Главная » 2013»Ноябрь»16 » Внеклассное мероприятие по биологии и экологии «Гринпис»
10:59
Внеклассное мероприятие по биологии и экологии «Гринпис»
Внеклассное мероприятие по биологии и экологии «Гринпис» Автор: Попутникова Наталья Семёновна, учитель биологии, МКОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа»
Возрастная категория: 8-11 классы Цель: привить бережное и чуткое отношение к окружающему миру, воспитывать толерантное обращение к растениям и животным, расширить кругозор, сформировать практические навыки, позволяющие выжить в условиях окружающей среды. Действующие лица: учитель, ведущий 1, ведущий 2 Форма проведения: конкурсная программа
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы немного времени уделить всему тому, что нас окружает каждый день. Много веков прожил человек на планете Земля, но только в последнее время он стал задумываться, что исчезли разнообразные птицы и звери, прекрасные леса и луга заросли, оскудели водные просторы, истощилась земля. Что же произошло? Развитие цивилизации привело к такому глобальному нарушению природного равновесия, что можно смело судить об экологической катастрофе. Даже в космосе вокруг Земли образовалась свалка металлолома из брошенных спутников, исследовательских аппаратов. К сожалению, многие люди до сих пор не понимают важность сохранения флоры и фауны Земли. Человек - эгоист. Он замечает плохое только тогда, когда оно начинает задевать его интересы. И вот, когда изменения в окружающей среде достигли таких масштабов, что стали приносить ощутимый вред даже для мировой экономики, люди забили тревогу. Ведущий 1: Да, это не шутка. На самом деле сегодня нам бы нужно убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности. Ведущий 2: Что вымирающие виды животных и растений никогда не превратятся в исчезнувшие виды. С лица Земли исчезло 86 видов млекопитающих, 104 вида птиц, 20 видов рептилий, 5 видов амфибий, 81 вид рыб, 322 вида беспозвоночных. Причём последние классы мало изучены, и, может быть, в настоящее время исчезли и исчезают вообще неизвестные виды животных. По прогнозам учёных в ближайшие 20-30 лет под угрозой исчезновения окажутся около 1 млн. видов растений и животных, а всего на Земле 2 млн. видов. Ведущий 1:Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающие. Ведущий 2:И сразу первое задание! За каждое задание начисляется 5 баллов. Судить вас, уважаемые игроки будет жюри в составе (называются Ф.И.О. судей). Баллы снимаются за неточность, не до конца доделанное задание. И прибавляться за активность. Ещё одно условие - за неверный или не дающийся ответ на вопрос ход переходит соперникам. Ведущий 1:Второе задание называется-Гринпис, прямо как тема нашего
ток-шоу. Вам необходимо представить какое либо животное или растение, которое будет защищать ваша команда, и написать лозунг, подтверждающий вашу приверженность. По истечении времени капитан команды выходит на сцену и комментирует своё задание. Ведущий 2: Прекрасна и разнообразна природа нашей планеты, но много ли мы знаем о том, кто живёт рядом с нами, как сберечь эту красоту? Почему, желая помочь природе, мы наносим ей вред? Наша встреча устроена так, чтобы мы много узнали интересного о природе нашей планеты, поиграли и пообщались друг с другом. Ведущий 1: Следующий конкурс называется «Изображай-ка». Вам необходимо по очереди изобразить животное, которое вы вытяните. Команда 10 класса приглашается на сцену. ( учащиеся поднимаются на сцену, вытягивают жетон и по очереди изображают то животное, которое обозначено на нём). Животные: попугай, ворона, тигр, кот, лама, бык, скунс, бобр, жираф, лошадь, кенгуру, муравей, антилопа, акула, жаба, шимпанзе, синица, орёл. Учитель: Ребята, вы очень хорошие актёры! А теперь продолжаем дальше. Ведущий 2: Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало, Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. Эти прекрасные слова принадлежат русскому поэту Афанасию Афанасьевичу Фету. Ведущий 1:Конкурс, который мы сейчас устроим, называется «Абракадабра». В этой игре в словах переставлены местами буквы. Игрокам необходимо расставить буквы на свои места и угадать заданные слова. Чья команда быстрее закончит – подаёт сигнал. 1.ньфилед (дельфин) 6.корна(норка) 2.ипталона (антилопа) 7.малин (налим) 3.никайлиш (лишайник) 8.набиря (рябина) 4.тлесвякоч (светлячок) 9.йеварум (муравей) 5.сонрагтой (горностай) 10.кёрох (хорёк) Ведущий 2: Молодцы, ребята! А теперь послушайте, какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь, а главное никто не знал как это получилось Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они наверное очень удивились, а может быть даже возмутились. Ведущий 1: А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившиеся цветы и те, на которых ещё были бутоны. Словом всё подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи - тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу. Ведущий 2: Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы. А ведь во всём и всюду должна царить гармония. Ведущий 1: И опять для вас конкурс. Он называется: «В гармонии с природой». На сцену приглашается 3 капитана. Каждому даётся одинаковое задание - создать пословицу о взаимоотношении с природой. Пословица составлена из набора букв. Нужно читая определённую букву восстановить смысл пословицы. Кто быстрее - тот одержал победу. (Набор букв: ккеткоеззкеемклеюклееклеекеетк,еткоегкоезкемклея кжеаклеекеетк). Ведущий 2: В это время остальные члены команды должны дополнить вторую часть поговорки или крылатой фразы, которую я им буду предлагать. 1.Слово не воробей, (вылетит-не поймаешь). 2.Стройная, (как осина). 3.Волка (ноги кормят). 4.В своём гнезде ворона коршуну( глаз выклюёт) 5.Всякая птица своё (гнездо любит). 6.Кулик до воды охоч (а плавать не умеет) 7.На своей улочке и (курочка храбра) 8.Грач на горе - (весна на дворе) 9.Прилетел кулик из заморья (вывел весну из затворья) 10.Синица в избе - (зима на дворе) 11. Гусь летит - (зимушку на хвосте тащит). 12.Кулик не велик, а (всё-таки птица). 13.Была бы падаль, а (вороньё налетит) 14.Всякая птица свои (песни поёт). 15.Упрямый (как баран). Ведущий 1: А теперь предоставим слово капитанам (капитаны предлагают версию пословиц). Учитель: Наши капитаны замечательно постарались в защиту своих команд. Ведущий 2: Хотелось бы отметить, что экология – наука о том, как все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде. Все мы - люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. Ведущий 1: За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и в природе, установилось равновесие. Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает и равновесие сохраняется. Если же в этой цепочке разрушить какое-либо звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится и произойдёт экологическая катастрофа. Ведущий 2: Наш следующий конкурс называется « Порешай-ка». Я вам сейчас буду предлагать экологические задачи, посовещавшись в команде, вы должны предложить путь выхода из создавшейся ситуации. 8 класс. Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель, в то время как лиственница и лиственные породы более устойчивы. Объясните с чем это связано. (Ответ: разная степень устойчивости к пыли и газам связана с разной продолжительностью жизни листьев хвойных и лиственных пород.) 9 класс. Зимой для таяния ледяной корки на дорогах используют соль. Это способствует значительному сокращению ДТП. Опишите , какие изменения происходят в водоёме и в почве рядом с дорогой. Как и почему может измениться состояние травы и придорожных деревьев? ( Ответ: соль смывается с дорог водными потоками в водоёмы и почву. В результате засоления изменяются условия обитания водных и почвенных организмов. Большинство из них не способны выживать при высоких концентрациях солей. Растения высыхают и погибают от обезвоживания.) 10 класс. В России на протяжении веков изготавливали ивовые прутья, бересту, берёзовый сок, берёзовые веники, кору с ивы, лыко с липы, живицу (смолу с сосны.) Опишите, какой вред природе наносят эти промыслы. Укажите степень вреда природе, наносимого промыслами. ( Ответ: заготовка ивовых прутьев - самый минимальный из перечисленных ущербов, т.к. срезаются легко возобновляемые ветки предыдущего года. Ива быстро размножается и семенами, и вегетативно, поэтому изъять из природы все запасы сырья сложно. Получение берёзового сока и живицы – деревьям наносится значительный урон, поскольку через надрезы в коре проникает инфекция. Промысел бересты, коры ивы, липового лыка – самый максимальный из перечисленных промыслов. Повреждения гибельны для деревьев, т.к. с молодого дерева снимается кора «кольцом» из-за чего полностью прерывается ток органических веществ через луб и дерево погибает. Даже если кора снимается «полукругом» дерево не выдерживает более двух - трёх операций, в результате чего возобновление леса нарушается. Ведущий 1:Вы замечательно справились с заданиями. Таким образом, человек недавно понял, чтобы всё – таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, надо очень серьёзно изучать законы природы. А сейчас мы проведём заключительный конкурс, он называется « Отвечай-ка». По очереди командам я задаю вопрос ваша задача – быстро ответить. 1.Какие птицы не садятся на землю? (стрижи, ласточки).
2.Где ночуют белые куропатки? (под снегом). 3.На латинском языке название этого насекомого « Сверчок- крот». Чего он только не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поёт. Кто это? (медведка) 4.Какое животное даёт самое жирное молоко? (тюлень, 43%) 5.За что зайца прозвали косым? (глаза у зайца выпуклые и располагаются по бокам головы, что даёт ему обозрение на 360 градусов). 6.Местные жители Алтая утверждают, что это животное сочетает в себе качества нескольких домашних животных: даёт молоко как корова, стригут шерсть как с овцы, хвост у него как у лошади, а хрюкает как свинья. О ком идёт речь? (як) 7.Какое растение поднимается из воды с восходом солнца и вновь опускается на дно после его захода? (кувшинка) 8.Мех какого грызуна считается самым ценным и дорогим? (шиншилла). 9.Какая птица возит своё гнездо и птенцов на себе? (чомга) 10.Может ли утка питаться лягушками? (нет, у неё цедильный ротовой аппарат). 11. Какие растения способствуют очищению воздуха? (на улицах городов – тополь, вяз; в помещениях – хлорофитум, пеларгония). 12.Как в лесу обойтись без мыла? (трутовики, зола, мыльнянка). 13. Как спастись от комаров безвредными средствами? (дымовая завеса, ветка луговой ромашки, запах гвоздики, ветка черёмухи). 14. Какое животное лечит от рака? (для лечения опухолей используют акулий хрящ.) 15. От чего может вылечить домашняя кошка? (в семьях, где она живёт реже бывают сердечно- сосудистые заболевания). Ведущий 2: А теперь мы предоставляем слово нашему компетентному жюри. Ведущий 1: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями. Вы настоящие знатоки природы. И позвольте мне нашу встречу завершить замечательными строками. Нам жить в одной семье. Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полёте. Давайте сохраним ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте. О, как природа – мать Терпима и добра! Но, чтоб её лихая участь не постигла, Давайте сохраним на стержнях - осетра, Касатку в небесах, В таёжных дебрях - тигра, Коль суждено дышать Нам воздухом одним, Давайте - ка мы навек объединимся, Давайте наши души Вместе сохраним, Тогда и на земле мы сами сохранимся!!! Учитель: Я надеюсь, ребята, что после нашей встречи вы ещё активнее будете помогать окружающей среде, гармонично с ней уживаясь и радуясь всему тому, что в ней происходит. Удач вам и успехов!
Используемые источники:
1.http://pandafriends.ru/mezhdunarodnaya-krasnaya-kniga/- с лица Земли исчезло 2.http://netler.ru/page-mood/pm-24.htm- стих «Я пришёл к тебе с приветом» 3.http://ds197.centerstart.ru/node/124- задачка про цветочных мух – тахин. 4.http://www.prinas.org/forum/1176 -стих «Давайте сохраним ромашку на лугу» 5.Жигарев И.А. Основы экологии 10(11) класс; Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н. М. Черновой «Основы Экологии» - М.: Дрофа, 1996 6.Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология: 9 класс,- М.: Дрофа, 1995
Уважаемая Ольга! Судя по вашим смайликам, я правильно поняла, что моё мероприятие вызвало у вас восторг? Спасибо, если я правильно поняла. С уважением, Попутникова Н.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.