Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2015 » Март » 26 » Влияние цветовых решений классной комнаты на эмоциональную сферу обучающихся
15:30
Влияние цветовых решений классной комнаты на эмоциональную сферу обучающихся
Влияние цветовых решений классной комнаты
на эмоциональную сферу обучающихся
Тарасова Елена Александровна
педагог-психолог
ОГОУ СКШИ VIII вида г.Киренск

Умело, грамотно подобранный цвет классной комнаты, с учетом его свойств, поможет добиться в нем не только гармони, уюта, успешности но и сохранения психологического здоровья обучающихся. Пренебрегая свойствами цвета и его психологией можно впасть в крайность – сделать помещение унылым и невыразительным, или наоборот, излишне пестрым для ежедневного восприятия, а, следовательно, утомляющим глаза и мозг.
Доказано, что грамотно подобранный цвет для классного помещения, повышает эффективность учебной деятельности, влияет на умственные способности, а также на самочувствие и здоровье. Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие.
Первая, наиболее известная формулировка понятия цвет дана 300 лет назад Исааком Ньютоном в его «Оптике». «В основе современных теорий цветового зрения лежит наблюдения Исаака Ньютона, что белый солнечный свет, проходя через призму, расщепляется на спектр цветов». Выше описанная теория является основополагающей для всех исследований в данной области.
В настоящее время можно выделить три подхода к определению понятия цвет. Это механический подход И. Ньютона, феноменологический подход Э. Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Кратко рассмотрим подход Исаака Ньютона. До появления теории И. Ньютона в науке господствовало представление о свете и цветах, восходящие к учениям Аристотеля. Для Аристотеля предмет зрения — видимое и невидимое (темнота). А «видимое- это прежде всего цвет». Цвет, следовательно, то, что воспринимаемо, и в отношении чего «чувства не может ошибаться.» Это значит , что свет противоположен тьме и является условием видения цветов.
Беккер в 1953 году показал, что цветовое видение связано как с корой, так и с подкоркой головного мозга. Различение цвета, его идентификация, называние и эстетическая реакция — все это является функцией коры; с другой стороны, различение цвета связано с различением контраста и влиянием на физиологические системы через средний мозг.
Гавриленко О. Н. выявил связь между цветовым предпочтением, личностной и ситуативной тревожностью у испытуемых. По его сведениям, лица с высокой личностной тревожностью предпочитают желтый цвет, а с высокой ситуативной тревожностью — предпочитают красный и отвергают синий.
Н. В. Серов говорит о трех уровнях информационно-энергетического влияния цвета на человека:
а) сознательном (дорожный знаки);
б) подсознательном (красный — отвага, синий — разум);
в) бессознательном (красный — ускоряет пульс).
По мнению П. В. Симонова, Ч. Осгуда и др., эмоции связаны с аффективной нервной системой, «биологически одинаковой у всех людей» и, следовательно, бессознательный уровень цветового восприятия может быть идентичен во всех культурах, что прямо и косвенно подтверждается в работах К. Леви- Стросса, В. М. Бехтерева, Ч. Осгуда, К. Г. Юнга, В. С. Тюхтина и Дж. Гибсона.
Существует множество захватывающих идей и исследований о связи мифологии с семантикой цвета в разных цивилизациях.
Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействие цвета на человека. Когда мы оформляем или окрашиваем классную комнату, мы влияем на цветовое решение помещения, а это цветовое решение в свою очередь влияет на тех, кто в нём находится. Вот почему одно помещение вызывает у нас хорошее, легкое, приподнятое настроение, в другом мы чувствуем – угнетенность, оно подавляет, сдерживает! Цвет может оказывать разное психологическое воздействие на человека – то он возбуждает в нас чувство холода, а то теплоты, он может придавать бодрости или наоборот, усталости, легкости или тяжести.
Цветовое решение в оформлении классных комнат играет немаловажную роль при планировании интерьера и его дизайна. Грамотное цветовое решение интерьера классной комнаты — весомая часть успеха выполняемой в ней деятельности. При разумном подборе основных цветовых оттенков, акцентов и цветовых пятен интерьер приобретает ту самую необходимую атмосферу уюта и настроения. При неправильном подборе цветовой гаммы может не состояться любой проект, даже самый интересный и хорошо продуманный. Иными словами, все зависит от цветового решения интерьера. Цвет – феномен загадочный. Он сопровождает нас по всюду каждое мгновение. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Цвет- источник многих парадоксов мышления.
Феномен цвета значительно богаче, чем он представлен в психологии в настоящее время. К цветовым явлениям следует относить не только воспринимаемые человеком цвета, но и цвет в представлениях и сновидениях, индивидуальное предпочтение цвета, естественные символические значения цветов, воздействие различных цветов на психологическое состояние человека и др. Вот два примера того насколько сильно влияние цвета на человека: первый - производитель должен изучать с этой точки зрения спрос, чтобы обеспечить себе успех и выйти победителем в конкурентной борьбе. Если он занимается производством сахара, то знает, что он должен упаковывать свою продукцию в голубую тару, или, по крайней мере, голубой цвет должен присутствовать на упаковки; что следует решительно избегать в данном случае зеленого цвета. Выбор цвета на упаковке объясняется тем, что психологическое ощущение сладости связано с синим цветом, зеленый же вызывает ощущение вязкости и липкости. Работники авиакомпаний используют спокойные, релаксирующие цвета для отделки салонов самолетов.
Когда встаёт необходимость подбора цветов для оформления учебного помещения лучше использовать специальную палитру — каталог различных цветов, или веер. С помощью такой палитры очень просто выбрать необходимые цвета и проверить, насколько гармонично они сочетаются между собой. Такие меры тем более необходимы, если вы хотите получить достойную цветовую гамму для вашего учебного кабинета и создать в нём необходимую атмосферу.
Перед тем как подбирать цвета, следует вспомнить, что для интерьера классной комнаты существуют свои ограничения в выборе цветов. Это обусловлено тем, что каждый цвет по-разному влияет на психику человека. Особенно об этом не стоит забывать при оформлении классных комнат для младших школьников. Слишком яркое и пестрое оформление может сильно нагружать психику ребенка. Не стоит делать комнату очень яркой, как бы этого ни хотелось.
Эмоциональное воздействие цветов можно определить благодаря вашим ассоциациям относительно каждого из них так, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений.
Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении.
Хорошо известен эксперимент проведённый Х. Вольфартом (Канада). Он показал своим студентам на несколько минут карточку с изображением ярко- красного цвета. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и следовало ожидать. При рассматривании оранжево-красного цвета эти вегетативные функции повысились. Когда студентам был показан темно-синий цвет теста Люшера, их нервная система реагировала обратным образом. Наступало успокоение. Пульс становился спокойнее, давление крови снижалось, а дыхание замедлялось.
Воздействие отдельных цветов, вызывает определенные впечатления и состояния у человека. В своё время Гете проводил параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга. Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека.
Остановимся на традиционных представлениях о значении цветов известного ученого-психолога. Рассмотрим одну из основных классификаций цветовых значений- М. Люшера.
1. Темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, начало координат, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и первичный океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства еще не родившегося ребенка. Созерцание синего оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему. Кровяное давление, частота пульса и дыхания снижаются. Тело настраивается на релаксацию и восстановление, так что потребность в этом цвете повышается в периоды болезни и истощения. В психологическом плане также усиливается чувствительность, ранимость.
2. Темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт.
Выбор зеленого признак постоянства, уверенности, воли, жизнелюбия, способности выстоять перед изменениями. Он указывает на постоянство воззрений, ставит высокую оценку «Я» во всех формах самообладания и самоутверждения. Зеленый- это настойчивое отстаивание своих прав, притязаний, своего превосходства, твердо придерживаясь некоторого идеализированного представления о себе или ожидая признания со стороны других людей
3. Оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, расширение «Я», подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях. Он увеличивает пульс, кровяное давление и частоту дыхания. Красный является выражением жизненной силы, нервной деятельности, и поэтому он имеет значение желания всех форм потребностей и стремлений. Красный- это импульс, воля к победе и все формы жизненной силы. Это побуждение к активному действию, к спорту, борьбе, плодотворной инициативе.
3. Лимонно-желтый: символ — расширяющийся луч солнца, изменение, новые горизонты, творчество, гибкость, растворение, отзывчивость на внешние стимулы, все проникновение, радость.
Основными чертами желтого является его яркость, отражательная способность, лучезарность и необоснованная жизнерадостность. Желтый выражает несдержанную экспансивность, расслабленность и разрядку. Желтый символически соответствует приему солнечного тепла, возвышенному сиянию чаши Грааля, духу жизнерадостности и счастью.
4. Фиолетовый: слияние красного с синим, искусство, мистичность, необычность, гармония духовности, перерождение, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
6. Светло-коричневый (сочетание красного и черного, желтого и черного): тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт, важность соматических ощущений.
7. Черный: символ — коллапс, пустота, ночь, смерть, уничтожение, является усилителем стоящего рядом цвета — эксцентричность.
Это самый темный цвет, или отсутствие цвета вообще. Он выражает идею угасания бытия. Черный как отрицание означает отречение, отказ, завершенность.
В случае предпочтение цвета и отвержение другого означает нечто определенное и отражает существование определенного состояния души, гормонального баланса или того и другого - это отношение является универсальным и оно существует независимо от расы или пола, т.к. человек длительное время был открыт природным цветам
Кроме психологии цвета надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий черный). Цветовое решение интерьера учебных комнат может визуально, как расширять пространство, так и сужать его, делать меньше, теснее. С помощью цвета можно придавать интерьеру прозрачность и массивность, раскрытость или замкнутость. Вот, к примеру, если в интерьере классной комнаты будут присутствовать: зеленый и его оттенки ― это буде способствовать развитию ребёнка; желтая цветовая гамма ― поможет усваивать знания; голубой и его оттенки ― в целом отвечают за продвижение карьеры. Как правило, окрашивать потолок рекомендуется в белый цвет, ведь он создает иллюзию воздуха, простора, в отличие от темных оттенков. Но, если в маленьком помещении, но очень высоком, потолок можно покрасить темными цветами, а стены в светлые, холодные тона, комната при таком решении визуально будет казаться просторнее, но немного ниже, то есть натуральных, нормальных размеров.
Окрашивание потолка в темный цвет оправдано только тогда, когда помещение высокое и узкое, но и в этом случае оттенок нужно подбирать очень и очень осторожно. При недостаточном естественном освещении, особенно в старых домах, используются для оформления теплые светлые оттенки и тона – оранжевый, белый, зеленый, бежевый, серый, голубой. Именно эти цвета отражают в 2 раза больше естественного света, чем другие цвета. В южных светлых городах используют для оформления комнат более темные цвета, ведь они поглощают избыток солнечного света – это голубой, терракотовый, темно-голубой.
Однако во всём необходимо соблюдать меру. Ниже представлены основные цвета и обобщенные вызываемые ими ассоциации, которые могут возникать при употреблении большого количества конкретного цвета в интерьере.
Красный (алый) — чаще всего ассоциируется с силой, энергией, властью, боем, борьбой. Уместно использовать частично, только в виде акцентных пятен в помещениях, где требуется постоянная активность, — спортзалах, го¬стиных, кабинетах. Этот цвет неуместно использовать в местах отдыха, а особенно в детских комнатах отдыха. Исключения — в стилях авангард, ардеко и прочих, более агрессивных стилях, где красный может использоваться как один из основных цветов. Но даже там это редкость.
Желтый — чаще всего ассоциируется с солнцем, радостью, весельем. Это универсальный цвет, его можно использовать в оформлении классной комнаты. Но будьте осторожны с ярким, спектральным цветом — ярко-желтый, лимонный может сильно давить на психику, и человек, находящийся в этом помещении, будет быстро уставать.
Вообще использование чистых спектральных цветов может негативно сказаться на самочувствии. Гораздо уместнее для помещения использовать пастельные светло-желтые, бежевые цвета и охру.
Зеленый. Чаще всего под этим названием подразуме¬ваются три различных зеленых цвета — салатный (желто- зеленый), травяной зеленый и цвет морской волны.
Салатный цвет — это цвет радости, детства, беспечности и ранней весны. Его можно применять в самых различных помещениях — от туалета до детской комнаты отдыха. Но даже в этом случае избегайте чрезмерно ярких и насыщенных оттенков.
Травяной зеленый чаще всего ассоциируется со спокойствием, умиротворенностью, величием. Больше подойдет помещениям, предназначенным для уединенного отдыха или сосредоточенной работы, — библиотеке, кабинету.
Цвет морской волны — сине-зеленый — ассоциируется с морем, прохладой, оказывает небольшое угнетающее действие. Данный цвет подойдет для мест отдыха, но не используйте его для учебных помещений, так как все оттенки синего (даже в таком сложном цвете) вызывают чувство сонливости и расслабленности.
Синий, голубой — эти цвета чаще всего ассоциируются со спокойствием, небом, водой, легкостью и воздухом (два последних пункта больше относятся к голубому цвету). Эти цвета уместно использовать в помещениях для отдыха — спальнях, детских, библиотеках, комнатах отдыха. Нежелательно присутствие синих тонов в рабочих помещениях. Синий цвет может нагонять сонливость.
Коричневый, бежевый цвета чаще всего ассоциируются с землей, песком, спокойствием, сосредоточенностью, расслабленностью. Это универсальные цвета, их можно использовать в любых помещениях. Но следует помнить одно — оформляя интерьер в коричневую гамму, вы можете столкнуться с помещением «без эмоций». Интерьеры, исполненные в этих тонах, часто очень скучны.
Фиолетовый цвет чаще всего вызывает чувство угнетения и депрессии. Данный цвет не рекомендуется использовать ни в каких помещениях. Возможны варианты использования лишь как акцентного цвета или цветово-го пятна в текстиле или декоре.
Сиреневые оттенки также могут вызывать легкие не¬гативные эмоции, но не такие сильные, как в случае с фи¬олетовым цветом. Сиреневые оттенки допускаются лишь в помещениях отдыха.
Розовые тона чаще всего ассоциируются с кокетством, непосредственностью и имеют некоторый агрессивный оттенок, но его можно ограниченно использовать в помещениях для отдыха. Для детских комнат уместнее будет использование светлых розовых тонов, но не ярких, кричащих, а, наоборот, слегка приглушенных.
Черный и белый цвета чаще всего ассоциируются со светом и тенью, с добром и злом, радостью и печалью. Данные цвета рекомендуется использовать как цветовые пятна и в небольших количествах. Не стоит без особой необходимости и четких требований конкретного стиля использовать их в виде основных цветов интерьера.
Стоит отметить, что для каждого человека ассоциации с тем или иным цве¬том индивидуальны, и вы можете выбирать цвета для будущих интерьеров самостоятельно, руководствуясь лишь вашим собственным вкусом. Однако к выбору цветовой гаммы для детских и учебных помещений следует отнестись особенно внимательно: дети очень воспри¬имчивы и могут быть сильно возбуждены в помещении, выдержанном в красных тонах, или же более пассивны в комнате синего цвета. Как в детских и учебных комнатах, так и в других помещениях не¬обходимо придерживаться золотой середины, конечно же, если яркая или монохромная черно-белая гамма не заложена в основу выбранного вами стиля интерьера.
Каким же может быть цветовое решение интерьера классной комнаты?
Синий цвет, наиболее предпочитаемый в интерьерах цвет, а все благодаря своему спокойному умиротворяющему воздействию. В природе мы наблюдаем сложные постоянно меняющиеся комбинации синего цвета – от нежного голубого до насыщенного черно-фиолетового. Оглянитесь вокруг – воздух, вода, глубина, даль, анодированная поверхность – все это оттенки синего. В помещении простой синий, как правило, выглядит довольно холодно, но если его разложить на сложные тоновые оттенки или соединить с желтым или красным, то воспринимается он совсем по-другому. Сочный насыщенный желтый с ярким синим, дают неожиданную комбинацию солнечного природного окружения, и мрачное сочетание синего и коричневого ассоциируется с небом и землей. Коричневые оттенки, бежевый цвет с синим, уместны для оформления спокойного и стильного помещения – гостиной, рабочего кабинета, детской или спальной комнаты. Синий – предпочтителен для залов заседаний – способствует организованности; в переизбытке негативен для детских комнат – меланхолия.
Если вы хотите использовать в оформлении своего интерьера голубой цвет, знайте, он придает комнате строгий, немного холодный вид, а еще делает ее просторнее, больше. Бледно – голубой положителен в спальной комнате и ещё помогает сдерживать эмоции болельщиков.
Фиолетовый цвет зрительно создает ощущение тяжести помещения, замкнутости, порой вызывает гнетущее, депрессивное настроение. А потому использовать насыщенный фиолетовый цвет в интерьерах без профессиональной поддержки дизайнера нужно очень и очень осторожно.
Хотите, чтобы ваша комната вызывала состояние покоя? Тогда самый лучший цвет – зеленый. Это цвет природы и листвы, это цвет свежести. Зеленый цвет благотворно влияет не только на психику, он снижает давление, а при умственном перенапряжении он влияет очень благотворно на мозги. Зеленый отлично подходит для оформления интерьеров комнат, но помещение, окрашенное или оклеенное обоями разбавленного зеленого, выглядит скучно, бездушно и нежизнеспособно. В зеленый лучше оформлять помещения, предназначенные для расслабления, отдыха. Темно – зеленый положителен в нежилых комнатах, в библиотеке, то есть там, где проводят много времени. Чтобы избежать перенасыщенности зеленого цвета лучше не использовать его в помещениях с большими широкими окнами, которые выходят к тому же в сторону зеленых парков, массивов.
Использование в интерьере желтого цвета способствует хорошему влиянию на мозг, зрения, желтый также снимает нервное напряжение, создает радостное настроение, солнечную живую атмосферу. Присутствие жёлтого цвета всегда увеличивает пространство помещения, делает его боле легким, просторным. В комбинации с белым – он не утомляет глаза, придает комнате воздушность. Даже самая маленькая, заставленная комната при помощи желтого и белого цветов может превратиться в светлую и просторную. Желтый – предпочтителен в салоне самолета, кухне, экзаменационных аудиториях. А белый- следует избегать в больницах и детских учреждениях.
Коричневый – создает уют но тянет отдыхать – нельзя использовать в библиотеке, хорошо использовать в суде (как цвет незыблемости).
Итак, бесспорно, цветовое решение интерьера играет важную роль. От того какую цветовую гамму вы предпочтёте в своём классе, как расставите цветовые акценты, будет зависеть непосредственно ваш профессиональный успех и успех ваших обучающихся.

Литература
1. Лекция Нелюбова М.В. «Психология цвета, значение цвета»// http://www.yugzone.ru/psy/colors.htm
2. Ходякова О.В. «Применение методики цветового анализа для выявления и коррекции отклонений младших школьников»// https://mycolorlive.wordpress.com/2009/04/05/%D0%B4%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC-2005-%D0%B3%D0%BE%D0%B4/#more-30
3. Цветовое оформление комнат по фэн-шуй// http://tutfengshui.ru/color/113-cvetovoe-oformlenie-komnat.html
4. Важность цвета в интерьере. Цветовые решения и особенности оформления интерьера// http://domovenok-as.ru/hozjaike-na-zametku/vazhnost-cveta-v-interere-cvetovye-reshenija-i-osobenosti-oformlenija-interera.html
5. Цветовое решение интерьера// http://www.our-interior.com/cvetnoe-reshenie-interiera.html
Категория: Блоги | Просмотров: 4688 | Добавил: ellen69 | Теги: цвет, развитие личности, оформление класса | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
Какая полезная информация! Не только для цветовой гаммы школьного кабинета. Нам, языковедам, это  - хорошая помощь при работе над сочинением по картине. Слияние цвета и замысла художника - вот то, что должны почувствовать дети в работе.

2 Елена (ellen69)   (29.03.2015 16:26) [Материал]
Огромное спасибо за отзыв. Честно говоря я сомневалась, выкладывать ли мне этот материал здесь. Ведь он как бы нужен только директорам и завхозам. Выложила только потому, что бы родители и классные руководители знали о воздействии цвета и могли отстоять свою точку зрения и защитить своих детей.

Что находите интересное, выкладывайте. Не оглядывайтесь на то, что напишут Вам. Любая информация - это уже информация. Кому-то она знакома, кому-то напомнит о себе, а кого-то научит.

Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог