Аннотация: взаимодействие классного руководителя с родителями младшего школьника является важным звеном построения воспитательной работы, так как фундаментом является среда жизни и развития ребенка, где закладываются стереотипы личности. Ведущую роль в этом играет семья.
Для формирования целостной личности младшего школьника, способной познавать окружающий мир, развивать навыки творчества в области саморазвития, самоуправления, осмысливать все жизненные перипетии, находить выход из создавшейся ситуации, необходимо обратить внимание на взаимодействие образовательной организации и семьи.
Современное общество требует новых поисков в обучении и воспитании младшего школьника. Обучение и воспитание – это целостный процесс, ведущую роль занимает классный руководитель, а связующим звеном являются родители.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Как только первый раз ученик переступил школу и стал первоклассником, возникает контакт между учителем и родителем. Именно от форм и методов работы будет зависеть успех воспитательной и учебной деятельности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования ведущим звеном является системная работа через установление партнерских отношений между коллективом школы и семьёй каждого ученика, через создание благоприятной атмосферы и общих интересов.
Для достижения положительных результатов моя работа как классного руководителя с родителями ведётся в системе, и чтобы данная работа была действенной, необходимо обучать и обучаться, обмениваться накопленным опытом, обсуждать насущные проблемы детского коллектива и отдельно взятой личности, а также искать совместные пути их решения.
Для того, чтобы правильно выбрать формы и методы работы с родителями, необходимо учитывать потребность и заинтересованность не только классного руководителя, но и родителей, которые готовы к активной деятельности, к взаимодействию с детским коллективом, так как многие проблемы, такие как повышение мотивации успеха, профилактика и предупреждение правонарушений и другие можно решать только, взаимодействуя с родителями
Одной из наиболее распространённой формой коллективной работы является родительское собрание. Главным преимуществом является большой обхват, получение информации. Не для кого не секрет, что с каждым годом обучения школьника родители реже посещают родительские собрания, объясняя это загруженностью на работе, отчетностью классного руководителя по текущей успеваемости, да и просто – неинтересно. Пересмотрев отношение родителей, я стала проводить собрания по определенному сценарию, где имеет место быть круглый стол, дебаты, проигрывание педагогических ситуаций, совместные собрания-родители с детьми, методические рекомендации. Целью родительских собраний является не только работа по повышению педагогической культуры родителей, но происходит сплочение коллектива родителей. Тем самым решается целый ряд задач, которые возникают в процессе учебной и воспитательной деятельности.
В последнее время появилось нововведение – это родительская конференция. Использую не чаще двух раз в год. Такая форма работы очень полезна, так как в ней сочетаются педагогические знания, которые практикуются с опытом семьи и общества. Организаторами такой конференции выступают представители родительского комитета, ведущей деятельностью является обмен опыта семейного воспитания, который достоин распространения.
Кроме того, в своей педагогической деятельности использую такие формы, как:
экскурсии,
семейный выходной (совместные мероприятия с социальными партнерами БУ ХМАО-Югры «Музей Природы и Человека», БУ ХМАО-Югры «Музей геологии, нефти и газа», БУ ХМАО-Югры «Государственный художественный музей»);
мастер-классы;
творческие мероприятия («День мамочек», «Мой папа самый мудрый» и другие), такие мероприятия не оставляют родителей равнодушными;
коллективные творческие дела – «День именинников», «Мавраль», «Новогодний переполох»;
посещение мест работы родителей.
Традиционной коллективной формой с родителями является «День открытых дверей». Такая форма позволяет родителям увидеть реальную картину деятельности своих детей не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.
Помимо коллективных форм в своей деятельности использую и индивидуальные:
консультации;
метод анкетирования;
разработка и использование различных памяток;
-вечер вопросов и ответов;
индивидуальные беседы.
Индивидуальные формы необходимы при составлении плана воспитательной работы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Таким образом, совместная работа с родителями направлена на поиск совместных решений, обмен мнениями, необходимых для всесторонне развитой личности ребенка, где главным связующим звеном являются партнерские отношения между школой и семьей. И если мы будем работать в одной цепочке, то и воспитательный процесс будет положительным.
Список литературы:
1. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы / В.В. Воронов. - Воспитание школьников. - Москва, 2001. - №6. - С. 21.
2. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В.А. Гейко // Начальная школа. - 1999. - №3. - С. 43-44.
3. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды / И.Ф. Дементьева // Педагогика. - №6. - 1996.
4. Леликова Г.А. Система работы с родителями // Г.А. Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград, Учитель, 2010.
5. Метенова Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования / Н.М. Метенова // Начальная школа. - 2001. - №8. |