«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» 1. Вводно-мотивационный этап: цели: образовательная: Повторения и закрепления основного программного материала выраженного в неординарных игровых ситуациях. развивающая: развитие у школьников умение излагать мысли, моделировать ситуацию, познавательного интереса, творческой активности. способствовать расширению кругозора учащихся, повышению интеллекта, умение и навыки выражения и отстаивания своей точки зрения и способов ее аргументации, умение оперировать новой терминологией, способствовать формированию мировоззрения. воспита¬тельная: воспитывать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде. ( Воспитать чувство уверенности у учащихся, воспитание чувство коллективизма, формирование навыков самостоятельной работы и работы в группе, умение выслушивать ответ , прислушиваться к мнению другого.) 3. Ядро содержания обучения: 4. Предварительная подготовка учащихся: изученный материал на предыдущих уроках информатики. 5. Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта, разработка мет.пособий. 6. Дидактические основания урока: методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический; тип урока: комбинированный; формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах. 7. Средства обучения: 8. План урока: 1.Орг. Момент (5 мин) Актуализация опорных знаний 2 Первый тур – отборочный- (10 мин) 3. Второй тур - игра «Что? Где? Когда?»- (25 мин) 4. Подведение итогов. 9. Содержателъно-деятелъностный компонент (ход урока).
Оформление: секундомер, (реквизиты) песочные часы, «черный» ящик, ордеры умников, жетоны, копировальная бумага, свечка, круг с 12-ю секторами, игрушка-пищалка, гонг, грамота лучшему ученику, конфеты, блокноты, ручки, часы с боем, плакат «Что? Где? Когда?», экран для подсчета очков, волчок, призы игрокам Организационный момент. Здравствуйте , ребята . Садитесь .Меня зовут Гульсан Какимжановна. Разрешите мне сегодня начать урок с лирической ноты. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю –каждый в классе гений, Но без труда талант не в прок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мои соавторы и судьи Оценкой вас не накажу За странный слог не обессудьте. А дальше прозой я скажу. -Ребята, я хочу поделиться частицами своего сердца и пусть они бьются в одном ритме, как одно целое. Обратите внимание на оборотную сторону. Первый тур - отборочный Из группы учащихся необходимо выбрать 6 лучших игроков. Я буду задавать вопросы. Кто быстрее отгадает - получит конфетку, но не спешите их есть, так как они вам еще понадобятся. Прежде, чем захотите назвать ответ поднимите руку. Вопросы отборочного тура взяты из кроссвордов . Итак, начнем. Вопросы: 1. Устройство визуального отображения информации. (ДИСПЛЕИ) 2. Совокупность нескольких ЗУ. (ПАМЯТЬ ЭВМ) 3. Операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода. (КОДИРОВАНИЕ) 4. Специальная программа для управления внешними устройствами. (ДРАЙВЕР) 5. Группа символов, состоящая из восьми рядом записанных бит. (БАЙТ) 6. Набор записей одного типа. (ФАЙЛ) 7. Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (ДИСКОВОД) 8. Единица количества информации, наименьшая. (БИТ) 9. Совокупность знаний, сведений и данных. (ИНФОРМАЦИЯ) 10. Лицо, которое пользуется ЭВМ. (ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ) 11. Центральный «мозг» компьютера, предназначенный для переработки информации. (ПРОЦЕССОР) 12. Манипулятор в виде укрепленной на шарнире ручки с кнопкой, употребляется в основном для компьютерных игр. (ДЖОЙСТИК) 13. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. (СКАНЕР) 14. Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемый при работе с компьютером. (ВИНЧЕСТЕР) 15. Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть. (МОДЕМ) 16. Устройство для вывода чертежей на бумагу. (ПЛОТТЕР) 17. Флоппи-диск, толщиной 0,125 мм и диаметром 133 мм, покрытый с двух сторон высококачественным Ферролаком. (ДИСКЕТА) 18. Алфавитно-цифровое печатающее устройство. (ПРИНТЕР) 19. Программируемый цифровой обработчик всевозможных данных. (КОМПЬЮТЕР) 20. Элементарная база II поколения. (ТРАНЗИСТОР) 21. Узкий и длинный разъем внутри компьютера (СЛОТ) 22. Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде. (АРХИВАТОР) 23. Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответствующих клавиш. (КУРСОР) 24. Электронно-вычислительная машина (аббрев.) (ЭВМ) 25. 220 бит. (МЕГАБАЙТ) 26. Главными частями его является ОС и система программирования. (СИСТЕМНОЕ ПО) 27. Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр). (СС) 28. Совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая целесообразное использование ЭВМ в интересах каждого его пользователя. (ПО) 29. Команда для просмотра каталога диска. (DIR) 30. Совокупность программ, являющаяся посредником между ЭВМ и пользователем. (СС) Подводим итоги, определяем шесть лучших игроков по набранным конфетам и вручаем им ордера умников (разных цветов).
Второй тур - игра «Что? Где? Когда?» Ваши набранные очки, то есть конфеты, вы можете поменять на жетоны (того же цвета, что и ордер), которые понадобятся вам для выбора вопроса. Перед каждым раундом вы делаете ставки, то есть ставите по одному жетону на любой из вопросов (можно на несколько). Затем «запускаем» стрелку и отвечаем на выпавший вопрос. В случае правильного ответа вам добавляется 1 балл. Игроку, чей вопрос выпал даются конфеты в соответствии с ценой вопроса, которые он может опять же обменять на жетоны (жетоны остальных игроков изымаются). В случае неверного ответа балл отдается команде телезрителей. Игра идет до 6 очков. В конце игры заработанные жетоны можно обменять на конфеты. А так же лучшего игрока ждет особый приз (работа в Интернет).
1 сектор — черный ящик У стоматологов иногда возникает необходимость в определении формы прикуса зубов пациента. Справедливо решив, что всю малоприятную и трудоемкую работу должен делать компьютер, американский дантист В.Манесс изобрел датчик, который не только кодирует информацию о прикусе и записывает ее на диск компьютера, но и демонстрирует на его экране последовательность смыкания зубов и даже усилие их сжатия. Датчик представляет из себя пластиковую пластину, внутри которой расположена серебряная сеточка, сжимая датчик зубами, пациент уменьшает расстояние между ее проволочками, а компьютер по соответствующей программе отслеживает и обрабатывает поступающую в него информацию. Задолго до появления такого датчика стоматологи использовали другие предметы (которые вы часто используете для других целей). Что в черном ящике? Ответ: копировальная бумага или свеча
2 сектор - блиц-вопрос по единицам измерения Вопросы: 1. Из чего состоит ЭВМ? 2. Где хранится информация? 3. Из чего состоит машинное слово? Ответы: 1. Процессор, память, устройство внешнее. 2. Диски, кассеты, микросхемы и т.д. 3. I ячейка информации = 2 бита = 16 битов
3 сектор — черный ящик Шарманки, музыкальные шкатулки и … то, что лежит в черном ящике. Все эти предметы объединяет одно - они работают по программе. Это особенно удивительно, если вспомнить, что во время их создания о программировании никто еще не догадывался. В шарманке и музыкальных шкатулках «программа» записана в виде штырьков, расположенных на валу. При вращении вала штырьки задевают пластинки, звучание которых сливается в стройную мелодию. Что в черном ящике? Ответ: Часы с боем. В них «программа» представляет собой специальное колесо, запускающее в определенное время ударный механизм, отбивающий число часов. 4 сектор Выполните арифметические действия: (1101,012-1112+101,102)*1012 и ответ дайте в десятичной СС.
5 сектор — зеро Три мудреца вступили в спор: кто из троих более мудрый? Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность. - Вы видите у меня, - сказал он, - пять колпаков: три черных и два белых. Закройте глаза! С этими словами он надел каждому по черному колпаку, а два белых спрятал в мешок. - Можете открыть глаза, - сказал прохожий, - кто угадает, какого цвета колпак украшает его голову, тот вправе считать себя самым мудрым. Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга... Наконец, один воскликнул: - На мне черный! Как он догадался? Ответ: Мудрец рассуждал так: - Я вижу перед собой два черных колпака. Предположим, что на мне белый. Тогда второй мудрец, видя перед собой черный и белый колпаки, должен рассуждать так: «Если бы на мне был тоже белый колпак, то третий сразу бы догадался и заявил, что у него черный. Но он молчит, значит, на мне не белый, а черный». А так как второй не говорит этого, значит, на мне тоже черный.
6 сектор На каких трех китах держится ИНФОРМАТИКА? Ответ: Логика, алгоритм, программа.
7 сектор «Все есть число» - говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. А как умеют работать с числами наши игроки? Сейчас нам предстоит это узнать. Вам нужно решить следующую задачу: в бумагах одного чудака математика была найдена его биография. Она начиналась следующими удивительными словами: Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже маленькая семья из 10 детей и т.д. Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл. Ответ: Недесятичная СС - вот единственная причина кажущейся противоречивости приведенных чисел. Основание этой СС определяется Фразой: "спустя год (после 44лет), 100-летним молодым человеком". Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 - наибольшая в этой СС (как и 9 - в десятичной), а следовательно, основанием системы является 5. Т.е. все числа в автобиографии записаны в пятиричной СС. 44->24, 100->25, 34->19, 11->б, 10->5
8 сектор До нас дошла римская система записи чисел, которые в некоторых случаях применяются в нумерации. В римской системе в качестве цифр используются латинские буквы: I V Х L С D М 1 5 10 50 100 500 1000 Значение числа ССХХХII складывается из 200 + 30 + 2 = 232. Но если же слева записана меньшая цифра, а справа – большая, то их значения вычитаются. Чему равно следующее число МСМХС1Х? (1999)
9 сектор В рассказе Артура Конон-Дойля «Пляшущие человечки» преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и разными способами. Сейчас игрокам предлагается расшифровать текст и объяснить способ кодирования. «АММАРГОРП - ЯАКОСЫВ ЯИЗЭОП, ЫТАТЬЛУЗЕР ЕЕ ЫТОБАР – ЯАБУРГ АЗОРП». Ответ: Программа - высокая поэзия, результаты ее работы – грубая проза (слова читаются с конца).
10 сектор - блиц - вопрос по СС Вопрос: Какой город в России обязан своим рождением ЭВМ? Ответ: Город Тольятти. Когда встал вопрос о строительстве мощного завода по выпуску современных легковых автомобилей, на него претендовали многие города. Но ВЦ отдал предпочтение степному волжскому берегу, где в 1967 г. был заложен фундамент ВАЗа. Вместе с заводом вырос г.Тольятти.
11 сектор Вопрос: Когда и кем была создана первая счетная машина? Ответ: Хотя эскизы счетной машины были найдены еще у Леонардо Да Винчи первая, реально построенная, счетная машина была создана в 1642 г. Блезом Паскалем. Примечание: более известная «Арифметическая машина» - как называл ее Паскаль, или «паскалево колесо», как звали ее другие - была построена в 1645 г. Для справок: книга Р.С.Гутарева и Ю.А.Полунова «От абака до компьютера» стр.26
12 сектор — музыкальная пауза
Вопросы: 1. Из чего состоит ЭВМ? 2. Где хранится информация? 3. Из чего состоит машинное слово? Ответы: 1. Процессор, память, устройство внешнее. 2. Диски, кассеты, микросхемы и т.д. 3. I ячейка информации = 2 бита = 16 битов
3 Кто автор этих строк и какое они имеют приложение к информатике? Мы почитаем всех нулями. А единицами себя. (А.С.Пушкин , двоичная система счисления.) 4 Назовите имя первой программистки в честь которой назван один из современных языков программирования? (Аида Августа Лав-лейс-дочь великого поэта Ьайрона, писала программы для аналитической машины Беббиджа)
Рефлексия У каждого ребенка листочек с мордашкой .Ребятам предлагается нарисовать ротик на этой мордашке в зависимости от того понравился урок или нет. Затем все поднимают листочки и видна общая картина насколько удался урок.
Самоанализ урока Данный урок построен с применением игровых технологий на приме популярной игры «ЧТО? Где? Когда?». В ненавязчивой игровой форме учащиеся достигли цели урока -повторили базовые знания по учебным темам. Такой урок обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся, дает им возможность проявить свои многогранные таланты. Как правило, подобные уроки проходят живо и интересно. Какими собранными и серьезными становятся наши ученики в ответственные моменты, с каких неожиданных сторон раскрываются их таланты!.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.