РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ЧТО такое обучение грамоте?
Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы. Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка - дошколёнка читать, считать и писать как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимается в семье However. Грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей - как речевого, так и психологического и физиологического. Овладение письменной речью предусматривает: - наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли), - свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения , синонимы, антонимы, - свободное владение грамматическими единицами языка: использование в речи предложений разных конструкций - сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных - например, лес - лесник - лесной - лесничий - лесок придумывание новых слов по аналогии: учит - учитель, строит - строитель, пишет - кто? (Писатель), воспитывает малышей - кто? (Воспитатель), спасает людей - кто? (Спасатель); умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали - приехали - отъехали - объехали - поехали - заехали и другие, утка кря-кря - крякает - кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му - мычит) и др . - умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами, -. умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели ПОЧЕМУ ТАК важна речевая готовность к школе? Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.) , низкий уровень связности речи и др. Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома. Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон: - фонетической (овладение звуковой стороной речи), - лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья), - грамматической (овладение грамматическим строем родного языка), - развития связной речи (умения строить диалог и монолог). Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л. Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие. Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель - развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью: -. «Правильная речь» - речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок - « Хорошая речь »- речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения. (т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение) Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии. Подготовка детей к. обучению предусматривает работу по нескольким направлениям: 1.Воспитание звуковой культуры речи - развитие речевого слуха, четкой (. тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др) дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи, воспитание орфоэпической правильности речи. 2.Развитие словаря - обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей. 3.Формирование грамматического строя речи - практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам , родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов - иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения - добр - добрее, тихий -. тише и др) 4.Развитие связной речи ( диалогической и монологической) - развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов - описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения. 5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный / согласный звук», «ударение», «твердый / мягкий согласный звук», «ударный / безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова. Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие / противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов. Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.
✅
✅ |