Проблема непослушания детей будет актуальна всегда. И это надо понимать. То есть дети и раньше не слушались, и сейчас не слушаются, и в будущем это будет так же. Но также важно осознавать, что начиная с себя и своей семьи, можно существенно снизить процент непослушания детей в городе, стране, мире. Мамы, особенно молодые, нередко жалуются, что, мол, они твердят ребенку по 100 раз одно и то же, а воз с места не двигается! Как-то одна мать пожаловалась:
“Мне надоело работать попугаем! Я могу по 15 раз говорить сыну: выключи телевизор, убери ботинки на место, отнеси тарелку. Он просто не реагирует, пока не прикрикну! И вообще, бывают ли дети, которые слушаются с первого раза?”
Жалко эту женщину, но так и хотелось ей сказать, что проблема не в ребенке, а в ней самой. У меня на глазах был наглядный пример. 7-летний Ваня. Мы с его мамой сидели и пили чай у меня дома. Вот он зашел и сам, без разрешения, включил телевизор. Я говорю: “Ваня, выключи, пожалуйста, телевизор”. Он, естественно по привычке не отреагировал. Я подошла к нему, взяла его за руку, посмотрела в глаза и сказала: “Ваня, телевизор”. Он тут же спокойно его выключил и следующие три часа все мои просьбы выполнялись с первого раза.
Видите ли, здесь не сам ребенок такой замечательный. Просто есть взрослые-попугаи, а есть те, кто дважды не повторяет. Если вы даете множество ЦУ, то становитесь для ребенка просто фоном, и он уже не слышит вас. Мы, женщины, вообще говорим много, но словесный “понос” надо контролировать. Самая распространенная проблема, связанная с этим: вы дали много инструкций, а вот выполнение не отследили.
Вот ребенок кидает в речку камушки. Казалось бы, какое милое и приятное занятие. Рядом стоит мамаша и начинает брюзжать: “Ты как кидаешь? Давай в другую сторону. Ой, не докинул… Ты встань – у тебя тогда лучше получится. Зачем ты все камни-то сразу кидаешь? Хочешь дождик сделать? Ну кидай уже, ты чего застыл!”
Все, ребенок ее не слышал. Мамин поток слов он уже не разделял.
Чтобы не узнавать в этой маме себя, следуйте пяти простым правилам! 1. Разделите ваши разговоры с ребенком на 2 типа
Непринужденное общение. Это простой разговор без указаний. Он может быть эмоциональным, насыщенным словами и вопросами.
Просьбы, указания, требования. Это короткие сообщения, которые повторяются один раз. После чего отслеживается их выполнение. 2. Оцените свои требования
Посмотрите со стороны на то, что вы требуете, памятуя о том, что дети, особенно маленькие — очень активны. Игры и шум им необходимы. Потому постарайтесь, чтобы во время игр было совсем немного запретов. Самое главное, чтобы себе не навредили, другим людям, не попортили ценное или чужое имущество – остальное можно. Понимаете, когда они слышат от вас целый негласный список запрещенного, то невольно начинают бунтовать. Они не в состоянии еще понять смысл запретов и пока только учатся слушать и слышать. Как вариант, “много текста” вызывает безразличие, и тогда уже хуже некуда. Вашему чаду все все равно. 3. Замените отрицание на пожелание
Сообщение: “Не сиди на мокром” может привести малыша в растерянность. Если не сидеть, тогда что? Гораздо понятнее ему будет фраза: “Встань с мокрого”.
Вот несколько вариантов в контрасте:
“Не кричи!” – “Говори тише. Тс-с-с…”
“Не кидай мяч на кухне” – “Играй с мячиком в своей комнате”
“Ты идешь очень медленно!” – “Иди быстрее, пожалуйста”
Ну, вы поняли! 4. Установите контакт
Отсутствием контакта часто грешат даже опытные мамы. У ребенка куча дел! В голове постоянно идут размышления, сравнения, появляются новые идеи… И ему нелегко вот так взять и сразу переключиться на вас. Нужно привлечь его внимание: взять за руку, поймать взгляд, получить ответ — “Да, мам, я тебя услышал”. Бывают случаи, когда стоит обращать внимание, чем занят ребенок в данный момент и насколько трудно ему переключиться на выполнение просьбы. Иногда нужно предупредить ребенка заранее. Например: “Через 10 минут будем готовиться ко сну”, “Еще 5 минут побегай и пойдем домой”. 5. Отслеживайте выполнение ваших указаний
Вот это самое важное. Если уж вы дали задание ребенку или запретили что-либо делать, будьте последовательны. Только кричать сразу не надо. Дайте ему время понять, что от него хотят. Обязательно отметьте результат выполненной работы. Молодец, спасибо. Если есть недочеты, то о них нужно говорить только после поощрения: Молодец, спасибо, только вот тут надо так и вот тут вот так. То же самое и с запретами. Бывает так: мама говорит:
“Не разрешаю за компьютер садиться!” Ребенок бегает вокруг нее, не может себя приткнуть никуда — не знает, чем заняться. Она ему через 10 минут, не выдерживая: “Да иди ты за свой компьютер”.
Пусть мамины слова, мамины просьбы будут для ребенка ценностью. На самом деле, это такое счастье – слушаться маму.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.