Методы и формы патриотического воспитания младших школьников в современных условиях
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь именно в школьном возрасте происходит привитие чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Воспитание гражданина – это многогранный процесс, в его основе лежит целый комплекс задач, необходимые решить учителю: воспитание любви и преданности семье, стране, формирование бережного отношения к природе. Для повышения уровня патриотического воспитания педагог должен использовать эффективные методы. Методы патриотического воспитания - наиболее общие способы осуществления воспитательной деятельности в области патриотического воспитания. В педагогической теории и практике наиболее традиционными методами воспитания принято считать методы убеждения, поощрения, личного примера, наказания, упражнения. На сегодняшний день в педагогике представлено множество классификаций по методам патриотического воспитания. Рассмотрим классификацию методов Г.И.Щукиной. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, диспут, пример; Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности: Упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации; Методы стимулирования деятельности: соревнование, поощрение, наказание Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Т.А. Ильина представила классификацию методов патриотического воспитания. Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. Свойства методов - постановка младшего школьника в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. Методы организации деятельности :педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Свойства методов - необходимо создавать ситуации, в которых младший школьник осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Методы стимулирования деятельности и поведения : соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Свойства методов - необходимо побуждать младшего школьника корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает младшего школьника к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. Для повышения уровня патриотического воспитания педагогу необходимо знать не только методы, но и структуры патриотического воспитания. Структура патриотического воспитания младших школьников включает в себя: 1) комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; 2) педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями; 3) управляемую деятельность младших школьников по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина. В настоящее время в школах России выделяют пять моделей патриотического воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах: 1) предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории; 2) межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы; 3) институциональная, представляющая собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей; 4) проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности; 5) диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся. В системе школьного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы. В школе используются такие формы патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн, а также акции, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.