Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2015 » Март » 21 » Методы и приёмы обучения по литературе
16:48
Методы и приёмы обучения по литературе
Данная работа представляет собой методическое напоминание об основных методах изучения произведений литературы в школе и приёмов работы над текстами. Материал систематизирован по нескольким источникам.
Автор надеется, что эта подсказка поможет учителю при подготовке к урокам литературы, в основе которых будет анализ художественного текста. Преподаватель сможет строить работу , в зависимости от уровня подготовленности класса, путём использования разных методов, представленных подсказке.
Данная работа представляет собой методическое напоминание об основных методах изучения произведений литературы в школе и приёмов работы над текстами. Материал систематизирован по нескольким источникам.

Метод творческого чтения

Ступень в обучении
Первая ступень в логике познавательной деятельности учащихся
Целенаправленность метода
- учить
школьников слушать и слышать художественное слово,

- развивать наблюдательность

- уметь видеть и слышать явления жизни

- уметь найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путём
выполнения различного рода творческих заданий

- обучить творческим работам по живым, непосредственным наблюдениям, по картинам,
по кино, по спектаклям, концертам, выставкам, только что прочитанным книгам, очеркам,
рассказам, стихам
Приёмы - выразительное (в идеале - художественное) чтение учителя
проявления метода - чтение мастеров художественного слова
творческого чтения - чтение отдельных сцен из пьес в исполнении актёров
- обучение выразительному чтению учащихся
- чтение учителем художественного текста с комментариями
(комментированное чтение) и слово, имеющее целью обеспечить
правильное и более глубокое, эмоциональное восприятие произведения
- беседа, имеющая целью выяснить непосредственные впечатления учащихся
от прочитанного произведения и направляющая из внимание
на существенные его идейные и художественные особенности
или постановка той или иной – художественной , нравственной,
общественно-политической – проблемы, непосредственно вытекающей
из прочитанного произведения
- слово учителя или беседа после изучения произведения, имеющие
целью активизировать художественные переживания
учащихся, обогащённые в процессе его изучения.
Специфика метода - активизировать художественное восприятие, художественные переживания
- формировать средствами искусства художественных склонностей
и способностей
Виды деятельности учащихся
- чтение произведений дома и в классе
- выразительное (в идеале - художественное) чтение
- заучивание наизусть
- слушание художественного чтения
- составление плана, заголовки которого стимулируют живое,
образное, эмоциональное восприятие отдельных эпизодов сцен произведения
- пересказы, сжатые и близкие к тексту
- художественное рассказывание
- устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении
- инсценировки
- составление сценариев
- критические заметки
- рассматривание иллюстраций и оценка их
- сочинения разного жанра по картинам, по живым впечатлениям

Эвристический метод

Ступень в обучении Вторая ступень в логике познавательной деятельности учащихся
углубленное усвоение произведения,
его анализ, в процессе которого мобилизуются предшествующие знания,
ранее усвоенные умения, а также приобретаются новые знания и умения
Целенаправленность метода - учить уяснять существо проблемы, подлежащей обсуждению на уроке
- формировать навыки обоснования своих суждений фактами
- работать над выработкой умений слушать доводы товарищей и
умений передать суть их высказываний, обоснованно возражать
или соглашаться с ними
- чувствовать потребность в уточнении значений понятий,
терминов, которыми пользуются в работе, чтобы спор помогал понять
суть вопроса.
Приёмы - эвристическая беседа
проявления метода - самостоятельная работа учащихся по вопросам или заданиям учителя,
творческого чтения причём задания могут быть различной сложности в расчёте на
более сильных и более слабых школьников
- обучение учащихся анализу художественного произведения
- анализу эпизода
- нескольких взаимосвязанных эпизодов
- целого произведения
- образов героев
- языка
- композиции произведения
- сопоставление разных произведений путём постановки системы
вопросов, причём ответ на каждый вопрос логически предполагает переход
к следующему вопросу или соответствующим заданиям.

