Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2015 » Декабрь » 9 » Методика преподавания изо для слабовидящего ребенка.
05:40
Методика преподавания изо для слабовидящего ребенка.
Эту статью я нашла на просторах интернета, и она меня очень сильно заинтересовала, т.к деток с недостатками зрения не так уж и мало и они как и все дети любят рисовать. Автор статьи: Резванова Наталья Вячеславовна, преподаватель ИЗО Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Светлого».

Внизу прикреплены работы девочки с нарушением зрения(диагноз указывать не считаю корректным по отношению к ребенку)

Методика преподавания изо для слабовидящего ребенка. Особенности программ по изобразительному искусству для слепых и слабовидящих состоят прежде всего в подборе видов объектов и средств изобразительной деятельности. Особое внимание обращено на обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образного мышления, художественно-эстетическому воспитанию слепых и слабовидящих учащихся. Таким образом, специфика изобразительной деятельности у детей с дефектами зрения связана, прежде всего, с особенностью их зрительного восприятия. У слабовидящих детей часто возникают сложности, обусловленные несовершенством имеющихся у них представлений и образов. Характерные затруднения связаны с нарушением зрительно-моторных связей при выполнении практических действий в процессе рисования, поэтому качество рисунков во многом зависит от недостатков детских впечатлений и изобразительных навыков. Кроме того, одним из самых распространенных дефектов слабовидящего ребенка являются недостатки развития зрительной памяти и зрительного анализа. В этой ситуации становится необходимым коррекционное воздействие на процесс формирования образов предметов и развития изобразительных навыков. Обучение рисованию слабовидящих детей, связано с необходимостью научить их пользоваться своим неполноценным зрением. Здесь особую роль приобретают индивидуальные методы коррекционно-воспитательной работы. Среди направлений в коррекционной работе со слабовидящими детьми можно выделить следующее: – коррекция процесса ознакомления с предметом изображения (зрительно-осязательное обследование за определенное время в зависимости от глубины дефекта, анализ формы, цвета, орнамента и т. п.); – коррекция и развитие формообразующих движений руки (обучение произвольному управлению движениям рисующей руки, зрительному контролю над направлением и скоростью этих движений, сохранению их длительности, слитности, ритмичности и амплитуды). Целью воспитательной работы с особенными детьми на занятиях изобразительным искусством большинство исследователей считают создание условий для оптимизации общего личностного и интеллектуального развития. Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям проблем. Она связана с развитием интеллектуальных свойств личности младшего школьника, с ведущей ролью учебной деятельности. В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач. 1-я задача - сенсорное воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей. 2-я задача - формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может актуализировать по слову. 3-я задача - эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.) 4-я задача - формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого. Таким образом, задачи, стоящие перед учителем изобразительного искусства, определяют значимость изобразительной деятельности для развития детей. Уроки изобразительного искусства способствуют не только формированию эстетических вкусов, художественных творческих способностей, полных и точных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, а также совершенствованию всех зрительных, двигательных и мыслительных операций, но и содержит в себе большую возможность формирования и совершенствования личности воспитанников с особенностями развития. Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом. Особенные дети располагают значительными потенциальными изобразительными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики на занятиях по изобразительному искусству. Взаимодействие педагога с ребенком в процессе воспитания средствами изобразительного искусства состоит из следующих этапов. – Диагностический этап. Педагог выясняет, что знает и умеет ребенок, какими навыками образного мышления, графическими, речевыми, тактильными навыками обладает ребенок, каково время сосредоточенного внимания ребенка к работе. – Налаживание психологического контакта с ребенком. Ребенок очерчивает круг «можно - нельзя» и, видя постоянную доброжелательность и, в то же время, твердость (рвать рисунок нельзя, рвать же цветную бумагу для рисунка можно), приобретает доверие, без которого невозможно никакое обучение. – Проведение коррекционной работы. Происходит процесс освоения изобразительной деятельности особенных детей, где формируется комплекс образных и цветовых стереотипов, развивается связь между ними, накапливается опыт работы с разными художественными материалами. Одновременно решается ряд задач, направленных на преодоление существующих проблем детей с особенностями развития. – Подведение итогов. После занятия ребенок выносит рисунок на обозрение его родителям, преподавателям и другим детям, чтобы после выполненной работы всегда оставалось ощущение выставки, радости, внимания. Педагог в процессе взаимодействия с особенными детьми использует разнообразные методы воспитания. Большое значение в этом процессе имеет метод арт-терапии. Состояние творчества - целительно для растущей личности; его истинные возможности еще мало освоены теорией и методикой работы с такими детьми. Однако тот опыт использования арт-терапии, который уже накоплен зарубежными и отечественными психологами и психотерапевтами представляет для нас, педагогов, огромный интерес и может с успехом использоваться на занятиях изобразительным искусством с особенными детьми в условиях учреждения дополнительного образования Итак, изобразительная деятельность слабовидящих детей обладает целым рядом специфичных особенностей: она развивает внимательность, собранность, наблюдательность и глазомер, расширяет представления о предметах и явлениях окружающего мира, содействует развитию творческих возможностей ребенка, что способствует коррекции нарушений зрительной функции и вторичных отклонений в психическом развитии. Эту коррекционную особенность изобразительного искусства, без сомнения, можно и нужно использовать в работе с детьми, имеющими зрительные нарушения. Методики для работы: 1. «Пальцевая живопись». Изображать сюжеты-картинки можно не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью (плоской или свернутой в трубочку), а краску можно наносить и пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские же баночки ставится вода. Правило: каждый палец набирает одну определенную краску, вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. При помощи «пальцевой живописи» получают прекрасные изображения — в младших группах это украшенные платья, следы зверей и т.д. В старших группах — пейзажи. В современной живописи эту технику использует немецкий художник Гюнтер Юккер. «Монотипия». Краска наносится на лист бумаги (целлофан) или кусочек оргстекла. Потом этот же лист (или кусочек) прикладывается к той поверхности, на которую наносится изображение, и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Возможен вариант: лист бумаги условно делится пополам, и краска наносится на одну половину листа, потом лист складывается, и изображение получается, как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. С помощью такой техники можно изображать деревья, цветы, бабочек и др. Когда краска высохнет, из сложенного пополам листа можно вырезать полученное изображение. «Волшебный рисунок». Рисунок наносится воском: он есть, но его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила, и рисунок проступает на цветном фоне. «Рисование на мокрой бумаге». Сначала лист смачивают водой, а потом кистью или пальцами наносят изображение. Оно получается, как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набрать на кисть густую краску. «Набрызг». Для этого используются щетки разного размера; ими можно рисовать или разбрызгивать краску. «Коллаж». Это сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть самая различная — из бумаги, ткани, нитей, любого бросового материала. «Выпуклый рисунок». Получается при рисовании краской, выдавливаемой прямо из тюбика. Необходимо научить ребенка выжимать его сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Краска может осыпаться, поэтому хранить рисунок надо аккуратно. Если размыть краски, выпуклость уйдет полностью или частично, но зато можно получить оттенки нужного цвета. 8. «Объемная аппликация». Бумага, ткань наклеиваются не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, смятую в комок, кусочки фанеры, дерева. Такие работы хорошо выполнять на картоне или фанере. 9. «Кляксография». Капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что она похожа, и дорисовать недостающие детали. Можно нанести кляксу, потом, приподнимая или наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение. «Точечный рисунок». Весь рисунок состоит из отдельных точек, которые наносятся кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера. «Рисунок на мятой бумаге». Используется предварительно скомканная или сжатая бумага: лист расправляется, и на него наносится рисунок красками. «Граттаж». Лист бумаги предварительно покрывают любым жирным слоем — свечой, мылом. Сверху наносят густо разведенную краску. Рисунок как бы процарапывается заостренной стекой на просохшей бумаге. «Рисунок через копирку». На белый лист бумаги сверху накладывается копирка: рисунок получается от отпечатка пальцем, ногтем, палочкой, карандашом. Потом копирка снимается, остается графический рисунок. «Размытые краски». Рисунок наносят густой краской на бумагу. Когда краска высохнет, бумагу опускают на секунду в тарелочку или поднос с водой. Получается размытый рисунок. «Рисунок с помощью клея». На чистый лист бумаги канцелярским клеем наносят контурный рисунок так, чтобы он был выпуклым. Когда клей высохнет, наносят жидкую краску в пределах контура рисунка.

Источник: http://reftrend.ru/440240.html



Прикрепления: Картинка 1 · Картинка 2
Категория: Блоги | Просмотров: 6093 | Добавил: kko007 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог