Главная » 2015»Сентябрь»24 » Пути повышения учебной мотивации учащихся начальной школы
14:31
Пути повышения учебной мотивации учащихся начальной школы
Автор: Пухова Наталья Владимировна учитель начальных классов МБУ СОШ №86 г.Тольятти Самарской области
Пути повышения учебной мотивации учащихся начальной школы
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский
Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников. Формированию мотивации в целом способствуют: - общая атмосфера положительного отношения к учению; - включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, формы работы); - построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования - образная, ярко звучащая речь, укрепление положительных эмоций в процессе учения; - использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение; - построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся; - развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.
Приёмы повышения учебной мотивации в начальной школе Создание эмоционально – психологической атмосферы урока через организацию атмосферы доверия между учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе. Речёвки, стихи, настроение. Такая совместная с детьми работа способствует осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач (что мы сейчас с вами и делали) При включении ребенка в ситуацию интерактивной игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Прием ГОРОД ПОХОЖЕСТЕЙ И НЕПОХОЖЕСТЕЙ (Методика А.А. Нестеренко) Цель — развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления. В Городе Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет — каждому найдется место. Чтобы попасть в город, требуется пропуск. УПРАЖНЕНИЕ 4.1. — У меня в руках меховая шапка. На что она похожа? Возможные ответы: на котенка, крокодила, сугроб снега, медвежью берлогу. Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа, допустим, именно на крокодила: "С какой стороны надо смотреть, чтобы крокодила увидеть? А где у него хвост? Под водой? А что он сейчас делает? Когда каждый ряд учеников получил свой пропуск, заходим в город. Здесь загадочные предметы живут в окружении друзей, на которых они похожи. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с удовольствием рассказывают, что общего у них с героем загадки и что отличного.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.