Роза Евгеньевна Левина – выдающийся исследователь детской речи, основоположник педагогического направления логопедии, авторитет в области речевой патологии, родилась 25 февраля 1908 г. в Орше, (Белоруссия). В 1927 г. поступила в МГУ (2) на педагогический факультет, где в тот период читал лекции и вел семинары по психологии профессор Лев Семенович Выготский. Р.Е. Левина принадлежит к плеяде ученых – самых близких его учеников и последователей, которых Лев Семенович часто называл «пятеркой». Другими членами этой группы были А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Л.И. Божович и Л.С. Славина, каждый из которых впоследствии сделался лидером определенного направления в научной и практической психологии. В 1928 г. Р.Е. Левина начала вести экспериментальную работу по психологии. Ее исследование планирующей речи ребенка как средства предвосхищения и регуляции действий представляет научный интерес и по сей день, поскольку на материале эгоцентрической речи обнаруживает связь между речевой деятельностью и организацией высших форм человеческого поведения.
По инициативе Л.С. Выготского Розе Евгеньевне Левиной было поручено возглавить небольшую группу сотрудников в составе Дефектологического института (ЭДИ), позднее – в НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР, которая получила название «Клиника речи». Еще до создания Клиники речи под непосредственным руководством Л.С. Выготского, она приступила к исследованию детей с разными формами патологии речи при нормальном слухе. Детские афазии и косноязычие (в терминологии того периода) составляли главный предмет ее внимания в сопоставлении с процессом становления речи при нормальном языковом развитии. В 1936 г. была завершена работа «Автономная детская речь».
Большое значение Роза Евгеньевна придавала изучению фонематического анализа звучащей речи детьми как с грубыми, так и со стертыми проявлениями речевой патологии. В этот период учение о фонологических средствах русского языка выдвинуло на первый план социальную сторону звуковых явлений речи, которая рассматривалась лингвистами и специалистами в области речи как смыслоразличительный ресурс, используемый в процессе общения (работы А.Н. Гвоздева, Л.В. Щербы, Ф.Ф. Pay и др.). В процессе диагностического обследования разных случаев выраженного недоразвития речи Р.Е. Левина все больше убеждалась в том, что не только устная речь ребенка страдает от неполноценности фонематического анализа. Обширный экспериментальный материал изучения устной и письменной речи свидетельствовал, что дефекты чтения и письма связаны с недостаточно сформированной способностью различать и опознавать фонемы родного языка. В феврале 1941 г. Р.Е. Левина защищает кандидатскую диссертацию на тему «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте», в которой впервые в отечественной логопедии показала, что недостатки чтения и письма являются следствием неполноценного языкового развития. Проф. В.А. Гиляровский в своем отзыве, отмечая новизну исследования, подчеркнул, что эволюция взглядов на природу расстройств письменной речи охарактеризовалась переносом центра тяжести с неполноценности оптического восприятия на акустико-гностические нарушения. Это положение определило новое направление коррекционного обучения детей с дислексией и дисграфией. Высоко оценил теоретические позиции, обоснованные Р.Е. Левиной, и А.Р. Лурия. Свой отзыв на диссертацию он заключает словами: «Работа Р.Е. Левиной далеко выходит за уровень обычной кандидатской диссертации и является трудом, в котором автор сумел дать новую интерпретацию целого большого раздела патологической психологии».
В годы войны Роза Евгеньевна в госпитале г. Уфы занимается речевой реабилитацией раненых, пострадавших от последствий черепно-мозговых травм. Затем она возвращается в Москву, в НИИ дефектологии, в котором, работала более сорока лет, возглавив сектор логопедии. В 1951 г. Роза Евгеньевна публикует книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые последовательно применяет системный подход к анализу речевой и психической деятельности детей с алалией. Автор описывает группы детей с преимущественным нарушением фонематического восприятия, зрительного (предметного) восприятия, мотивационных процессов (психической активности) и пространственных представлений. В основу выделения групп положен патогенетический принцип, позволяющий вскрыть первичную неполноценность того или иного звена, определяющего особенности не только речевых нарушений, но и вторичную задержку развития познавательных возможностей детей.
В исследовании было впервые показано, что, несмотря на то, что внешние проявления недоразвития речи и познавательной деятельности часто имеют сходные признаки, психологическая структура их различна и зависит от природы и особенностей первичной недостаточности. Основные положения и выводы этой работы имеют и до настоящего времени первостепенное дифференциально-диагностическое значение для теории и практики логопедии.
Наиболее значительной научной заслугой Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Психолого-педагогическая направленность проводимых ею и сотрудниками лаборатории логопедии исследований обусловила пересмотр классификационных представлений о речевых расстройствах. Наиболее отвечающими требованиям логопедии как педагогической науки было признано такое разграничение речевых нарушений у детей, которое выделяет в качестве ведущих признаков проявления, актуальные для коррекционного обучения. В соответствии с этим принципом были сгруппированы различные нарушения речевого развития не по симптоматическим признакам, а по общности психолингвистических показателей и общности связанных с ними лингводидактических задач.
В 1959 году выходит в свет сборник «Вопросы логопедии» (Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов). В нем находит свое отражение общая перестройка содержания логопедической науки и ее наиболее сложного раздела – изучения и коррекции недостатков чтения и письма, связанных с нарушением устной речи. Определено содержание психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности и ее сложное системное строение. Таким образом, в теории логопедии был продолен разрыв между симптоматическим описанием отдельных речевых процессов, ему было противопоставлено понимание речевой деятельности как сложного единства. Выделение уровней отклонения компонентов речевой системы послужило основой для реализации актуального замысла – фронтального обучения и воспитания детей с расстройствами речи. Под этим углом зрения в период 60-70 гг. были осуществлены методические разработки научно обоснованных путей преодоления общего недоразвития речи.
В 1961 г. Р.Е. Левина завершает обширное исследование, которое представляет в виде докторской диссертации и монографии, – «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи». Нарушения чтения и письма у детей с недоразвитием речи (алексия и дислексия, аграфия и дисграфия) трактуются ею как дефекты, связанные, в первую очередь, с недостаточностью фонематических и морфологических обобщений, в современном понимании с фонологическим дефицитом. Излагается принципиально новый подход к исправлению аграфии и алексии путем устранения отклонений речевого развития и формирования полноценных фонематических и морфологических обобщений. Публикация книги оказала большое влияние на перестройку основных положений логопедической науки. Многолетние исследования Р.Е. Левиной и возглавляемого ею коллектива послужили основанием для выделения нового раздела – нарушения письменной речи, занявшего важное место в программе подготовки специалистов в области логопедии. Были определены такие важные понятия, как готовность к письму, предпосылки усвоения письма, формирующиеся в процессе развития устной речи. Была вскрыта природа затруднений не только в усвоении грамоты, но и в усвоении правил орфографии, детерминированных глубиной и спецификой речевого недоразвития. Впервые был осуществлен анализ различных компонентов речевой деятельности, влияющих на природу нарушений письма; описаны индивидуальные особенности его компенсации в соответствии с различной структурой дефекта.
Итогом значительного периода научной деятельности Р.Е. Левиной является широко известная логопедам книга «Основы теории и практики логопедии» (1968 г.), написанная коллективом сотрудников под ее непосредственным руководством. Этот капитальный труд создал основу для развития методически оснащенной области педагогического направления логопедии.
Под влиянием исследований Р.Е. Левиной изменились научные представления о сложной природе речевой деятельности аномальных детей. Соответственно изменилось и направление логопедических исследований. На первый план вышло педагогическое содержание логопедической науки, призванное формировать у ребенка с нарушенной речью сложнейшие психические процессы, нормализовать его психическую деятельность и обеспечить готовность к полноценному обучению.
Методическим достижением педагогического направления логопедии явилось преодоление разрыва в рассмотрении сопутствующих друг другу нарушений речи и пересмотр методов исследования речевых аномалий. Под влиянием целого ряда работ Р.Е. Левиной позднее написано пособие «Методы обследования речи у детей» (1996, 2003).
Значительный вклад внесла Р.Е. Левина в проблему психологического изучения неуспеваемости младших школьников. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных пробелов в подготовленности ребенка к обучению и пути своевременного устранения этих пробелов; проанализировано психологическое содержание познавательной работы, которая должна быть проделана ребенком для успешной подготовки к новой ступени обучения. Специальному изучению была подвергнута специфическая неуспеваемость младших школьников по письму и чтению.
Р.Е. Левиной также удалось экспериментально доказать, что изучение связей аномального развития позволяет улавливать признаки возможных отклонений задолго до того, как они будут замечены окружающими, и соответственно предупреждать их возникновение. Она всегда подчеркивала, что раннее распознавание признаков аномалии является необходимым условием применения эффективного предупредительного воздействия. Значительным вкладом в развитие фундаментальных научных основ организации логопедической помощи в системе образовательных учреждений явилась разработанная Р.Е. Левиной психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
Исходя из общих закономерностей аномального развития, опираясь на изучение контингента нуждающихся в логопедической помощи, на анализ коррекционных методических систем, Р.Е. Левина пришла к выводу, что для построения педагогической классификации необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения ребенка.
В патогенезе нарушений речевых средств ею выделены аномалии гностических, сенсорных и артикуляционных механизмов, требующие, в первую очередь, применения обучающего воздействия. Отклонения же речевого поведения связаны с особенностями аффективно-волевой сферы, нормализация которых достигается, по преимуществу, в процессе коррекционно-воспитательной работы. При этом учитывалось, что каждая из названных групп может иметь более частные деления: первая группа – соответственно конкретным свойствам артикуляционных аномалий, вторая – по разным уровням развития устной речи, состоянию чтения и письма.
Такое разграничение имело некоторое сходство с фундаментальным различием между компетенцией (competence – знанием своего языка – слушающим) и употреблением (performance – использованием языка в конкретных ситуациях), сформулированными известным лингвистом Н. Хомским в 60-70 годах. Р.Е. Левиной удалось в ряде публикаций показать, что нарушения речевого поведения объединяют разнообразные формы отклонений аффективно-волевой сферы. В одних случаях на первый план выступает пониженная мотивация речевой деятельности, в других – нарушения регуляторных процессов, обостренная реактивность, связанная с коммуникативными затруднениями и стрессовыми ситуациями, как, например, при заикании. Ею выделены также случаи, когда регуляторные или мотивационные отклонения сопутствуют недоразвитию речевых средств, а иногда и обусловливают его. Состояния подобного рода, по мнению Р.Е. Левиной, целесообразно выделить в особую группу, нуждающуюся в педагогических условиях, синтезирующих обучающий и коррекционно-воспитательный аспекты.
Соответственно данным положениям была осуществлена перестройка методов выявления речевых нарушений с уточнением существенных признаков их разграничения в педагогических целях.
По-новому, с позиции психолога и педагога-дефектолога, Р.Е Левина подошла к проблеме заикания. Справедливо считая, что случаи заикания, возникающие вследствие моментального стресса, занимают по распространенности скромное место, она сосредоточила свое внимание на другом источнике этого расстройства. Таковым является форсирование речевой активности ребенка требовательным ближайшим окружением, в первую очередь родителями. В этих случаях заикание возникает как следствие неравномерного, дисгармонического речевого развития из-за – необходимости удовлетворить многим разнонаправленным требованиям. Его появлению способствуют также определенные черты характера ребенка, такие, как повышенная склонность к колебаниям при принятии решения, болезненная самокритичность, постоянная боязнь сделать неверный шаг и др. По ее мнению, заикание отражает дисфункцию процессов «аффект- речь», нарушающую регуляцию актов речевого поведения
Основанные на этих соображениях методические рекомендации были направлены, с одной стороны, на устранение стрессора, а с другой – на постепенное повышение уверенности ребенка в правильности своих действий, особенно речевых актов. Если первое относится к нормализации социальной среды, то второе – к снятию стрессов, генерируемых самим субъектом при тревожной оценке собственного речевого поведения.
Значительная часть диссертационных работ по проблемам общего недоразвития речи, выполненных под руководством Розы Евгеньевны, была осуществлена на материале различных языковых систем. Сформулированная ею в применении к патологии речи концепция фонологического дефицита неизменно оказывалась продуктивной, как с точки зрения диагностики аномалии устной и письменной речи, так и в коррекционном плане, оказывая большое влияние на практику в иноязычных странах.
Отличительной чертой исследований Розы Евгеньевны являлось сочетание теоретической глубины и новизны с практической направленностью и оперативным внедрением в организацию и содержание деятельности развивающейся в 70-е годы системы школьных и дошкольных учреждений. Известно, что первые школы для детей с тяжелыми нарушениями речи комплектовались при ее личном участии.
Много сил было отдано подготовке научных кадров. 39 ее аспирантов успешно работают в России, ближнем и дальнем зарубежье, продолжая и развивая созданное ею научное направление.
Нельзя не упомянуть пользовавшиеся большой популярностью психолого-педагогические разборы (ныне консилиумы) детей с различными вариантами речевого недоразвития, которыми руководила Роза Евгеньевна, всегда предъявляя высокую требовательность к их подготовке, тщательному отбору фактического материала, строгой аргументации и обоснованности психолого-педагогического заключения, проявляя при этом одновременно удивительную чуткость и такт к ребенку и родителям.
Отмечая юбилейную дату – столетие со дня рождения выдающегося ученого в области логопедии и психологии, хочется еще раз подчеркнуть, что доктор педагогических наук (по психологии), профессор Роза Евгеньевна Левина оставила большое научное наследие, еще далеко не полностью реализованное в методических разработках и рекомендациях, создала научную школу, доказавшую свою жизнеспособность в трудах целого поколения ее последователей, передающих фундаментальные научные идеи молодым специалистам и студентам, занимающимся проблемами патологии детской речи. Продуктивность и перспективность разработанных ею направлений развития логопедической науки во многом определила методологию научно-исследовательской деятельности и современные достижения в области организации дифференцированной логопедической помощи детям с отклонениями в речевом развитии.
Обратила внимание на одно из направлений работы этого учёного - " постепенное повышение уверенности ребенка в правильности своих действий". Это как раз то, чего не хватает современному ученику. Может быть, продолжите разговор на эту тему. Ребёнок и уверенность. Подскажете что-то, что поможет ученику побороть свои сомнения. Подсказки такого рода учителю нужны. Спасибо за поднятую тему.
Лидия Митрофановна, эти вопросы лучше задавать психологу, это его профиль, и искать в соответствующей литературе. Я же, как логопед, касаюсь этого попутно с коррекцией речи. Спасибо за внимание.
Согласна, Ольга Михайловна. После этого хотя бы знаешь у какого автора, что можно поискать. Тем более, что в коррекционном процессе направлений деятельности множество...
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.