Тема: «Применение ИКТ-технологий в начальной школе» Цель: познакомить участников конференции с приемами и методами применения ИКТ-технологий в начальной школе. Актуальность исследования. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям: 1. Создание презентаций к урокам. 2. Работа с ресурсами Интернет. 3. Использование готовых обучающих программ. 4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Практическое применение ИКТ-технологий. Информационно-коммуникативные технологии позволяют повысить интерес к предмету, изучаемой теме; позволяют развивать самостоятельность и творческую активность учащихся. Систематическое использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и развитию детей. Информационно-коммуникативные технологии являются эффективным средством реализации ФГОС: коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - отстаивать свою позицию, высказывать суждения, приводить аргументы. - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательных УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; личностных УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. - усваивать содержание, исходя из социальных и личностных ценностей. Данная технология позволяет: - представить учебной материал в различной форме: текст, графика, аудио, видео, презентация; - выдавать учащимся материал частями, что приводит к более успешному усвоению знаний; - активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; - мобилизовать внимание обучаемого; На уроках для индивидуальной и групповой работы активно использую сервисы Web2.0: - ВикиВики (WikiWiki). Позволяет писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки. подведение итогов) Создание online-доски - сервисы Google (таблицы, документы, презентации)
Системность использования. Данная технология успешно применяется на уроке открытия новых знаний, на уроке закрепления полученных знаний. Технология используется на следующих этапах урока: для закрепления и контроля знаний, организации групповой и индивидуальной работы. На мой взгляд, информационно-коммуниктаивные технологии эффективно используются в качестве дидактического средства обучения, а также мониторинга контроля качества. При использовании данной технологии учитель является помощником, проводником между учащимися и информационным пространством. Ученики выполняют практическую работу, наблюдают, закрепляют полученные знаний через практические работы. Электронные образовательные ресурсы используются мною практически на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Учитель является наставником, помощником. Учащиеся работают с текстом, наблюдают за объектом, выполняют различные практические работы.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи, представленные на рисунке.
Использование на уроках программно-методических комплексов «Академия младшего школьника», «Учимся изучать историю», «Уроки Кирилла и Мефодия» позволяет значительно повысить интерес к учебному предмету, позитивное отношение к учению – 85% от общего количества. Учащиеся учатся создавать и оформлять творческие работы, самопрезентовать их. Заключение Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания. Применение компьютерных программ в преподавании позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. У учащихся, работающих с информационными технологиями, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Информатизация образовательного процесса – это реальность сегодняшнего дня, информационные технологии уверенно завоевывают себе место не только в учебном, но и в воспитательном, методическом и управленческом процессах. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.
Сколько положительного в применяемой Вами технологии: "представить учебной материал в различной форме", "активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти", " мобилизовать внимание обучаемого". Вы это видите и понимаете. Успехов Вам и самоотдачи в нелёгком труде учителя начальной школы!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.