Давно и много говорят о том, что и когда читать детям в школе. Известный режиссер Карен Шахназаров предложил «читать» классиков в количестве 6-7 имен, но зато вчитываться и, то что называется, изучать, а не проходить. Так, впрочем, и было во времена моего школьного детства. Программа по литературе, особенно в 9 и10 классах, не дробилась, а была монолитной: 9 класс- Толстой, Некрасов, Достоевский, Тургенев. Островский, Чехов. На изучение произведений классиков отводилось много часов – уроков, и не читавших «Войну и мир» (я отвечаю за это) в нашем классе в заполярном городе Воркута не было. Да и соблазнов тогда было гораздо меньше. Мне думается, концентрическая система изучения литературы себя не оправдала, замысел изучать творчество одного писателя из класса в класс, поднимаясь все выше по лестнице осознания его вершин, не оправдан. Необходимо вернуться к историко-хронологической системе, как минимум в трех последних классах, изучать творчество писателя в единстве с эпохой. Например, моя внучка читает рассказ Тургенева «Бирюк» в 6 классе, ничего не понимает, не осознает, не знает сборника «Записки охотника». Что же она из этого чтения вынесет? Полюбит ли читать? А теперь вернусь к вопросу, вынесенному в название. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация – дети более информированные, чем раньше, но не могут осилить большое произведение. Например, роман Толстого «Война и мир». Я думаю, что и не надо. Лучше не «мучить» классика и не заниматься всеобщим обманом. Дети читают краткое содержание ( ужас, к которому не привыкну!), учителя мучаются, пытаясь вложить в ограниченное число часов всю проблематику великого романа, философские взгляды Толстого , его творческое становление и многое другое. Тогда что мы понимаем под словами – изучение творчества Толстого современными школьниками? Ведь у кого есть тяга к чтению, у кого в семье, если не культ книги, а хотя бы интерес к ней, - тот захочет и прочитает. А для всего контингента учащихся лучше обратиться к чтению «малых форм», прививая вкус к процессу чтения. Ведь в царской России детей обучали литературе, развивали умение анализировать прочитанное, обращаясь именно к небольшим, чаще назидательным рассказам. Я не ратую за назидательность, можно найти великое множество тонких, умных, интересных и «воспитательных» произведений, которые можно прочитать на уроке и поразмышлять над ними, написать отзыв, подискутировать с товарищами. А как считаете вы? И постскриптум. Учащиеся столько видят вокруг, читают в интернете, а вот как читать классиков: ведь добрая часть слов нуждается в толковании (молотилка, рига, соха, картуз, тарантас, фармазон и т.д. и т.п.). Словарный диапазон среднего школьника 5000 слов, на деле – гораздо меньше, даже у хороших учащихся. Постоянно сталкиваюсь с этим.
Какое интересное суждение! В вашем лице я встретила единомышленника. Хочу сказать, что и в 20- веке, не особо любили "Войну и Мир" (не хочу обидеть творчество Толстого), но на мой взгляд, каждому классику своё время! Конечно в царской России , это была актуальная , и современная тема... Но зачем и для чего сейчас? Чтобы полностью отбить интерес к чтению? Раньше, чтение было развлечением для знати ( бедным, прокормиться бы). А сейчас в век аудиокниг, чтобы привить детям 21-го века любовь к книге, нужны интересные произведения. Поверьте их очень много !!! Из известных - Кир Булычев, Валентин Осеев, Анатолий Рыбаков, Лидия Чарская, и много современных авторов...
Когда я в школе столкнулась с "Войной и Мир",каюсь))), штудировала только "Мир", война не заинтересовала. В 1990 году на выпускных экзаменах молилась, что бы только это произведение не попалось! Ура! Билет - "Творчество Булгакова"!!! За экзамен привычная пятёрка! А если бы попался билет по теме "Война и Мир", боюсь и представить...
Какой же я неуч оказывается , 23 года педагогического стажа, высшая категория, а чему я только могу других научить, ведь никогда не читала "Войну и Мир"!
Стоит задуматься!))) P.S. Лучше не нам, не знающим произведение "Война и Мир", а составителям учебников!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.