Специфика метода - развивать научную, критическую мысль учащихся
- формировать устойчивые литературные способности
- вырабатывать навыки самостоятельного приобретения знаний,
умений в области литературы
Виды деятельности учащихся - работа над текстом художественного произведения:
* анализ эпизода или целого произведения
* пересказ как приём анализа
* подбор цитат для ответа на поставленный вопрос
* составление плана как приём анализа
композиции части или целого произведения
* анализ образа героя
* сравнительная характеристика героев.
- составление плана к своему развёрнутому
*ответу,
*к докладу,
*сочинению
- конспективное изложение
*результатов анализа произведения,
*сравнительного анализа произведений разных искусств,
* анализа поставленной проблемы
- диспут
- выступления на диспуте
- сочинения
*на частные
и
*обобщенные темы как результат своей работы
над произведением, критическими статьями.

Исследовательский метод

Ступень в обучении Третья ступень в логике познавательной деятельности учащихся
развитие самостоятельного мышления
овладение элементами литературоведческого метода
Целенаправленность метода - учить учащихся применять
уже усвоенные умения и навыки на практике

- проявлять
в любой работе больше самостоятельности
Приёмы - выдвижение учителем проблемы для всего класса, причём
проявления метода ряд аспектов этой проблемы разрабатываются
творческого чтения группами учащихся или отдельными из них
- работа по дополнительным источникам (учитель может указать источники
и пособия или рекомендовать, где их найти)
- работа по предложенным учителем темам сочинения, причём каждый
ученик берёт наиболее интересную и посильную для него –
при контроле учителя
- выдвижение учителем темы для семинарских занятий
по одной – двум из центральных тем
Специфика метода - приучать школьников к самостоятельной творческой учебной работе
- побуждать их по окончании школы успешно продолжать самообразование
- формировать вкус к чтению художественной литературы
- ощущать потребность в общении с искусством
Виды деятельности учащихся - самостоятельный анализ
*части,
*эпизода изучаемого произведения

- самостоятельный анализ
целого, не изучаемого в школе произведения

- сопоставление в
* тематическом, *проблемно-идейном,
*теретико-литературном,
*историко-литературном планах двух или нескольких произведений

- сопоставление, анализ высказанных в критике двух или нескольких
точек зрения
*на произведение,
*на образ героя с обоснованием своего мнения
- сопоставление литературного произведения с его экранизацией
- самостоятельная оценка спектакля, разной интерпретации актёрами героя драмы
- оценка просмотренной картины, выставки живописи, теле- и радиопостановок
- краеведческие изыскания
и др. работы в этом направлении

Репродуктивный метод

Ступень в обучении Четвёртая ступень в логике познавательной деятельности
характер сообщаемых учащимися знаний требует
не механического запоминания,
а сознательного усвоения их
Целенаправленность метода - способствовать проблемному изложению материала,
в процессе которого учителем
*выдвигается проблема,
*раскрываются различные точки зрения на её сущность,
а также
*пути к правильной её постановке и разрешению
Приёмы Учитель может провести
проявления метода *анализ небольшого произведения (например, стихотворения)
творческого чтения или
*отдельного эпизода,
или
*анализ образа героя, специально обратив внимание школьников на
метод анализа, логику развития мысли, последовательность
и доказательность анализа, а затем
поручить учащимся применить этот метод самостоятельно
на другом материале.
Специфика метода - добиваться сознательности и прочности приобретённых знаний
- развивать мыследеятельность, умение критически проверять любой материал
- исключать опасность догматического усвоения материала

Виды деятельности учащихся - запись плана или конспекта лекции учителя
- составление плана, конспекта или тезисов
прочитанных статей учебника, критических статей,
- составление синхронистических таблиц
- подготовка устных ответов по материалу
*лекции учителя,
*учебника,
*учебных пособий
- подготовка
*докладов,
*рефератов,
* сочинений обобщающего характера с использованием всего
имеющегося материала по данной теме или проблеме.

Список использованной литературы

1. Богданова О., Максимов Л., Чертова В. Методика преподавания литературы. Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – М.: Академ А, 1999. – 162с.
2. Богданова О., Маранцман В. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288с.
3. Богданова О., Леонов С. , Чертова В. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия, 2008. – 400с.
4. Золототрубова Н. Методика преподавания литературы. Учебное пособие. – М.: Педагогика, 2007.
5. Чмель О., Богданова О. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 2008.- 400с.
Категория: Блоги | Просмотров: 1847 | Добавил: pystina | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог