Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Упражнения, направленные на подготовку учащихся к нарисанию сочинения-рассуждения(часть 3,ЕГЭ)
14:24
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к нарисанию сочинения-рассуждения(часть 3,ЕГЭ)
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения –рассуждения( часть С1 ЕГЭ).
УПРАЖНЕНИЯ
1. Подберите к приведённым тезисам собственные доводы, примеры. В каких случаях уместна опровергающая аргументация?

1) Красота спасёт мир.

2) Успешные люди- это те, у кого деньги и власть.
3) Добро должно быть с кулаками.
4) Интеллигентность- качество, присущее только образованным людям.
5) Не нужен клад, коли в семье лад.
6) Настоящий друг никогда не будет лгать, даже если это - ложь во спасение.
7) В судьбе природы - наша судьба.
2. Какие из приведённых понятий , по вашему мнению, подходят для рассуждения с дефиницией? Обоснуйте ответ. Напишите ваш вариант рассуждения, используя одно из приведённых слов.
Гордость, достоинство, трудолюбие, вдохновение, работоспособность, ученик, писатель, катастрофа.
3.В приведённом примере укажите тезис( если тезис явно не выражен, сформулируйте его), определите способ аргументации.
Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
(По В.А. Сухомлинскому)
4. Свяжите с идеей пользы/вреда для убеждаемого следующую информацию .
1. Все компьютерные игры вредят развитию ребёнка.
2. Нужно, чтобы в стране не осталось ни одного детского дома.
3. В любых жизненных ситуациях нужно быть настойчивым.
5. Прочитайте отрывок из текста, определите проблему, укажите номера предложений, в которых, на ваш взгляд, выражена авторская позиция, укажите способ аргументации.
(1)Недавно я вспомнил статью, которую прочитал в газете двадцать лет назад: «Промысловиками китобойной флотилии «Дальний Восток» добыт абсолютно белый кит». (2)Молодой учёный В. Латышев, находившийся в этом рейсе на флотилии, рассказал: «Встреча с легендарным китом произошла в Тихом океане. (3) Под вечер на горизонте китобои заметили скопление китов. (4)Среди тёмно-серых плыл белый кит. (5)Точный выстрел гарпунной пушки – и белая громада на лине. (6) Наконец лебёдки втянули на слип белоснежную тушу... (7)На земном шаре животные – альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко », – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему.
(8)За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. (9) Низкие лучи золотят зыбь. (10)Волны тёмно-синие, густые. (11) Над океаном пахнет рыбьей странной жизнью. (12) Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13)Среди стада плывёт белый красавец.(14)Один на десятки тысяч.
(15)Гарпунёр идёт к пушке, ему убить Белого кита – раз плюнуть: море спокойно, а мерцающую белую цель видно и под водой. (16)Латышев кричит: «Белого, белого!» (17) Хлопает выстрел.
(18)Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19)Я понимаю глупое любопытство матросов. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.
(По В. Конецкому)
6. Прочтите два стихотворения М.Ю. Лермонтова и выполните задания, заполнив сопоставительную таблицу.

К ***
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку -
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала - я тебя не знал!
Молитва

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою…» «Молитва»
Постановка проблемы, тип проблемы, в каком стихотворении проблема выражена ярче? Можно ли в стихотворении «Молитва» выявить проблему?
Прокомментируйте проблему, актуальна ли она? Какое стихотворение больше созвучно мироощущению современного поколения?
Аргументируйте собственную позицию, приводя примеры из художественной литературы или из личного жизненного опыта.
7. Прочитайте стихотворение Н Заболоцкого «Некрасивая девочка» и выполните данные ниже задания.


Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


1.На каком материале автор раскрывает проблему?
2.Какие эмоции автора выражены в стихотворении, укажите соответствующие строчки.
3.Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
4.Осуждает ли автор мальчишек?
5.Приведите примеры произведений Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя и других
писателей 19-20 века, в текстах которых рассматривается подобная проблема( укажите название произведения и имена героев).

8. Прочитайте текст, в котором отсутствует тезис или его часть. Сформулируйте тезис самостоятельно.

(1)... (2)Подчеркнём, что эта красота непосредственно связана с игрой цветов на их поверхности. (3) Это проявление свойств фотонного кристалла, поэтому опал можно по праву назвать природным фотонным кристаллом. (4) Правда, при этом следует оговориться, что кристалл этот далёк от идеального. (5) В природных фотонных кристаллах обычно оказывается множество дефектов – лишние кварцевые сферы или пустоты, которые придают переливам цветов даже бόльшую насыщенность, но в то же время делают их непригодными для применения в технике. (6) Поэтому для нужд современной оптики необходимо научиться создавать искусственные опалы, позаимствовав общую идею у природы.

9. Прочитайте автобиографическое стихотворение Б. Пастернака «Нобелевская премия», выявите несколько проблем, указав их категории (философская, социальная, политическая, нравственная), приведите свои аргументы.

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

10. Частично согласитесь с приведённым тезисом и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».
1. Человечество- реальная угроза планете.
2. Чем дольше человек живёт, тем больше совершает ошибок.
3. Телевидение несёт только негативную информацию.
11. Заполните таблицу, подобрав к каждой проблеме соответствующее литературное произведение писателей и поэтов 18-20 вв.
Проблема Название литературного произведения
1. Проблема взаимоотношения поколений
2. Проблема исторической памяти
3. Проблема человеческой отзывчивости , взаимопомощи
4. Проблема нравственного выбора
5. Проблема сохранения и развития русского языка
6. Проблема наследственности и воспитания
7. Проблема понимания красоты

12. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой, прокомментируйте авторскую позицию к поставленной проблеме ( позитивная, негативная, нейтральная, двоякая).
«Не с теми я, кто бросил землю»

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Категория: Блоги | Просмотров: 3092 | Добавил: kfhbcjxrf1979 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
Работа по развитию речи сложная. Поэтому любая деятельность в этом направлении приветствуется.

Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог