«Вера в Деда Мороза — это важно» «Вы меня обманывали, Деда Мороза не существует!» Что нужно отвечать ребенку на такие вопросы? Medialeaks поговорил с практикующим детским психологом Максимом Прохоровым из Психологического центра на Волхонке о том, как вера в чудо важна и взрослым, и детям.
Как важна для ребенка вера в Деда Мороза? В чудеса? На что эта детская вера влияет в будущем?
Вера в чудеса крайне важна, даже взрослым людям иногда очень полезно поверить в чудо. Кто-то верит в сверхъестественные вещи, кто-то в Бога. Но суть не в этом. Суть в том, что иногда важно верить, что чудо есть, так как это помогает двигаться дальше. А ребенок вообще живет немножко в другой реальности. У него еще нет границ между реальностью и выдуманным миром, они размыты. И это абсолютно нормально до какого-то возраста. Ребенок еще только учится тестировать реальность, понимать, где что. Поэтому Дед Мороз — это важно и здорово, вера в него — это вера в чудо. Вера в то, что есть кто-то, кто думает о тебе целый год, кому интересно, что ты любишь, чего ты желаешь.
До какого возраста лучше эту веру поддерживать? Именно в Деда Мороза, а не в чудо.
А пока ребенок однажды к вам не придет и не заявит безапелляционно, что Деда Мороза нет. Это вообще индивидуально, и где-то до средней школы верить в Деда Мороза абсолютно нормально. Есть вещи, о которых лучше поговорить родителям с ребенком, — например, секс или насилие, агрессия. А есть вещи, о которых лучше ему узнать от других. Вот пусть ему о том, что Деда Мороза нет, расскажут одноклассники, он вступит с ними в какую-то дискуссию, сделает какие-то выводы.
А стоит ли приглашать малышам актеров-Дедов Морозов? С какого возраста они начинают воспринимать Деда Мороза как того самого дедушку из сказки, а не просто чужого, вызывающего страх человека?
Ну, думаю года в три уже ребенок осознает, что это тот самый дедушка. Конечно, лучше нарядиться Морозом самому папе или какому-то знакомому мужчине. Я помню по своему детству, у нас наряжался сосед. Конечно, тогда нельзя было в магазине купить хороший костюм. Он наряжялся так, в какой-то халат, борода из ваты, но это было очень здорово…
Сердечно?
Да, это было сердечно! Мы думали — вот он, наш Дед Мороз!
Насколько сильно для детей разочарование, когда они понимают, что Деда Мороза не существует. С чем его можно сравнить? Это настоящее горе, стресс?
Очень индивидуально. Я знаю такую страшную историю, когда учительница в первом классе на уроке детям заявила, что вообще-то Деда Мороза нет.
Ужас. Чего это она?
Не знаю, старой закалки, может быть. И она прямо им сказала: его нет. И это была травма, потому что часть детей к этому нормально отнеслась, часть просто не поверила учительнице, а часть была реально травмирована. Потому что, ну как же так? Родители говорят, что есть, а она — что нет. Поэтому все очень индивидуально. Но бояться, что ребенок однажды узнает правду и как-то разрушится из-за этого, не стоит. Потому что если это может так подействовать, то тут встает вопрос о том, что нужно проработать какие-то другие психологические проблемы ребенка.
А как вообще можно сгладить эффект? Подготовить ребенка к этому никак нельзя? Что отвечать ему, когда он спросит: «Вы меня обманывали?»
Надо постараться, чтобы уход от этой веры был плавный. Мне кажется, в норме все должно происходить как-то само собой… Если же ребенок приходит и говорит вам: как же так, вы что, меня обманывали, то тут тоже есть вариант. Например, у нас ведь есть официальный Дед Мороз, он проживает в Великом Устюге. Так можно и объяснить: вообще-то Дед Мороз есть, показать фотографии или видео с ним. Но объяснить, что он один, а детей очень много, и он просто не может ко всем прийти. Тем не менее ему можно писать письма, он передаст все родителям, а родители уже подарят подарки.
То есть, отвечая на прямой вопрос, лучше использовать такую полуправду? Он есть, но на санях не летает и в камин через трубу не падает…
Ну, примерно так. Но это зависит от того, насколько ребенок готов к этому. Если вы видите, что ребенок готов принять идею, что Деда Мороза нет, то можно сказать, что это красивая легенда. А если ребенок уходит в ту сторону, что, ну как же так… Тогда лучше приукрасить историю.
А что вы скажете о методах шантажа Дедом Морозом, которые родители нередко используют против своих детей. Не съешь кашу — дедушка не придет и подарков не жди. Насколько это правильно?
Плохо, когда Дед Мороз становится средством управления ребенком. Знаете, вот, например, говорят, что Санта Клаус детям, которые себя плохо ведут, дарит не подарки, а угольки. И дело в том, что это может сильно повысить тревогу ребенка. Один ребенок к этому отнесется нормально, скажет, ну вот, да, я хорошо себя вел и я заслужил подарок. А другие дети могут подумать: я вроде бы себя хорошо вел, но вдруг я все-таки где-то согрешил и ничего не получу, вот я недавно о чем-то плохом подумал, а Дед Мороз об этом узнает… То есть хорошо, когда Дед Мороз не вызывает тревоги у ребенка.
Как думаете, должны ли «Деды Морозы» дарить детям дорогие подарки? Новомодные гаджеты, iPad. Не портит ли это детей?
Ну, это тоже большая проблема, потому что, с одной стороны, важно не то, какой крутой подарок, а с какими чувствами он подарен. С другой стороны, это всегда большой облом, когда ты вообще-то просил у Деда Мороза огромный компьютер, а он тебе дарит плюшевую игрушку.
Ну, это можно обяснить: Дед Мороз один, детей много, денег на все подарки не хватает.
Ну, можно и так. Но еще, если вы считаете, что вы можете этот iPad купить, но еще вашему ребенку рановато, то можно с ним договориться, сказать, давай-ка попозже. Тут желательно предложить конкретную дату. Давай, ты будешь полгода трудиться, а взамен получишь iPad.
А это как раз не тот шантах, про который вы говорили?
Ну, есть шантаж, а есть ответственность. Ребенок должен учиться быть ответственным, должен учиться взаимопомощи. Но это уже для тех, кто ходит в школу. До школы этого делать не нужно.
Вот когда детям платят деньги за пятерки, это плохо. Это уже не детско-родительские отношения, а…
Товарно-денежные?
Да, как у начальника и подчиненного, как будто мы выплачиваем зарплату. И тут уже не понятно, кто кого играет. С другой стороны, поощрить ребенка за успехи — всегда хорошо. Но нужен адекватный способ.
Максим, а есть ли у вас вообще ощущение, понимание того, как изменились дети за последние годы? Некоторые говорят, что дети уже не такие наивные, им уже сложнее верить в Деда Мороза.
Я против утверждения, что дети изменились. Изменилось общество в целом.
Да, но это же как-то влияет на детей, на детство?
Да, но просто когда говорят, дети изменились, в этой фразе всегда звучит какое-то осуждение. Постоянно учителя так говорят: вот были раньше, а теперь! Все меняется, безусловно, но дети не стали хуже или злее.
А если конкретно про наивность говорить, про веру в чудо.
Но тут нужно проводить научное исследование, чтобы ответить на этот вопрос. Маленький ребенок, в любом случае, даже если у него родители физики или математики, все равно будет верить в сказку до какого-то возраста. Конечно, всегда есть дети, которые уже в перовом классе всем рассказывают о том, что нет никакого Деда Мороза. Но все же такие дети, скорее, исключение.
материал с medialeaks.ru |