Австралийскую, Американскую и Австрийскую Епархии, где, по сведениям из справочника, служил о. Савва. На наши просьбы о помощи поделиться информацией откликнулись: протоирей Владимир Цуриков, декан Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (США), священник о. Георгий Харлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Зальцбурге (Австрия). Отец Георгий дал нам телефон духовной дочери Архиепископа, Елены Николаевны баронессы Мейендорф, которая с радостью рассказала о своих встречах с отцом Феодором Раевским.
Особым успехом наших изысканий стал телефонный разговор и переписка по электронной почте с Главой Русской Православной Церкви Заграницей Митрополитом Илларионом. Благодаря его помощи, мы получили из Австралии подарок - книгу о владыке Савве, написанную протоиреем Михаилом Протопоповым, который был «посошником» у Владыки.
Книга открыла для нас Федора Федоровича Раевского. Прекрасного адвоката и тонкого богослова, культурного, умного и энергичного Архипастыря, большого патриота, горячо любящего многострадальную Родину, глубокого духовного мыслителя, хорошо разбирающегося в людях и, умеющего вдохновлять их на великие дела.
В своей книге протопоп Михаил говорит, что «Владыка Савва ушел в историю. Он остался жить у Бога, невидимо для человеческих глаз и, возможно, в сердцах тех, кто его помнит». Эти слова оказались пророческими. Спустя 120 лет на родную землю вернулась память о её уроженце - Раевском Федоре Федоровиче.
В феврале 2012 года по приглашению баронессы Елены Николаевны Мейендорф мы посетили Австрию. Для моих учеников встреча с человеком, который лично знал отца Феодора, Архиепископа Савву, стала понимаем того, что, где бы человек не находился, в какой трудной жизненной ситуации не был, главная жизненная опора - это вера, терпимость по отношении к другим, всепрощение и осмысление своих поступков. Для моих учеников история его жизни – это путь поборника православной веры и пример преодоления жизненных страданий. Встречи в Зальцбурге живой урок верности Православию.
Приобщение к православной культуре происходит не только в школе. Мы активно используем социокультурное пространство гимназии: музеи, общественные клубы, библиотеки.
Частый гость гимназии отец Герман, благочинный храмов Ефремовского прихода. Встречи с учащимися в преддверии православных праздников стали традиционны. Доступный рассказ о жизни праведников и святых старцев в годы гонений и лишений, которых лично знал Архимандрит Герман дает пищу для глубокого размышления. Наши гимназисты посещают воскресную школу при храме Святой Троицы, участвуют в богослужениях, совершают паломнические поездки, старшеклассники, члены волонтерского отряда, оказывают посильную помощь в уборке возрождаемых православных храмов города и района – все это духовно обогащает.
Знакомство с православной культурой я провожу во время экскурсий по храмам ефремовского края, Тулы и ближнего зарубежья.
В мае 2009 я организовала поездку в Беларуссию, в Могилев. Эта поездка стала продолжением исследовательской работы «О чем рассказало название городской улицы 388 Полка». Конечный пункт нашей программы - посещение Буйничского поля – поле Боевой Славы, где мы поклонились праху нашим землякам, бойцам 1 состава стрелкового 388-го полка.
При знакомстве с историческими местами Могилева, мы посетили Свято-Никольский женский монастырь, который находится практически в самом центре города. Центральная церковь - Николаевская, построена в 1669-1672 годах, внесенная ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко. Посетив этот чудесный уголок православной жизни Могилева, мы окунулись в мир уединения и покоя. В Николаевской церкви, все дети не по принуждению, а по стремлению души, пожелали поставить свечи перед иконами, но, к сожалению, в дальние пределы пройти было нельзя. Как только монахини узнали, что к ним прибыли ученики из России, разрешение было получено. Ребятам рассказали об истории монастыря, пережившего время коммунистического гонения и военное лихолетье, об иконах, а затем дали время побыть одним….
В сентябре 2012 мы прошли дорогами Отечественной войны 1812 года: Москва-Можайск-Вязьма-Смоленс-п.Красный-Малоярославец. В каждом из героических городов мы поминали погибших в храмах, церквях монастырей. В Москве - Храм Христа Спасителя; на Бородинском поле – церковь Спасо-Бородинского монастыря; Вязьме - Иоанно-Предтеченский монастырь; в Смоленске старинная церковь Петра и Павла, Кафедральный Успенский собор; в Малоярославце - Никольский Черноостровский монастырь.
Все поездки, по словам детей, оставляют неизгладимый след в душе, а родители, чьи дети побывали в Могилеве, в поездке, посвященной 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, сказали, что их дети приехали «другие». Это тот воспитательный эффект, которого мы добиваемся в образовании.
Мои ученики теперь уже осознанно интересуются русскими святынями – монастырями, историей их зарождения и судьбой в советское время, взаимодействию монастырей с внешним миром, житием православных подвижников. Чтобы интерес не угас, я подготовила программу кружка «Святыни России». Большая часть тем посвящена изучению становления православия на Тульской земле.
Интерес к изучению православной культуры позволил моим ученикам уже не первый год участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников по курсу «Основы православной культуры», организованный Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. В 2010 году моя ученица Степанова Дарья заняла II место в региональном туре. В 2011-2012 учебном году участников школьного этапа олимпиады возросло. Теперь уже не только мои ученики, но и другие гимназисты заходят на сайт и активно участвуют в конкурсах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» дала возможность детям глубже изучить тему «Отечественная война 1812 год». Ежегодно увеличивается количество гимназистов – участников Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси». Все это интеллектуально развивает и воспитывает ребенка, дает объяснение понятиям, что есть добро и что есть зло, а как жить – это уже выбирает сам человек, сам ученик. Мы просто даем ему возможность выбора, просвещая его.
На сегодняшний день важно вернуться к православным истокам и через воспитание на традициях православия нужно возрождать культурные ценности современной России. Забота об улучшении народной нравственности и душевного благосостояния - вот необходимая мера в наше время. Всему этому способствует, в том числе и краеведение.
Закончить свое выступление хочу словами нашего уроженца архиепископа Саввы из книги благочинного Михаила Протопопова. Удивительно, но пророческие слова были сказаны в декабре 1966 года,
«Интересно отметить, что с возрождением интереса к национальному и государственному прошлому России растет и интерес к религии, так как люди начинают интересоваться и исторической ролью Церкви, стараются понять, какую роль играла Церковь на протяжении всей истории России уяснить то, как она всегда окрыляла и укрепляла дух народа во все тяжкие моменты его жизни».
Прикрепления: Картинка 1
Категория: Блоги | Просмотров: 2971 | Добавил: gab604 | Теги: православие, воспитание, краеведение, школьный музей, благочинный Ефремовского прихода от | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 2
Краеведение - нужная и полезная в воспитательном плане работа!

2 Галина (gab604)   (20.07.2015 23:00) [Материал]
Согласна. Через краеведение воспитываются патриоты. Любовь к "малой Родине" есть начало большой любви к своей стране.

Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
X Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
XXXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
VII Всероссийский творческий конкурс "Летний звездопад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 14.08.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог