Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Иностранные языки

Особенности интеллектуального развития младших школьников

Одинаева Зарина Махмадшоевна
Особенности интеллектуального развития младших школьников
Одинаева Зарина Махмадшоевна,
3 курс специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Аннотация: в данной статье автор раскрывает понятия «интеллект», «интеллектуальное развитие», также представлены особенности интеллектуального развития младших школьников и рассматривается уровень сформированности психический функций младших школьников на уроках: внимание, восприятие, мышление, память, речь.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, интеллект, младшие школьники, психические процессы.
В условиях перехода общества на информационную стадию интеллектуального развития человека она становится особенно актуальной, поэтому проблема интеллектуального развития учащихся в современной школе придается основное значение.

Психологи установили, что основы интеллекта формируются преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психолог Л. С. Выготский отмечал, что интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте приводит к качественной перестройке восприятия и памяти.

В «Педагогическом словаре» отмечается, что интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем. Отечественная психология, как указывается в словаре, исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности[4].

Согласно трактовке академика Н.Н. Моисеева, интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.
Интеллектуальное развитие - важнейший аспект воспитания подрастающего поколения. Успех интеллектуального развития ученика достигается главным образом в классе, когда учитель остается наедине со своими учениками. А его способность организовывать системную познавательную деятельность зависит от степени заинтересованности учеников в обучении, уровня знаний, готовности к постоянному самообразованию, что доказано современной психологией и педагогикой[2, c.78].

Значительный вклад в раскрытие и решение проблемы интеллектуального развития внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и другие.

В современной системе образования младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка примерно от шести до одиннадцати лет. В настоящее время исследователи сходятся во мнении, что оптимальным периодом интеллектуального развития является дошкольный и особенно младший школьный возраст. Вот эта возрастная стадия ребенка имеет свою собственную готовность к развитию определенных аспектов интеллекта. Готовность определяется наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокие результаты при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями[1, c.122].

Для младшего школьного возраста характерны определенные уровни интеллектуальных способностей, таких как память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание кроме того, эти способности делятся на разные уровни. Существуют также общие интеллектуальные способности и специальные способности.

Формирование интеллекта ребенка требует разного развития познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта - одна из центральных задач гармонического развития личности. Забота о воспитании растущего интеллекта является задачей семьи и школы [3, c.89].

Возрастные особенности развития интеллекта детей, результаты новейших исследований в психологии и педагогике, практический педагогический опыт - все это позволяет создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку. Данная система предусматривает реализацию учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка, в процессе изучения языкового материала и на его основе одновременно формируется и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств личности.

По мнению современных исследователей, основные психические функции, в том числе интеллектуальные, развиваются на первом году жизни. Многие авторы считают возраст 8-12 лет одним из критических периодов интеллектуального развития. Что касается теории психолога Пиаже, то и в соответствии с данными, полученными психологами Терстоном и Бейли, к 6 годам интеллектуальное развитие составляет уже более трети, к 8 годам - половину, а к 12 годам - три четверти. Таким образом, младший школьный возраст - это возраст интенсивного интеллектуального развития.

Когда ребенок приходит в школу, у него закладываются навыки и умения учебной деятельности, а задача начальной школы – научить школьника учиться. В процессе учебной деятельности младшие школьники не только усваивают знания, умения и навыки, но и учатся ставить цели, находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Психические процессы у младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие свежее, широкое и острое, но мало дифференцированное. Дети этого возраста не способны провести целенаправленный анализ наблюдаемого и выделить самое главное. Однако постепенно восприятие становится управляемым, оно освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой прежде было неразрывно связано, и место организованного наблюдения увеличивается. Характерной чертой этого возраста является слабость произвольного внимания. Лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Внимание неустойчиво, из-за слабых процессов торможения.

Память младших школьников развивается в направлении возрастания произвольности, сознательного управления ею и увеличения объема смысловой, вербальной и логической памяти. Воображение у детей очень живое, яркое, с характерными чертами необузданного воображения. Но постепенно воссоздающее воображение развивается и совершенствуется, оно становится более реалистичным и управляемым. Творческое воображение также развивается, и новые образы создаются на основе обработки прошлого опыта.

В младшем школьном возрасте начинают формироваться учебные мотивы, познавательные потребности и интересы, развиваются приемы и навыки интеллектуальной деятельности, выявляются индивидуальные особенности и способности детей, развиваются навыки самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции и самооценки. Под влиянием обучения у младших школьников все познавательные процессы перестраиваются. Младшие школьники постепенно начинают осваивать свои умственные процессы, учатся управлять восприятием, вниманием, памятью, мышлением.

Специфика содержания интеллектуального развития на разных этапах начального образования дифференцируется в зависимости от возрастных особенностей детей. Основной задачей развития первоклассников является совершенствование зрительного и образного мышления. Во 2-м классе совершенствуется наглядно-образное мышление, закладываются основы для формирования вербально-логического мышления. Основной упор в интеллектуальном развитии учащихся 3-4 классов делается на формирование вербально-логического понятийного мышления, совершенствование внутреннего плана действий [5, c.42].

Таким образом, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для интеллектуального развития. В этом возрасте закладываются мотивы обучения; начинают формироваться познавательные интересы; навыки и умения интеллектуальной деятельности; выявляются индивидуальные особенности и способности детей; начинается процесс усвоения нравственных и социальных норм; закладываются навыки общения со сверстниками. Происходит интеллектуализация всех аспектов психического развития (память, восприятие, внимание, мышление, воображение), их осознанность и произвольность.

Библиографический список:

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения русскому языку: пособие для учителя. / Г.А. Бакулина. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 240с.
2. Костенко С. Л. Использование современных информационных технологий при обучении в начальной школе в условиях реализации ФГОС: материалы VI Международной научной конференции// Проблемы и перспективы развития образования.— 2015.-№6-С. 178-180
3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт Петербург: Питер, 2011. - 583с.
4.Педагогический словарь/ Вокабула.рф -http://www.вокабула.рф/словари/педагогический-словарь/интеллект (дата обращения 13.12.18).
5.Рамзаева Т.Г. Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы: пособие для учителей./Т.Г.Рамзаева.- Москва: Дрофа, 2010. – 156с.
Категория: Иностранные языки | Добавил: Zarina29 | Дата: 20.11.2020
Просмотров: 3714 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог