Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2014 » Июнь » 1 » Речевая готовность к школе.
14:19
Речевая готовность к школе.
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ЧТО такое обучение грамоте?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы. Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка - дошколёнка читать, считать и писать как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимается в семье However.
Грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей - как речевого, так и психологического и физиологического.
Овладение письменной речью предусматривает: - наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли), - свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения , синонимы, антонимы, - свободное владение грамматическими единицами языка: использование в речи предложений разных конструкций - сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных - например, лес - лесник - лесной - лесничий - лесок придумывание новых слов по аналогии: учит - учитель, строит - строитель, пишет - кто? (Писатель), воспитывает малышей - кто? (Воспитатель), спасает людей - кто? (Спасатель); умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали - приехали - отъехали - объехали - поехали - заехали и другие, утка кря-кря - крякает - кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му - мычит) и др . - умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами, -. умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели ПОЧЕМУ ТАК важна речевая готовность к школе?
Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.) , низкий уровень связности речи и др. Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома. Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон: - фонетической (овладение звуковой стороной речи), - лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья), - грамматической (овладение грамматическим строем родного языка), - развития связной речи (умения строить диалог и монолог).
Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л. Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие. Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель - развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью: -. «Правильная речь» - речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок - « Хорошая речь »- речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения. (т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение) Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.
Подготовка детей к. обучению предусматривает работу по нескольким направлениям:
1.Воспитание звуковой культуры речи - развитие речевого слуха, четкой (. тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др) дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи, воспитание орфоэпической правильности речи.
2.Развитие словаря - обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.
3.Формирование грамматического строя речи - практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам , родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов - иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения - добр - добрее, тихий -. тише и др)
4.Развитие связной речи ( диалогической и монологической) - развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов - описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный / согласный звук», «ударение», «твердый / мягкий согласный звук», «ударный / безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова. Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие / противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов. Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.



Категория: Блоги | Просмотров: 900 | Добавил: bagira61 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
Рада. что он полезен коллегам. Спасибо за внимание.

Спасибо огромное. Очень своевременный материал.

Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог