МЫ ЗА ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ (экологическая сказка) Карпушина Лидия Андреевна МБОУСОШ № 15 города Новочеркасска Учитель начальных классов Занятие рассчитано на возраст 9-10 лет Цели 1.Практическая: Познакомить учащихся с экологическими проблемами, стоящими перед человечеством. Поставить вопрос об охране окружающей среды на примере экологической ситуации Донского края. 2. Образовательная: Расширить и углубить природоведческие знания учащихся о животном и растительном мире. Научить видеть прекрасное в окружающей природе, способствовать развитию связной речи. 3. Развивающая: Развивать наблюдательность, экологическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. 4.Воспитательная: Воспитывать экологическую культуру школьников, бережное отношение к природе. Ход мероприятия. Учитель: Ребята, скажите, чего в комнате не видно? Дети: Воздуха. Учитель: Что вы знаете о воздухе? /Он невидим, прозрачный, бесцветный /. Учитель: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? /Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать. Ведущий: Одну простую сказку, а может и не сказку, а может непростую, хотим вам рассказать Ее мы помним с детства, а может, и не с детства, а может и не помним, но будем вспоминать! Это случилось, это было, это произошло в 2025 году, а может быть в 2010, а может быть и раньше… Однажды вышел Человек на улицу и почувствовал, что ему трудно дышать. человек один на сцене Человек: Странно?! Почему вдруг я стал задыхаться? Может быть я заболел? Пойду- ка я к мудрому ворону и спрошу его! На высоком дереве сидит ворон Человек: Мудрый Ворон! Ответь мне, пожалуйста, почему мне стало трудно дышать? Ворон: Время течет быстро, всё на свете меняется! Воздух и тот стал другим. Да и меньше его стало, не хватает на всех людей и зверей. Человек: Да почему же воздух изменился? Что случилось? Ворон: воздух нужен всем. Без чистого кислорода не могут жить ни люди, ни птицы, ни звери. Кислород дают нам растения: травы, цветы, кустарники и огромные деревья. Ступай к ним и спроси, почему они дают так мало кислорода. Человек: Спасибо Мудрый Ворон! Ведущий: и Человек отправился в лес Лес. Стоят высокие деревья. Некоторые с поломанными ветками Человек: Деревья, скажите, пожалуйста, почему вы стали давать людям меньше кислорода? 1 дерево: (грозно) кто это спрашивает? Человечек? 2 дерево: Который приходит в наш лес как хозяин. Ломает наши ветки, пилит наши стволы? 3 дерево: разводит костры и поджигает наши корни? 1 дерево: да как ты посмел прийти сюда и ещё о чём - то спрашивать!? Человек: простите меня грозные деревья. Я прошу у вас прощения за тех людей, которые не берегут лес. Но не все же люди таковы! 2 дерево: Что ж, может ты и прав. Мы ответим тебе. 3 дерево: мы даём меньше кислорода потому, что Солнце перестало светить нам как раньше, ярко и тепло. Пойди к Солнцу и спроси его. Человек: спасибо вам, добрые деревья. Ведущий: Человек отправился к Солнцу. Но Солнце было плохо видно. Его закрывали чудовищные монстры: Дым и Выхлопной газ. Человек: Солнце, почему ты не освещаешь как прежде землю своими лучами? Солнце: я уже не в силах светить как прежде. Моим лучам мешают эти чудовища. Спроси, откуда они взялись? Дым: (смеясь) я не просто появился, меня выпускают трубы заводов и фабрик, выделяют сигареты и костры. Выхлопной газ: а я появляюсь от двигателей автомобилей, которые работают на бензине. Их сейчас так много стало. Ступай к ним, а с нас спрос не большой. Ведущий: тогда Человек отправился к заводским трубам и автомобилям Человек: Трубы, зачем вы коптите небо? Ваш дым закрыл Солнце, Солнце не освещает Деревья, а Деревья дают меньше кислорода людям. Трубы: (презрительно) Человек, зачем ты нас спрашиваешь об этом? Ведь это ты построил заводы и фабрики! Автомобиль: (возмущённо) это по твоему приказу наши двигатели выделяют выхлопной газ и Дым. Человек: (обращаясь к зрителям) Что же мне делать? Как выйти из этого замкнутого круга? Учитель: Ребята, посоветуйте, как же нам быть? Что нужно делать, чтобы сохранить нашу планету? Её воздух, реки, травы? Учитель: Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после нашего праздника ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду нашего города, заботиться о природе. Песня» Солнечный круг» Против стрельбы, против беды. Встанем за нашу планету. Солнце навек, Счастье навек, Так повелел человек! Пусть всегда будут рощи, Пусть всегда будут птицы, Пусть в тайге будут звери, А у дома – цветы Пусть всегда будут люди, Пусть всегда будут дети, Пусть всегда в чистом небе Будет солнце светить Учитель: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет) Если съем я пирожок И выброшу бумажку? (нет) Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? (да) Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (да) Если разведу костер, А тушить не буду? (нет) Если сильно засорю И убрать забуду. (нет) Если мусор уберу, Банку закапаю? (да) Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да) Учитель: У нас сегодня в гостях экологический клуб, в котором участвуют наши ребята. (представление клуба «Экос» ) На сцену выходят дети с эмблемами. Деревья, травы и цветы С тобою дружески на «ты» Но даже с листиком травы Ты будь пожалуйста на «ВЫ» 1 ученик: Ребята! Нашей планете и нашему городу грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь! 2 ученик: Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных. 3ученик: Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами. 4 ученик: Человек! Вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора. 5 ученик: Люди! Опомнитесь! Нашей планете и нашему городу грозит страшная беда! 1-й Мир не прост, совсем не прост, 2-й Но если станет туго до слез, 3-й Ты в ЭКОС к нам поскорей приходи, 4-й И вместе с нами гори и твори! 5-й Я и ты - команда вся, Все: Мы стали лучшие в мире друзья, Ведущая: Знают все взрослые, знают все дети, Что вместе с нами живут на планете… 6-й ребёнок: Лев и журавль, попугай и лисица. 7-й ребёнок: Волк и медведь, стрекоза и куница. 8-й ребёнок: Белые рощи, лесные дубравы, Реки, речушки, деревья и травы! 9-й ребёнок: Синее море, лесной ручеёк, Все доверяют тебе, человек! 10-й ребёнок: Ты - самый умный, а значит, в ответе За всё живое, что есть на планете Звучит песня «Дружба с природой» на мотив «Песенка крокодила Гены» 1 Защитим нашу Землю Мы от рук браконьеров Не позволим глумиться над ней. Пусть живут на планете – Заяц, волк и пантера И в лесу пусть поет соловей. Припев: Будут рады звери, птицы, Будет счастлив человек. И с природой подружиться Сможем мы навек! 2. Знай, наш милый дружочек, Даже лист и цветочек Нам без дела не следует рвать. Зайца, белку, синицу, В речке чистой водицу Надо в братья свои записать. Припев: Будут рады звери, птицы, Будет счастлив человек. И с природой подружиться Сможем мы навек! |