Когда меня спрашивают друзья и знакомые, легко ли мне работать учителем, я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Трудно и легко, потому что, если действительно любишь то, что делаешь и когда интересно трудное – работать легко. Начало моей учительской карьеры пришлось на 90-е годы, когда престиж педагогической профессии находился на чрезвычайно низком уровне. Маленькая зарплата, длительные задержки выплат вынуждали многих педагогов менять профессию и искать более прибыльные места работы. Окончив факультет иностранных языков, почти все мои одногруппники устроились в фирмы и различные компании. В то время многие недоумевали, почему вместо работы в успешной фирме, я стала простым учителем. К их удивлению, я отвечала, что мне нравится моя профессия, и я получаю истинное удовольствие, работая с детьми. Многие удивляются и теперь, потому что для них профессия педагога и сейчас считается не самой престижной, но в то же время, одной из самых сложных и ответственных. Работая с детьми, необходимо полностью погрузиться в их мир, искренне разделять их радости и огорчения, развивать в них хорошее, помочь поверить в свои силы. Откровенно говоря, в детстве я не мечтала стать учителем. И даже поступив в педагогический институт, я не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но все мое мировоззрение поменялось, когда на 2 курсе я впервые попала на школьную практику. Второклассники, с которыми я работала, были такими добрыми и наивными. Они так радовались, когда я приходила к ним в класс, и я поняла, что общение с ними действительно доставляло мне удовольствие. Потом был опыт работы в лагере с детьми-сиротами из интерната, их искренняя любовь и привязанность. Поэтому, когда я окончила институт, у меня не осталось никаких сомнений – это моя профессия. Работа учителя настолько интересна и многообразна, что иногда бывает удивительно, каким количеством знаний и умений должен обладать педагог. Но самое главное - человек, выбравший эту профессию, по своей натуре должен быть альтруистом, готовым отдать школе свое время, энергию и вложить всю свою душу. Работу педагога невозможно измерить часами – это образ жизни, когда зачастую личная жизнь уходит на второй план. Сколько раз я слышала от разных людей: «Как вы работаете с нынешними детьми?! Они же никого не слушают, ничего не понимают и ничего не хотят! Как вы с ними справляетесь?». А ответ прост: «С ними не надо «справляться», их нужно просто понять, принять и постараться помочь им стать лучше. Для одних дети – это вечно кричащие, неуправляемые, мешающие спокойно жить существа. Для других – это личности, пусть еще до конца не сформировавшиеся, подчас неугомонные и шумные, но каждый из них – это человечек, который учится жить в нашем мире, и помочь ему призваны именно мы, учителя. Поэтому мне искренне жаль людей, которые относятся к детям, как к некоей безумной массе, ничего не умеющей, не знающей и ни к чему не стремящейся. Однако дети понимают и ощущают гораздо больше, чем нам кажется на первый взгляд. Они заслуживают уважения и доверия, и только искренность и кропотливый труд помогут получить их уважение и любовь. Трудности существуют в любой профессии, но профессия учителя – особая. Самая большая трудность, по-моему, состоит в том, чтобы проложить тропинку к душе ребенка. И эта связь порой бывает настолько хрупкой, что достаточно неосторожного слова, чтобы порвать ее навсегда. Но если учителю удалось наладить эту связь, появляется ощущение легкости и свободы. Когда входишь в класс и видишь эти глаза, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь, какое-то чувство единения и восторг от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя. Поэтому приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то новое, более интересное, совершенствоваться в своем предмете. Мне очень близки идеи педагогики сотрудничества. И я считаю, что, если на занятиях царит атмосфера добра, взаимоуважения и взаимопомощи, то в такой атмосфере дети открываются, видят в педагоге, прежде всего человека и помощника. И если ребенок ощущает понимание и поддержку со стороны взрослых, то он осознаёт свою нужность, верит в то, что его принимают совсеми его недостатками и достоинствами. Закончить мои размышления о профессии хотелось бы словами, которые стали для меня девизом. Это слова замечательного педагога Ш. Амонашвили:"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но в их душах и сердцах".
Ольга Александровна, приятно было познакомиться с Вашими раздумьями о нашей работе. Полностью поддерживаю Вашу мысль о том, что "человек, выбравший эту профессию, по своей натуре должен быть альтруистом, готовым отдать школе свое время, энергию и вложить всю свою душу". Без этого качества Учителя не получится! Удачи!
Естественная и правдивая история вхождения в профессию - вот чем для меня стало ваше эссе. Вы так просто рассказали о сложном, что не добавить, не убавить. Для вас работа - часть жизни и совсем не тёмная её сторона. Удачи вам.
Ольга Александровна, трудности , конечно же, есть в любой профессии. Однако, нам в детском саду сложнее работать не с детьми, а с их родителями, особенно с теми, кто попадает в категорию "подростков перестройки". Успехов Вам.
Уважаемая Ольга Александровна интересная работа. Прочитала за одно мгновение. Вспомнила себя, когда была студенткой. Мы с Вами в одно время стали выстраивать дорогу в профессию - учитель. Практика, только у меня была, в 11-ом классе в школе с углубленным изучением химии. В то время считала, что дети знают больше, чем я. А они по-доброму принимали на студенток. Спасибо. С уважением, Елена.
Ольга Александровна, спасибо Вам за хорошую и душевную работу. Полностью поддерживаю Ваши откровения. Прекрасные мысли всегда побуждают к прекрасным поступкам! Успехов в работе!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.