Как сделать урок интересным? Как увлечь детей процессом учёбы? Как повысить их мотивацию к учебной деятельности? Как нужно провести урок, чтобы дети, покидая класс, не хотели оттуда уходить? Как добиться того, чтобы, проходя по коридору школы мимо мило беседующих школьников, услышать не какой-нибудь новенький анекдот, а услышать отзывы об уроке, увидеть сияющие глаза своих учеников? Как? И ещё много и много раз этих как, как, как?... Да очень просто: надо, во-первых, просто любить детей, уважать их, относиться к ним как к личности. А во-вторых, и это немало важно, любить свой предмет, подходить к каждому уроку с душой, творчески, постоянно быть в поиске новых методов, приёмов, средств обучения. Современное образование требует именно этого: уметь услышать каждого ребёнка, понять его и помочь раскрыться как индивидуальной личности. Я стараюсь придумать что-нибудь интересное, увлекательное, чтобы заинтересовать детей своим предметом. И поэтому поделюсь своими находками. 1. При изучении темы "Образование Präteritum" я сочинила детям вот такую сказку: "Жили-были глаголы: сильные, слабые и неправильные. Они были модниками и очень любили наряжаться. У них уже было несколько нарядов: Präsens, Perfekt, но вот появился новый костюмчик Präteritum. Да такой хорошенький, ладненький, простенький….! И решили глаголы его примерить на себя. Сначала слабые глаголы его надели. Но так как они были слабые, слабовольные, у них не хватило сил и воли долго одеваться, и они взяли от него только маленький лоскуток: -te, который назвали суффиксом. Затем костюмчик Präteritum перехватили сильные глаголы. И стали они его надевать, просто разрывая на лоскутки: и –en, и букву гласную у себя в корне поменяли. В общем, нарядились, как могли и стали не похожи на себя до неузнаваемости! Ну что поделаешь тут, они сильные, наглые, им всё позволено: что хотят, то и творят. Настала очередь наряд примерить глаголов неправильных. Они всегда были какие-то неправильные, странные и смешные. Посмотрели они на слабых глаголов, потом на сильных и поняли, что им трудно что-то выбрать, определиться. И приняли решение: надеть сразу все лоскутки наряда--- и -te (суффикс), и –en (окончание), и букву гласную в корне тоже поменять. Вот так и нарядились все и стали ждать новых нарядов” . 2. При изучении алфавита и буквосочетаний второклассникам легче их запомнить, если о них рассказать таким образом: "Жили-были буквы, и очень они любили ходить в лес гулять, совершать разные открытия. Но по одной ходить опасались: всё чаще отправлялись туда по двое. Пошла буква e в лес погулять и взяла с собой букву i. Идут они, лес рассматривают. Вдруг что-то в кустах как зашуршит!… Так буквы e и i испугались, побежали со всех ног домой, в алфавит, а дорогой всё кричали: ай! Ай! Ай! И теперь, когда в словах стоят рядом, так и читаются: ай. В следующий раз отправилась в лес буква e уже с буквой u. Но и опять им не повезло. Кто-то на дереве как запищит, ветками затрясёт. И опять пустились буквы eu на утёк. Всю дорогу бежали и кричали: ой, ой, ой! И ты теперь во всех словах их так читай!
Пошли погулять в лес буквы a и u. Долго ходили, темнеть стало. И поняли они, что заблудились, и начали кричать во весь голос: ау! Ау! Ау! Их, конечно, нашли, но с тех пор, когда они вместе встречаются, то по привычке говорят: ау! И ты их так во всех словах теперь читай! Заболела буква h, простудилась. Но погулять-то хочется! И решили буквы гласные a, e, u, o гулять с ней по очереди каждый день в их любимом лесу. В понедельник пошла с ней буква a. Идут, идут, деревьями любуются. А буква h была ведь больная, невнимательная. Она отвлеклась на минутку, зацепилась за ветку, сидит и плачет. А её подружка буква a пошла дальше. Ведь h даже на помощь позвать не может, ведь у неё горло болит. Оглянулась буква a ---нет её подруги! Бежит из леса и кричит:a! С тех пор, когда буквы a и h стоят в середине слова вместе, то произносится только буква a, так как буква h до сих пор на неё обижается. Во вторник отправилась с h буква e. Но опять ей не повезло: увидела красивую бабочку, побежала за ней и отстала от подружки e. Бегает её подруга по лесу и кричит: e, e, e. А когда в словах рядом оказываются, букве h стыдно за своё поведение в лесу и она молчит. В среду пошли вместе u и h. Долго гуляли, устали и присели отдохнуть. Буква h первая проснулась, и захотелось ей букву u порадовать. Он пошла на полянку, где видела красивые цветы, но по дороге в яму провалилась. Сидит в яме, кричит, но горло простужено и её не слышно. Долго бегала буква u по лесу, завывая у-у-у. Так и ушла домой одна, не нашла свою подругу. С тех пор в словах, стоя рядом с h, букву u слышно, а h нет (да и обижается та до сих пор ещё…). В четверг пошла буква o с h погулять. Но опять неприятность приключилась: буквы в лесу поссорились, и h отказалась с o разговаривать. И теперь стоят в словах рядом, но говорит только буква o: она просит простить её, но буква h молчит…. Надоело букве h ходить в лес со своими подружками гласными буквами. Пошла она вместе с буквой согласной s. Но тут к ним пристала буква c и просит взять её с собой. Ну что ж! Пошли втроём. Да так хорошо погуляли, пошутили, пошумели. А когда возвращались, то всю дорогу шептали: ш-ш-ш. Теперь и в словах, как только вместе соберутся, так и начинают по привычке шептать: ш-ш-ш. А если к ним прибавится ещё буква t, то получается и вовсе чудно: ч-ч-ч. Смешная буква j очень любила петь. Но с кем бы она вместе не пела, её голос всегда менялся. Если запоёт с буквой a, то звучит я. Поёт с буквой u---выходит ю. Спела с буквой o и вовсе получилось ё. А с буквой e у них зазвучало е. Вот такая она артистка-пародистка.” Аналогично можно составить сказки обо всех буквосочетаниях. Дети так быстрее их запоминают. А ещё бывает, что они интересуются здоровьем буквы h, не болеет ли она больше.
3. Чтобы лучше тренировать учащихся в составлении монологического высказывания, я использую ,,рассказ по цепочке”. Первый ученик говорит первое предложение, второй---второе предложение и так далее. Плюсом в данном виде деятельности является то, что дети всегда внимательно слушают друг друга, ведь предложения должны быть связаны между собой. Таким образом, весь класс задействован в работе, а не сидит и отвлечённо смотрит в окно.
4. При изучении цветов я использую картинку с изображением контуров девочки. Далее я называю части тела и говорю, какого они цвета, а школьники раскрашивают.
5. На повторительно - обобщающих уроках использую свой ,,чудо-цветок”. На листе А4 нарисован цветок, но лепестки у него бесцветные. На обратной стороне листа карман, в котором лежат разноцветные лепестки этого цветка. За каждое правильно выполненное задание учащиеся берут из конверта лепесток и закрывают бесцветные лепестки цветка. В конце урока видно, кто как работал: у кого цветок из бесцветного превратился в красивый красочный, а у кого остался наполовину красочным, а на половину бесцветным.
6. В начале учебного года во всех классах учащиеся пишут о том, чего они хотят достичь в этом учебном году. А в конце первого полугодия мы читаем эти "планы", подводим итоги, делаем выводы. И, конечно же, пишем свои стремления на второе полугодие. Таким образом, у детей уже с первых уроков заложено желание учиться, стремиться достичь поставленных целей. В заключении мне хотелось бы сказать, что учитель--- это творец. Творец не только на уроке, но и творец ученических душ. Поэтому он должен "вывернуться наизнанку", но добиться того, чтобы дети хотели учиться и учиться хотели бы хорошо, с душой. |