Данная работа представляет собой методическое напоминание об основных методах изучения произведений литературы в школе и приёмов работы над текстами. Материал систематизирован по нескольким источникам. Автор надеется, что эта подсказка поможет учителю при подготовке к урокам литературы, в основе которых будет анализ художественного текста. Преподаватель сможет строить работу , в зависимости от уровня подготовленности класса, путём использования разных методов, представленных подсказке. Данная работа представляет собой методическое напоминание об основных методах изучения произведений литературы в школе и приёмов работы над текстами. Материал систематизирован по нескольким источникам.
Метод творческого чтения
Ступень в обучении Первая ступень в логике познавательной деятельности учащихся Целенаправленность метода - учить школьников слушать и слышать художественное слово,
- развивать наблюдательность
- уметь видеть и слышать явления жизни
- уметь найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путём выполнения различного рода творческих заданий
- обучить творческим работам по живым, непосредственным наблюдениям, по картинам, по кино, по спектаклям, концертам, выставкам, только что прочитанным книгам, очеркам, рассказам, стихам Приёмы - выразительное (в идеале - художественное) чтение учителя проявления метода - чтение мастеров художественного слова творческого чтения - чтение отдельных сцен из пьес в исполнении актёров - обучение выразительному чтению учащихся - чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и слово, имеющее целью обеспечить правильное и более глубокое, эмоциональное восприятие произведения - беседа, имеющая целью выяснить непосредственные впечатления учащихся от прочитанного произведения и направляющая из внимание на существенные его идейные и художественные особенности или постановка той или иной – художественной , нравственной, общественно-политической – проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения - слово учителя или беседа после изучения произведения, имеющие целью активизировать художественные переживания учащихся, обогащённые в процессе его изучения. Специфика метода - активизировать художественное восприятие, художественные переживания - формировать средствами искусства художественных склонностей и способностей Виды деятельности учащихся - чтение произведений дома и в классе - выразительное (в идеале - художественное) чтение - заучивание наизусть - слушание художественного чтения - составление плана, заголовки которого стимулируют живое, образное, эмоциональное восприятие отдельных эпизодов сцен произведения - пересказы, сжатые и близкие к тексту - художественное рассказывание - устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении - инсценировки - составление сценариев - критические заметки - рассматривание иллюстраций и оценка их - сочинения разного жанра по картинам, по живым впечатлениям
Эвристический метод
Ступень в обучении Вторая ступень в логике познавательной деятельности учащихся углубленное усвоение произведения, его анализ, в процессе которого мобилизуются предшествующие знания, ранее усвоенные умения, а также приобретаются новые знания и умения Целенаправленность метода - учить уяснять существо проблемы, подлежащей обсуждению на уроке - формировать навыки обоснования своих суждений фактами - работать над выработкой умений слушать доводы товарищей и умений передать суть их высказываний, обоснованно возражать или соглашаться с ними - чувствовать потребность в уточнении значений понятий, терминов, которыми пользуются в работе, чтобы спор помогал понять суть вопроса. Приёмы - эвристическая беседа проявления метода - самостоятельная работа учащихся по вопросам или заданиям учителя, творческого чтения причём задания могут быть различной сложности в расчёте на более сильных и более слабых школьников - обучение учащихся анализу художественного произведения - анализу эпизода - нескольких взаимосвязанных эпизодов - целого произведения - образов героев - языка - композиции произведения - сопоставление разных произведений путём постановки системы вопросов, причём ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям.
Специфика метода - развивать научную, критическую мысль учащихся - формировать устойчивые литературные способности - вырабатывать навыки самостоятельного приобретения знаний, умений в области литературы Виды деятельности учащихся - работа над текстом художественного произведения: * анализ эпизода или целого произведения * пересказ как приём анализа * подбор цитат для ответа на поставленный вопрос * составление плана как приём анализа композиции части или целого произведения * анализ образа героя * сравнительная характеристика героев. - составление плана к своему развёрнутому *ответу, *к докладу, *сочинению - конспективное изложение *результатов анализа произведения, *сравнительного анализа произведений разных искусств, * анализа поставленной проблемы - диспут - выступления на диспуте - сочинения *на частные и *обобщенные темы как результат своей работы над произведением, критическими статьями.
Исследовательский метод
Ступень в обучении Третья ступень в логике познавательной деятельности учащихся развитие самостоятельного мышления овладение элементами литературоведческого метода Целенаправленность метода - учить учащихся применять уже усвоенные умения и навыки на практике
- проявлять в любой работе больше самостоятельности Приёмы - выдвижение учителем проблемы для всего класса, причём проявления метода ряд аспектов этой проблемы разрабатываются творческого чтения группами учащихся или отдельными из них - работа по дополнительным источникам (учитель может указать источники и пособия или рекомендовать, где их найти) - работа по предложенным учителем темам сочинения, причём каждый ученик берёт наиболее интересную и посильную для него – при контроле учителя - выдвижение учителем темы для семинарских занятий по одной – двум из центральных тем Специфика метода - приучать школьников к самостоятельной творческой учебной работе - побуждать их по окончании школы успешно продолжать самообразование - формировать вкус к чтению художественной литературы - ощущать потребность в общении с искусством Виды деятельности учащихся - самостоятельный анализ *части, *эпизода изучаемого произведения
- самостоятельный анализ целого, не изучаемого в школе произведения
- сопоставление в * тематическом, *проблемно-идейном, *теретико-литературном, *историко-литературном планах двух или нескольких произведений
- сопоставление, анализ высказанных в критике двух или нескольких точек зрения *на произведение, *на образ героя с обоснованием своего мнения - сопоставление литературного произведения с его экранизацией - самостоятельная оценка спектакля, разной интерпретации актёрами героя драмы - оценка просмотренной картины, выставки живописи, теле- и радиопостановок - краеведческие изыскания и др. работы в этом направлении
Репродуктивный метод
Ступень в обучении Четвёртая ступень в логике познавательной деятельности характер сообщаемых учащимися знаний требует не механического запоминания, а сознательного усвоения их Целенаправленность метода - способствовать проблемному изложению материала, в процессе которого учителем *выдвигается проблема, *раскрываются различные точки зрения на её сущность, а также *пути к правильной её постановке и разрешению Приёмы Учитель может провести проявления метода *анализ небольшого произведения (например, стихотворения) творческого чтения или *отдельного эпизода, или *анализ образа героя, специально обратив внимание школьников на метод анализа, логику развития мысли, последовательность и доказательность анализа, а затем поручить учащимся применить этот метод самостоятельно на другом материале. Специфика метода - добиваться сознательности и прочности приобретённых знаний - развивать мыследеятельность, умение критически проверять любой материал - исключать опасность догматического усвоения материала
Виды деятельности учащихся - запись плана или конспекта лекции учителя - составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей, - составление синхронистических таблиц - подготовка устных ответов по материалу *лекции учителя, *учебника, *учебных пособий - подготовка *докладов, *рефератов, * сочинений обобщающего характера с использованием всего имеющегося материала по данной теме или проблеме.
Список использованной литературы
1. Богданова О., Максимов Л., Чертова В. Методика преподавания литературы. Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – М.: Академ А, 1999. – 162с. 2. Богданова О., Маранцман В. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288с. 3. Богданова О., Леонов С. , Чертова В. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия, 2008. – 400с. 4. Золототрубова Н. Методика преподавания литературы. Учебное пособие. – М.: Педагогика, 2007. 5. Чмель О., Богданова О. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 2008.- 400с.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.