Учитель – это профессия,
Призвание иль дорога,
Иль творчества песнь совместная,
Иль крест по веленью Бога?
Устами Христа брошено,
Что Путь победит идущий.
Учитель имеет прошлое,
Но только он весь в грядущем.
Учитель – это страдание,
Пред жизнью сплошной экзамен.
Учитель - это отдание
Терпеньем, добром, слезами.
Учитель – это профессия,
Где труд не имеет меры.
Учительство – есть концессия
Надежды, любви и веры.
Марина Корнеева-Евтеева
Разрешите
представиться: Литвишко Людмила Валерьевна. Образование
высшее, в 1993 году окончила Балашовский государственный педагогический
институт по специальности русский язык и литература. Двадцать лет работаю учителем немецкого языка, русского языка и литературы в филиале МКОУ «СОШ
п. Садовый Самойловского района Саратовской области» в селе Хрущёвка.
Я ---обычный
учитель, просто человек, для которого школа---это смысл жизни. Часто говорят,
что настоящим учителем нельзя стать, им надо родиться. ,,Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит
прирождённый такт”. (А. Дистервег). Мне кажется, эти слова обо мне. А начиналось всё, конечно же, из детства,
из семьи, когда маленькая девчонка мечтала стать УЧИТЕЛЕМ!
Я всегда знала, что буду только
учителем. Ведь перед глазами были живые примеры: мама,
Ковалёва Валентина Михайловна,---учитель русского языка и литературы и папа,
Ковалёв Валерий Пимонович,---учитель биологии и НВП (начальной военной
подготовки). Они проработали в школе по 26 лет.
Я с ранних лет уже знала, что такое поурочный план урока, педсовет,
планёрка, курсы, ,,окна” (к тому же мама была ещё и завучем в школе!) и прочие
, и прочие ,,заморочки” школьной жизни. А ещё многочисленное число моих
родственников-учителей. Это, прежде всего, дедушка
Ковалёв Пимон Степанович, проработавший в школе 53 года (с 1946 по 1999 годы);
тёти Рубис Вера Денисовна---учитель начальных классов со стажем 30 лет и
Ковалёва Лилия Ивановна, преподававшая немецкий язык 27 лет. А ещё бабушкин
брат Жерносенко Фёдор Матвеевич, отдавший школе 45 лет (с 1945 по 1990 годы),
из которых 36 лет был директором школы, а также его брат Жерносенко Дмитрий
Матвеевич со стажем 22 года. Можно ещё и ещё перечислять многочисленные имена
родственников, которые посвятили свою жизнь воспитанию и обучению детей. Я выбрала эту
профессию, потому что иначе и быть не могло. Ведь у меня в роду было столько
учителей! Общий педагогический стаж составляет более 340
лет!
Но, тем не
менее, я считаю, что учитель – это не просто профессия, это призвание, образ
жизни, состояние души.
Мой первый
учитель –Медведева Антонина Васильевна--- умная, сдержанная, культурная, она
стала для меня примером во всём. Как много тёплых и добрых воспоминаний
связано с именем первого учителя!
Что ж, выбор сделан! И началось: учёба,
учёба, учёба… Училась всегда хорошо: и в школе, и в институте была примером
всем. И как результат: аттестат только с тремя четвёрками и диплом с отличием. И вот я иду в
школу. Я---Учитель!
В 1995 году я
взяла свой первый класс. Нагрузка 27 часов, да ещё помимо русского языка и
литературы не свой предмет---немецкий язык! А дома семья:
муж и двое маленьких детей… Да и садик к тому же закрыли. Ведь в стране, как
говорят часто, ,,лихие девяностые”. Но прошли те
времена, выдержали, выжили. Ведь были так молоды!...
И начались будни и праздники школьной жизни… Из чего состояла и состоит
жизнь моя? Уроки, планы, кружки, внеклассные мероприятия, конкурсы, работа
с
родителями, самообразование, методическая работа, педсоветы, совещания,
конференции, семинары, обмен опытом, проверка тетрадей и только потом семья,
общение с друзьями. Бывают дни, когда кажется, что всё делаешь не так, как надо,
чувствуешь усталость, хочется всё бросить и… . Но звенит звонок, ты входишь в
класс, видишь несколько пар сияющих глаз, которые смотрят на тебя, надеются,
ожидают какого-то от тебя чуда, и ты ….забываешь обо всём, тонешь в этих
лучиках света, тепла, надежды и любви.
Какой он---настоящий учитель? Я думаю, что у
каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но я знаю одно: настоящий тот, кто
просто ЛЮБИТ детей! Любит детей разных: умных, странных, ,,трудных”,
независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых,…..ВСЕХ!
Думала: главное -
формировать,
Делать, ваять,
лепить.
Думала: верный
маршрут показать,
Править, лечить,
учить.
Думала: рваться,
бороться, рубить,
Мчаться, коль сила
несёт.
А оказалось - всего
лишь любить.
Только любить. Вот
и всё. (С.В. Белова)
Учитель—это
тот, кто отдаёт всю себя детям, детям, которых должен научить, воспитать,
подготовить к жизни и, самое главное, передать свою любовь им, научить их
любить, научить их быть людьми.
Моё педагогическое кредо---это слова В. Ключевского:
,,Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь”.
Какой он---современный учитель? Я считаю, что,
прежде всего, профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный,
креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянно
идущий вперёд; учитель-друг, учитель-подросток, учитель-мама, учитель-мудрец.
Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности, а я
уверена, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои
силы.
Вот поэтому в своей профессиональной
деятельности я всегда придерживаюсь такой педагогической концепции, что каждый ребёнок талантлив по своему, только
нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо просто
любить детей. И главное правило: обучая других, и сам постоянно учись!
Современный учитель должен подготовить ребёнка
к настоящей жизни, чтобы каждый, выйдя из стен школы, смог легко и быстро ,,ворваться”
во взрослую самостоятельную жизнь без каких бы то ни было потрясений и
разочарований, чтобы сумел найти своё место в обществе.
Нам
не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Я не знаю автора
этих строк, но мне они очень близки, они так точно отражают суть нашей учительской профессии.
Я
всегда знала, что профессия учителя не принесёт мне ни славы, ни материальных
благ, но не это главное. И что бы и кто бы ни говорил об этой профессии, самое
лучшее на свете – быть УЧИТЕЛЕМ. Учитель – это радость больших и маленьких побед.
Учитель– это жизнь, обращённая в будущее.
И
каждый час, и каждую минуту
О
чьих-то судьбах вечная забота.
Частицу
сердца отдавать кому-то.
Такая,
брат, у нас с тобой работа!
Однажды в юности прочитав эти строчки, я
запомнила их на всю жизнь. К сожалению, не запомнила имени автора. Но как точно
всё сказано! Годы шли, я работала. Сначала просто учителем, потом была завучем,
затем и вовсе стала директором школы. Но, проработав немного в должности,
поняла, что ,,тону” не в ребячьих лучиках света, а в многотомных папках с
бумагами. И вот я снова простой учитель: работаю, учу, воспитываю, творю и
дерзаю! Никогда в своей жизни я не пожалела о том, что выбрала этот путь,
выбрала такую себе судьбу, судьбу простого сельского учителя.
Пред
судьбой преклоняю колени,
Быть учителем - это прекрасно!
Всё пройдет, не изведает тленья.
Лишь любовь, над которой не властны,
Ни года, ни беда, ни обида,
Всё до времени скрыто, но верьте,
У учителя только для вида
Разделилось на четверти сердце.
Входит в класс не ценитель покоя,
Не заученных правил хранитель...
Только сердце, пылая любовью,
Может выстрадать званье ,,Учитель”.
И если
бы у меня была волшебная палочка, которая смогла бы вернуть меня назад, в
прошлое, я бы, всё равно, прошла весь этот путь заново. Ничего бы не отбросила
в своей жизни и ни о чём бы не пожалела. Никогда. Как жила, так и живу: всю
душу детям отдаю…
Я
так люблю это замечательное стихотворение Андрея Дементьева, которое
соответствуем моим профессиональным и жизненным принципам:
Никогда ни о чём не жалейте вдогонку!
Если всё, что случилось, нельзя изменить,
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите незримую нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось,
Иль о том, что случится не может уже...
Лишь бы озеро вашей души не мутилось,
Да надежды, как птицы парили б в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за всё вам - усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что Вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чём не жалейте -
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте,
Но ведь песни берёт он из Вашей души.
Никогда, никогда ни о чём не жалейте -
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви...
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но ещё гениальнее слушали вы!
|