Шабалина Наталья Алексеевна МКОУ Тутурская СОШ Учитель начальных классов
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: С.В.Михалков. Мой секрет. Цели обучающие: знакомство с новым автором и его творчеством, совершенствование техники чтения; развивать умение ставить и удерживать цель, оценивать свою работу Воспитывать интерес к творчеству поэтов, умение работать в парах и высказывать свое мнение Подготовка к уроку. Раздать детям распечатку с заданием для родителей, лучше бабушкам и дедушкам (анонимно) и попросить проследить, чтобы родители не подглядывали в интернет или книги. Уважаемые родители, пусть дети прочитают Вам отрывки из произведений, данные в таблице. Вам нужно заполнить 2 столбца. Знакомы ли строки (+ или -) Автор (если помните) В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью «Каланча» По фамилии Степанов И по имени Степан, Из районных великанов Самый главный великан - А у нас на кухне газ. А у вас? - А у нас водопровод. Вот. Кто лежит на трёх подушках Перед столиком с едой И, одевшись еле-еле, Не убрав своей постели, Осторожно моет щёки Кипяченою водой? Фоме говорят: - Наступила зима.- В трусах на прогулку Выходит Фома.
Ход урока. 1) Начнем урок как обычно с речевой разминки. А) На демонстрационном плакате печатные буквы согласных звуков (в разброс несколько строк) прнткдлстрвпдкнтрфцзст транкзщцхчвтлфдгпнцтрт трдллдзгцувфчцмчбтждлз Проводится конкурс между очередными 3-4 детьми: кто больше произнесёт звуков на одном выдохе. Б) Игра «Пойми меня». По интонации определить чувство, настроение На доске запись: И э а о у ы и (с ударением на о)- сама читаю с загадочным настроением Далее даю двум детям задание на листочках, с каким настроением прочитать. И э а о у ы и (с ударением на э)- с грустью И э а о у ы и (с ударением на у)- с восхищением. 2) Мотивационная часть. Учитель: Часто бывает, что люди знакомы с произведениями, но, к сожалению, не знают их авторов. Я просила вас прочитать дома родителям отрывки из стихотворений, чтобы они отметили, знакомы ли с ними. Поднимите руки, у кого родители узнали строки, т.е. поставили + в первом столбце. Поднимите руки, у кого родители узнали всех авторов (отметить похвалой родителей, которые написали поэта) Итог: строки знакомы многим, а вот авторов не все указали. Вернее сказать автора. Их написал один человек. Ваши родители читали эти произведения ещё в детстве. Нет ничего удивительного, так как поэту, написавшему их, было бы уже _ лет (корректируем по дате рождения 1913 г.) Он старше ваших бабушек и дедушек. Я принесла вам несколько его книжек. (Выставка на доске. Подобраны самые старые экземпляры.) Многие были изданы, когда ваших родителей еще не было. Представляете, у скольких ребят они побывали в руках за эти годы! Кто же этот замечательный поэт, стихи которого знают все дети и взрослые нашей страны. Найдите его ФИО в «буквенных джунглях». Б к е р щ в у с п а Т м и х а л к о в к ь е й с ж к м о т е д н п е у о в л а д и м и р о в и ч у а с б к г л п п с е ф р п ф е ч е ш а н у с к о й п м х ц я к о На экране появляется: портрет поэта с медалью «Герой труда» , Михалков Сергей Владимирович, годы жизни 1913- 2009 - Посмотрите на портрет. Каким вам представляется этот человек. Высказывания детей. Обращаю внимание на медаль и называю её. Прошу высказать мнение, за что мог ее заслужить. Обобщаю сказанное. - Ведь настоящий труд – писать такие стихотворения, которые учат добру, справедливости, честности, высмеивают лень, жадность, могут развеселить в трудную минуту. Первые стихи поэта появились в журналах и газетах, когда ему было всего 15 лет. Он и герой Великой Отечественной войны. Был корреспондентом фронтовой газеты. 3) Постановка (уточнение) темы. - Ребята, у вас есть секреты? Вот и у Сергея Владимировича Михалкова был свой секрет. Он даже написал о нем стихотворение. Оно так и называется «МОЙ СЕКРЕТ». Какую цель нам нужно поставить исходя из названия? (раскрыть секрет поэта) 4) Словарная работа проходит в форме упражнения «фотоглаз». На слайде появляются слова и их значения на несколько секунд, дети должны успеть их прочитать. фантазия воображаемое, придуманное проказить баловаться, шалить озорной веселый, шаловливый багаж груз пассажира держава гордое название страны физминутка 5) Целевая установка на чтение. - Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте догадаться, о какой стране в нем идет речь.(читаю сама) 6) Беседа по целевому вопросу. (Страна Детство) 7) Повторное «жужжащее чтение». Перечитайте стихотворение, а потом проверим вашу догадку. 8) Анализ произведения с выборочным чтением. - Какие строки говорят о детстве? (Увидел свет. Исполнилось и 5, и 10 лет) - Каким С.В.М. вспоминает свое детство? (веселым) Найдите слова, подтверждающие это.(фантазии, проказы, озорные затеи) - В парах обсудите орфографическую правильность написания этих слов. Выскажите предположение о том, почему поэт их так написал. ( Это жители страны Детства) - Подумайте, какое настроение поэт передал в этих строках. (Радость при воспоминании о детстве) Попытайтесь прочитать, передавая интонацией его настроение. Читают несколько человек, обсуждаем, у кого получилось лучше. - Найдите выражение, говорящее о том, что детство поэта уже в прошлом. ( простились навсегда) - Какое чувство охватывает человека, когда он навсегда прощается с чем-то хорошим, дорогим? (грусть) Найдите строки об этом и прочитайте с нужной интонацией. - С.В. Михалков необыкновенный человек. Что он может сделать, как волшебник? (вернуться в детство) - Как об этом говорит? (Хочу назад. А я могу!) - Догадались ли вы, о каком секрете он пишет? (Как вернуться в детство.) Как он об этом говорит? (Как я уже десятки лет живу и тут и там) - Сергей Владимирович, конечно, шутит, что не откроет секрет. Он знает, что внимательные дети сами его разгадают. Какую цель ставили, начиная работать над стихотворением? Может быть, уже кто-то раскрыл секрет? (говорят как догадались) В зависимости от ответов детей следующие вопросы будут уточняющими или наводящими. - Найдите в тексте названия предметов, которые помогают вернуться в детство (бумагу, ручку и тетрадь). - Описывает ли поэт путь из страны взрослых в страну детства? Почему? 9) Выход на идею стихотворения. - Только ли Михалков может возвращаться в детство? (Идея: попасть можно куда угодно в воспоминаниях, фантазиях) 10) Рефлексия. - Оцените урок с любой точки зрения по своему выбору. На доске запись: - с точки зрения заинтересованности какой-то работой, заданием; - с точки зрения трудностей; - с точки зрения достижения цели. Дети высказываются в свободной форме. Д.з. Отчитать с выражением, по желанию выучить.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.