Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2014 » Май » 29 » Ошибки по русскому языку.
21:56
Ошибки по русскому языку.
ОШИБКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ?

Ребенок с нарушениями письма или (и) чтения испытывает трудности во время школьного обучения. Это может привести к школьной неуспеваемости. Как родителям и педагогам предположить наличие у ребенка нарушений письменной речи?

В настоящее время регистрируется большое количество речевых нарушений у детей.
Ребенок с речевыми нарушениями испытывает трудности в овладении письменной речью (письмом и чтением). Трудности в овладении этими навыкамимогут привести к школьной неуспеваемости не только по русскому языку и литературному чтению, но и по другим предметам.
Задача учителей, психологов, дефектологов и родителей – предположить наличие у ребенка речевых нарушений.
Задача логопеда - коррекцией речевых нарушений.

Нарушения письменной речи:

-Дисграфия - нарушения процесса письма
-Дислексия - нарушения чтения
-Дизорфография - трудности в применении орфографических правил

Данные нарушения возможны
• у детей, имеющих нарушения устной речи к моменту поступле-ния в школу,
• у детей, имеющих нарушения устной речи в дошкольном возрасте и исправленные до момента поступления в школу,
• у детей, устная речь которых развивалась без отклонения от нормы.

К началу школьного обучения дети должны:
• Правильно произносить все звуки родного языка;
• Производить простейший звуковой анализ слов;
• Обладать хорошим словарным запасом (до 7 тысяч слов);
• Грамматически правильно строить фразу. Использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
• Уметь самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
• Свободно общаться со взрослыми и сверстниками (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уметь выражать свои мысли);
• Передавать интонацией различные чувства.

Письменная речь — одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка.
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

У школьников могут наблюдаться следующие нарушения письмен-ной речи:
1. Смешения и замены букв
2. Искажения звуко - слоговой структуры слова
3. Лексические нарушения
4. Нарушения грамматического строя речи
5. Нарушения связной речи

1. Смешения и замены букв:
• По артикуляторно – акустическому сходству;
• По оптическому сходству
• По кинетическому сходству
По артикуляторно – акустическому сходству смешиваются обычно следующие фонемы:
Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):
• Д - Т — «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат».
• 3 — С - «кослик», «вазилёк», «привосит».
• Б — П - «попеда», «бодарил», «просают», «пельё».
• Ж — Ш - «шдёт», «ужибла», «кружился снешок», «жумно».
• Г — К — «долко», «клавный», «досга», «кокда», «собага».
• В — Ф — «портвель», «ворточка», «картовель», «вавли».
Лабиализованные гласные:
• О — У — «звенит рочей», «по хрупкумульду».
• Ё — Ю — «клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый».
Заднеязычные:
• Г — К — X — «черёмука», «колгоз», «гороговый».
Сонорные:
• Р — Л — «хородный», «смерый», «провеляр».
• Й — Л\' — «тут бывалетисолька» — тут бывает и сойка...
Свистящие и шипящие:
• С — Ш — «шиски», «восли», «шушим», «шажали».
• 3— Ж — «жажгли», «скажал», «излозение», «привежли».
• С — Щ — «нещёт», «сенок», «сетка».
Аффрикаты:
• Ч — Щ — «стущал», «роча», «хичный», «чепки».
• Ч-Ц - «сквореч», «граци», «чапля», «процитал», «цястый».
• Ч — Т — «черчит», «утитель», «Жутька», «вместе играч»,
• Ц – Т - девотька». «пцицы», «цвецет», «Пеця»...
• Ц-С - «рельцы», «куриса», «улиса»...
Рассмотрим примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству:
• о - а (в ударной позиции) — «бонт», «куполся», «ураки».
• б - д - «людит», «рыдоловы», «угача», «дольшой».
• и - у - «прyрода», «села мuха», «на береги», «кукишка».
• т - л - «стасли», «спанция», «стешил», «стисывать».
• х - ж - «поймал еха», «можнатые», «дорохки».
• л - я - «февраЯь», «кяюч», «весеяо», «из серыхская».
• Г - P- Габота над ошибками, Ролова, Ролод, Гаки.
В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л — м, п — т, и — ш...), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у - и, Г-Р, б-д..)
Замены букв по оптическому сходству:
c – e
o – c
y – д – з
л – и
м– ш

в – д
2. Искажения звуко - слоговой структуры слова: пропуски и замены букв и слогов: каварада (сковорода), аквари (аквариум), мицинер (милиционер);
3. Лексические нарушения: количественный запас слов ограничен (преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и действия, недостаточное количества обобщающих слов, а также слов, обозначающих абстрактные понятия), но и недостаточно понимание значений слов.
4. Нарушения грамматического строя речи, проявляющиеся как в ошибочном согласовании слов, так и в неправильном порядке слов в предложении: «Лида и Зина сидят на стуле около парта»; «Гуляли в лесе девочки»; «Медведь залез берлогу большую и спать лег».
5. Нарушения связной речи: трудности составления устных и письменных (сочинения и изложения) рассказов («Я с мамой и папой пошла в магазин. И потом я видела колобок. Пошла к своему дому. Там папа сидит мой. Из трубы дым сиял. У нас был дом хороший 2-х этажный. Я вышла гулять и навстречу был дождь»).
Изучение теории русского языка у детей с нарушениями устной речи находится в постоянном противоречии с неправильной практикой. Правила орфографии школьники не могут полноценно применять на практике из-за фонетико-фонематических нарушений, аграмматизмов и низкого словарного запаса. Например, ребенок, который не может определить последовательность звуков в слове, будет испытывать трудности при письме под диктовку; ребенок, не умеющий согласовывать прилагательные с существительными в устной речи, будет испытывать трудности при изучение их падежных окончаний, а ребенок с узким словарным запасом не сможет подобрать нужное слово, проверяя безударную гласную.
Рассмотренные выше специфические ошибки следует отграничивать от так называемой эволюционной, или ложной, дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.

Ошибки начинающих обучение школьников могут быть объяснены трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями письма.
Признаками незрелого навыка письма могут быть:
• отсутствие обозначения границ предложений;
• слитное написание слов;
• нетвердое знание (забывание) букв, особенно прописных (определенную роль играет фактор частотности использования конкретных букв в языке);
• нехарактерные смешения;
• зеркальная обращенность букв.
Наличие таких ошибок не доказывает существования дисграфии, если эти ошибки единичны и нестойки. Обычно они исчезают к концу букварного периода.

Нарушения чтения:
• Вставка и пропуск отдельных букв;
• Замены букв и искажения звуковой структуры;
• Повторения, добавления, пропуск слов;
• Замены букв по оптическому сходству
• Замена одного слова другим;
• Низкий темп чтения;
• Недостаточное понимание прочитанного.
Категория: Блоги | Просмотров: 1102 | Добавил: bagira61 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 2
Очень полезная информация!

Лидия Митрофановна, Вы смотрите как специалист,учитель физики так бы не рассуждал. Спасибо за внимание.

Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог