Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2015 » Апрель » 5 » Учимся читать.
23:51
Учимся читать.
ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ. Для детей 3-4 лет

Чтение — это общение читающего с письменным текстом.
В домашней обстановке вполне возможно научить ребенка читать так же, как научить ходить или говорить.

Для этого нужно лишь:
- регулярно читать малышу вслух считалки, стихи с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, сказки, интересные рассказы;
- чаще разговаривать с малышом о книгах, отвечать на его вопросы;
- сделать для ребенка карточки с часто употребляемыми в речи словами;
- записывать истории, которые будет диктовать малыш;
- читать чаще газеты, книги при ребенке;
- сводить ребенка в библиотеку.

ТЕСТ ГОТОВНОСТИ К ЧТЕНИЮ
- Может ли ребенок назвать окружающие его предметы?
- Легко ли он отвечает на вопросы?
- Может ли объяснить, где расположены предметы: на, под, около?
- Для чего служат человеку различные вещи: щетка, холодильник, пылесос?
- Рассказать историю?
- Четко ли он произносит слова?
- Правильно ли он строит предложения?
- Умеет ли ребенок рифмовать слова?
- Различает ли на слух слова, начинающиеся на разные звуки: лес, вес; на похожие звуки: гриб, грипп?
- Может ли повторить за взрослым несколько цифр или слов подряд?
- Связно пересказать историю?
- Внимательно ли он слушает, когда ему читают вслух?
- Может ли различать буквы?
- Осознает ли, что когда ему читают, это как-то связано с буквами на странице?
- Ассоциирует ли звуки с буквами?
- Начинает ли «прочитывать» рассказы с картинками?
Если вышеперечисленные умения и навыки наличествуют, значит, можно начинать учить ребенка читать.
При обучении чтению помните:
- знакомство надо начинать с изучения гласных букв А, О, Э, И, У, Ы. Гласные Я, Е, Ю, взять позже;
- знакомя с какой-либо согласной буквой, подбирайте пары по твердости-мягкости (МА, МЯ) и по признаку звонкий - глухой (Б - П, Д - Т и т. д.);
- учить читать лучше сразу слогом (БА - ПА, БЯ - ПЯ).

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ

✔ Страна гласных букв
◈ Скажите ребенку о том, что звуки мы слышим, произносим, но не видим. Их можно записать буквами, предложите ребенку назвать гласные звуки.
◈ Произнесите звук «А». Запишите заглавную букву А. Выясните, на что она похожа (на крышу дома). Напишите ее сначала в воздухе, затем в тетради. Вылепите ее из теста, пластилина; выложите из гороха, счетных палочек и т. д.
◈ Предложите ребенку гласные буквы писать красным цветом — ведь они красивые, музыкальные. Покажите картинки с изображением предметов, название которых начинается на изучаемую вами букву. Громко произнесите эти названия, выделив голосом начальную букву.
◈ Поиграйте в игру «Прочитай-ка». Например: картинка автобуса, перед картинкой стоит буква «А». Ребенок читает «А», остальное договаривает, глядя на картинку.
◈ Или же под картинкой автобуса написано слово «Автобус». Ребенок читает «А», остальное «дочитывает» по смыслу.
◈ Чтобы лучше запомнить гласную букву, ищем ее и подписываем (подчеркиваем) в старых книгах или журналах до тех пор, пока не выделим все буквы (в данном случае — все А).
◈ Если вы, например, изучаете букву «О», можно написать слово «окно», выделив эту букву красным цветом и приклеить карточку на окно. И так можно «расписать» всю квартиру, повесив слова с изучаемыми буквами на те предметы, в названии которых они есть. Ребенок будет читать вместе с вами и запомнит их.
◈ Аналогично знакомьтесь со всеми гласными буквами.

✔ Дедушка АУ
◈ Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы ослик, маленький ребенок, заблудившиеся дети. Под каждой картинкой написаны короткие слова: ИА, УА, АУ. Ребенок должен прочитать их. Или прочитать и соединить черточкой слова, написанные в произвольном порядке, и картинки, соответствующие им.
◈ Читаем слоги: АУ, УА, ИА, АЫ, ИЭ, — и любые другие сочетания гласных букв. А может, кто-нибудь прочтет: АЭИ, УИА — никакого смысла, но смешно.

✔ Со-гласные буквы
◈ Покажите ребенку написанный слог «БА». Читайте — Ба, выделяя голосом букву «Б». Скажите ребенку, что букву «А» он уже знает, покажите на букву «Б» и спросите, какая это буква? Напишите в воздухе, в тетради букву «Б». Находите в тексте или букву, или слог с изучаемой буквой и подчеркивайте их. Аналогично читаем слоги: БО, БУ, БЫ, БЕ, БЭ.
◈ Покажите картинки: изображения предметов или животных, названия которых начинаются на изучаемые слоги, под ними написаны слова, например: БАрабан, БАбочка, БУсы. «Прочитайте» их. Аналогично поработайте со словами, которые заканчиваются на слоги БА, БО, БЫ и т. д. Повесьте на видное место таблицу слогов с изучаемой согласной: открытых слогов БА-БЯ, БО-БЕ, БЫ-БИ, БУ-БЮ, БЭ-БЕ; обратных слогов АБ-ЯБ, УБ-ЮБ и т. д. По такой же схеме изучаем каждую согласную, а «Й», мягкий и твердый знак не берем.
◈ А может, кто-нибудь найдет в тексте и прочитает слова «БА-БА», «БО-БЫ», «БИ-БИ»? Не забывайте делать карточки слов: «бобы», «баба». А может, «баобаб»?

✔ «Мы читали, мы читали»
◈ Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы животные: корова, коза, баран, тигр, собака, кошка, цыпленок и т. д.
1 Вариант
◈ Под каждой картинкой или около нее написаны короткие слова: МУ, БЭ, ME, Р-Р, ГАВ, МЯУ, ПИ и т. д. Ребенок должен «прочитать» их.
2 Вариант
◈ Слова написаны в произвольном порядке — ребенок должен провести карандашом стрелочку от слова к нужному животному.

✔ Звучащие картинки
◈ На столе выложите картинки с изображением часов, поезда, воды и карточки со словами «ТИК-ТАК», «КАП- КАП», «ТУ-ТУ» и т. д. Ребенок должен сложить пары — карточки со словами рядом с картинками — предметами, которые их издают.
◈ Если вы не умеете рисовать, возьмите картинки, вырезанные из старых журналов, книг и наклейте их на плотную бумагу. Слова напишите сами.

✔ «Как хорошо уметь читать»
◈ Вы идете с ребенком по улице — читайте вместе с ним вывески, рекламу. Ищите знакомые слова и буквы.
◈ А может, ребенок некоторые вывески прочитает сам? Поощряйте его — купите ему азбуку.
◈ В магазине читайте этикетки.

✔ Разрезная азбука
◈ Выложите на стол буквы из разрезной азбуки — пусть ребенок выкладывает слова, слоги, ищет знакомые буквы.
◈ Покажите ему картинки — пусть он к каждой картинке положит букву или слог, с которого начинается название предмета, нарисованного на ней (например, БАНТ, МОЛОТОК, ТИГР). Это все можно разложить в алфавитном порядке: арбуз, барабан, ведерко и т. д.

✔ Что это за буква?
◈ Покажите ребенку элементы букв, он должен их угадать и дописать. Если ни разу не ошибется — поощрите его сюрпризом из сумки сюрпризов.

✔ Спасай-ка
◈ Придумайте любую сказку, в которой ребенок должен кого-нибудь спасти, прочитав слова, фразы или слоги — это зависит от уровня подготовки к чтению.
◈ Например, зайке нужно попасть в свой домик, чтобы спастись от волка. Но он не умеет читать. Попросите ребенка прочитать три слова, написанные около трех домов: мясо, сыр, морковка. Ну а где домик зайца, ребенок догадается, прочитав их.

✔ «Много нужно овощей, чтоб сварить кастрюлю щей»
◈ На кухне вы варите суп. Покажите ребенку написанные слова, например: лук, капуста, картофель, молоко. Он должен прочитать слова и убрать лишнее (молоко). А вы можете пока спокойно варить. А затем проверить — правильно ли ребенок отложил ненужное слово.
◈ А если вы варите кашу, компот? Придумывайте варианты игр.

✔ Переверни картинку
◈ На столе лежат картинки, перевернутые изображением вниз. На обратной стороне написана буква или слово. Вы загадываете загадку, например: «Шумит он в поле и саду, но в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет» (дождь).
◈ Ребенок должен отгадать загадку, найти соответствующую букву или слово и перевернуть картинку. Игра закончится тогда, когда ребенок угадает последнюю картинку.

✔ Игрушки
◈ Ребенок играет в кукольном уголке? Покажите ему написанные буквы или слоги, слова. Пусть он отберет из них те, с которых начинаются названия его игрушек: заяц, машина, мяч и т. д. Можно положить картинку с названием игрушки, которой у ребенка нет, — пусть он ее отложит в сторону.

✔ Палочки-писалочки
◈ Рисуем на асфальте мелом, пишем палочкой на песке, на снегу слова, слоги, буквы. Ребенок угадывает их. Меняйтесь ролями. Ребенок пишет — вы угадываете.
◈ Можно устроить конкурс между детьми «Кто напишет больше слов?».

✔ Похожие - разные
◈ Покажите ребенку пары картинок: БЫК — БАК. Ребенок читает и объясняет, что такое «БЫК», «БАК». Аналогично: СОМ — ДОМ, ЛЕС — ЛЕВ, КОСА — КИСА и т. п.

✔ Одевали — обували
◈ На столе разложены или картинки с подписями к ним, или карточки со словами. Ребенок должен прочитать их и разложить, например, слева слова — названия предметов одежды, справа — обуви.
◈ Аналогично: мебель и бытовые приборы, овощи и фрукты, водный и наземный транспорт и т. п.

✔ Нужная таблица
◈ Нам понадобится таблица. В ней десять столбцов — по числу гласных букв. И двадцать строк — по числу согласных. В клетках записаны слоги на каждую согласную букву.
◈ Читаем и поем слоги сверху вниз, снизу вверх. Ищем слова, например: Маша, мыло, папа, бусы и т. д. Читать по таблице можно каждый день по 5-10 минут.

✔ Загляни в альбом
◈ Сделайте с ребенком тематический альбом. В нем могут быть страницы с изображением домашних животных, страницы одежды и т. д. Сначала ребенок будет листать его, затем начнет называть предметы. Ну а если вы подпишете картинки, он начнет «прочитывать» и запоминать написанные слова.
◈ Альбомы могут быть на слова, начинающиеся на какую- то одну букву, например «С», или на слова, расположенные в алфавитном порядке.

✔ АБВГДейка
◈ Чтобы ребенку было легче заучить алфавит, выучите стишки, песенки, например:
А, Б, В, Г, А, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
И Р, С, Т, У, Ф,Х
Оседлали петуха!
Ц, Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я-
Вот и все они, друзья!
◈ Вначале букву алфавита надо называть ее звуком (говорить не «БЭ», а «Б», не «КА», а «К» и т. п.).

#Учимся_читать@razvitie_detei #Игры@razvitie_detei
Категория: Блоги | Просмотров: 838 | Добавил: bagira61 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
Если только семье это нужно, Лидия Митрофановна. Правда, интересующихся вопросами воспитания детей  всё же немало, и 
это радует... Спасибо за внимание.

Необходимый материал, который должен быть в каждой семье "под рукой". Напоминайте нам! Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог